Очень родовитый недуг

Вены — болезнь нежная, женская

  Ни одна болезнь не вводит добропорядочного обывателя в такое заблуждение, как заболевание вен. Каждый считает себя великим знатоком в этой области. Появилась на ноге голубая жилка — все! Диагноз готов. У меня тромбофлебит, у меня закупорка вен — объявит своим подружкам обеспокоенная дама. На самом же деле тромбофлебит — лишь небольшая и довольно поверхностная часть огромной проблемы, именуемой “заболевание вен”. Об этом “Прививке” поведал врач-флеболог Центра эндохирургии и литотрипсии Сергей ДРОЗДОВ.

Причина в “стойке”

     Чтобы понять, насколько серьезна венозная проблема, для начала заглянем в медицинскую статистику. Оказывается, заболевание вен — типично женская болезнь. 30% дам имеют эту болячку. В отличие от них мужчинам повезло больше: на 4 больные женщины приходится всего 1 мужчина. Но это всего лишь цифры. На самом деле лихо достается всем.
     Причины заболевания тоже до сих пор вводят народ в заблуждение. Почему-то все считают, что все дело в закупорке сосудов. Однако истинная причина — слабость соединительной ткани. В результате расширяется стенка вены. Если нормальная вена выдерживает напор крови, то слабая — нет. Именно из-за этого и появляются различные изменения в сосудах. Нетрудно догадаться, что болезнью вен страдает подчас весь род, этот недуг переходит по наследству от матери к дочери.
     Вторая, тоже довольно частая причина — профессиональная. Если перед вами врач, учитель, парикмахер, продавец — можете не сомневаться и с лету “угадывать” у них болезнь вен.

Сосудное море

     Чтобы правильно относиться к своей болезни, важно понять, что произойдет в сосудах из-за слабой соединительной ткани. Во-первых, расширяется вена. Из-за этого перестают работать клапаны, которые в ней находятся. Их, кстати, очень много — до 20 штук на каждые 10 см. У этих клапанов важная обязанность — они ритмично продвигают, “подталкивают” кровь, причем в строго определенном направлении. Когда в расширенных венах перестают работать клапаны — кровь течет в обратном направлении, начинается ее застой и... всевозможные болячки. Чаще всего появляется воспаление. А у кого-то может быть тромбоз, то есть закупорка сосуда. Однако бывают ситуации и пострашнее. Например, эмболия легочной артерии. Это когда оторвавшийся тромб доходит до легочной артерии. Тогда... смерть, практически стопроцентная!
     А еще бывают трофические язвы. Это мучительное и совершенно не поддающееся лечению заболевание. Возникает оно потому, что из-за застоя крови в клетки не поступают кислород и питательные вещества. С другой стороны, продукты распада не убираются, и нарушается питание кожи. У такого больного даже укус комара или царапина от колючки может привести к трофической язве.

Диагноз — дело редкое

     С диагностикой заболевания вен у нас тоже не все благополучно. Точнее сказать, она на самом примитивном уровне. Увидел хирург в районной поликлинике синюю венку на ноге, почесал в затылке и произнес сакраментальное “резать будем”. Операцию, конечно, сделают, но нет гарантии, что при такой диагностике смогут устранить действительную причину. И через некоторое время придется возвращаться к хирургу вновь и вновь. Опять резать вены. Этот процесс может длиться бесконечно.
     Основной и самый точный метод диагностики — ультразвуковое сканирование. С его помощью можно увидеть любую вену, определить направление кровотока, состояние клапанов и наличие тромбов. И если в какой-нибудь клинике вам предложат операцию без такого предварительного диагностического исследования, лучше сразу отказаться. Поскольку без специального сканирования просто невозможно определить тактику операции.
     Но этот исследовательский метод ужасно нудный и противный. Иногда по всей ноге специалист ползает больше часа. На такой подвиг, по мнению докторов-мужчин, способны только женщины. Только они могут без устали и очень терпеливо “просмотреть” и “простучать” тысячи вен.
     Кстати, операция на венах тоже долгая. Ее могут выполнять только люди со специфическими чертами характера: терпеливые, зануды, флегматики или... опять же женщины.

Резать будем — резать не будем

     Избавляются от вен по-разному. Например, хирургическим путем. Сегодня существует около 10 вариантов удаления, которые применяют именно в России. Поскольку только наши соотечественники (да еще, может быть, какие-нибудь совсем дикие африканцы) запускают болезнь до такого состояния, что, кроме “резать”, уже больше ничего сделать нельзя. Хирург-флеболог находит причину застоя крови и хирургическим путем выключает вену из кровотока. При этом кровообращение в ноге не страдает, а питание тканей улучшается.
     Способы выключения вены разные. Во-первых, ее можно удалить. Раньше такую операцию делали через большие разрезы. Но чем больше разрез — тем больше осложнений. Сейчас, к счастью, научились удалять вены через небольшие отверстия. Вводят зонд с круглым ножом на конце, которым и вырезают пораженный сосуд из клетчатки.
     Во-вторых, можно провести так называемое склерозирование. В вену вводится специальное лекарство, которое приводит к слипанию стенок вен. Они становятся плоскими, как листок бумаги, и между ними кровь уже не течет. Пораженная вена выключается из системы кровотока. Это наиболее прогрессивный метод. Осложнений — минимум, и реабилитация наступает очень быстро. Больной начинает ходить уже через час после операции. То есть современная хирургия стала почти амбулаторной.
     Существуют и дополнительные методы — эндоскопические. Например, эндоскопическая диссекция. Это когда приходится пересечь вену, то есть просто разрезать специальными ножницами. Они каогулируют место надреза, и кровь не течет — просто запекается. С помощью этого метода теперь можно за один присест пересечь и 5, и 10 вен. А раньше пришлось бы подбираться к каждой отдельным путем.
     За рубежом сейчас очень модно решать венозные проблемы нехирургической склеротерапией. У нас такой метод применяется пока только в отдельных клиниках. В отличие от хирургического способа лечебное вещество вводят не через зонд, а с помощью шприца с обыкновенной иголкой. Делают это под контролем ультразвукового прибора. Этот метод предлагают в основном пожилым больным.
     В общем, методов лечения вен напридумано немало. Однако нет одного-единственного, за который можно было бы ухватиться и — выздороветь. Грамотный специалист применяет только комбинированное лечение. Более того, для каждого пациента приходится выбирать индивидуальную операционную тактику.

Раньше лечишь — больше экономишь

     По поводу болезни вен заблуждаются не только добропорядочные обыватели. Нередко и врачи относятся к ней неправильно. Почему-то наши хирурги считают, что варикозное расширение вен — заболевание очень простое. Даже студентов медвузов, обучая оперировать на чем полегче, для начала натаскивают на аппендиците и... на венах. Более того, в России операцию на венах разрешают делать всем хирургам без исключения и в любом стационаре. А это неправильно. Это одна из причин, по которой мы примерно на 20 лет отстали от Европы.
     Общий хирург не знает тонкостей заболевания. Конечно, ему известно, что основных поверхностных вен всего две. Однако у этих вен столько притоков, что и не сосчитать, — море разливанное. Нужно суметь не заблудиться в этих притоках, суметь распознать основное место поражения. Чтобы технически грамотно и, главное, без последствий провести операцию, нужен чрезвычайно большой опыт. Вот почему оперировать вены должны профессионалы. То есть хирурги-флебологи.
     Есть и вторая причина нашего безнадежного отставания от Запада. В России долгое время запрещалось склерозирование вен. Раньше считали, что этот метод имеет очень много осложнений. Сейчас эту точку зрения опровергли. Уже и на съезде флебологов этот метод рекомендуют как основной.
     Однако самый большой вред наносят себе сами пациенты. У нас встречаются больные, у которых вены распространяются почти по всей подкожной клетчатке — как в учебнике Пирогова.
     Это потому, что на первых порах болезнь трудно распознать. Ну появился небольшой косметический дефект — синяя венка вылезла наружу. Но ведь она не болит, не тревожит. Вот и не обращают на нее внимания. Даже если к вечеру появилась тяжесть в ногах, отеки, судороги — так у кого ж такого не бывает, это от усталости, подумает среднестатистическая россиянка и спокойно уснет. И “проспит” до тех пор, когда вены уже придется резать.
     Правда, некоторые дамы все-таки идут... к косметологу, чтобы не было мучительно стыдно ходить в купальнике по пляжу. И они тоже совершают пусть одну, но роковую ошибку. В результате болезнь прогрессирует, потому что косметолог всего лишь залечит вену в том месте, где она проявилась. А причина может быть совсем в другом месте.
     Очень не любят россияне оперироваться, предпочитают мази и пилюли. Однако для радикального лечения вен мази, кремы и прочие притирки не годятся. Их назначают только после операции, чтобы улучшить трофику — питание кожи, а также убрать раздражение нервных окончаний кожи...
     И последний важный совет. Он традиционный: чем раньше начать лечить болезнь, тем меньше придется тратиться на ее лечение.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру