ВСЕ ОЧКИ НАД "I"

  Говорят, как только Мэрилин Монро всерьез решила пуститься в большое плавание по волнам голливудского кинематографа, первым делом она приобрела большие черные очки, закрывающие пол-лица. Этот аксессуар как нельзя больше способствовал созданию имиджа кинодивы: придавал необходимую ауру загадочности и отстраненности от прочего, “незвездного” мира. К подобному приему в 40—50-е годы прибегала не одна знаменитость. Как транспарант или гроздь воздушных шариков были неотъемлемыми атрибутами первомайских демонстраций, так солнечные очки являлись в те годы одним из символов понятия “сладкая жизнь”.
     К концу прошлого века из абстрактного символа очки превратились в предмет первой необходимости: как зубная щетка или наручные часы. А при их покупке простые смертные все чаще стали прислушиваться к советам медиков. Эфемерную мечту о “сладкой жизни” потеснила вполне практичная и рациональная мода на “здоровую жизнь”.
    
     Солнце — ничто, имидж — все
     Первой мировой знаменитостью, оценившей пользу солнечных очков и даже поставившей на конвейер их производство, стал Наполеон. Перед походом на африканский континент заботливый император распорядился изготовить для своих солдат партию специальных очков, защищающих глаза от нещадно палящего солнца. По логике вещей, аналог современных очков должен был появиться как раз где-нибудь в африканских племенах. Но историки утверждают, что патент на изобретение аксессуара принадлежит эскимосам, которые надевали на лицо специальные маски с узкими прорезями для глаз.
     В прошлом столетии солнцезащитные очки стали непременной деталью экипировки американских моряков, участвовавших в боевых операциях во время Второй мировой войны. После окончания войны фирмы, снабжавшие армию очками, всерьез взялись за мирное население — дабы не терять прибыли. Первый “точечный удар” по потребителю был нанесен через кинематограф. Вот в огромных очках, закрывающих пол-лица, мелькает в кадрах фильма “Завтрак у Тиффани” Одри Хепберн. А вот в 1962 году появляется первый фильм о Джеймсе Бонде, который, кажется, даже спит и занимается любовью в непроницаемых черных очках. Звезды ни на минуту не расстаются с черными очками и в повседневной жизни: они становятся их главным опознавательным знаком — как ослепительная улыбка в тридцать два зуба или взятые напрокат бриллианты. Кинодивы сходят в очках с трапов самолетов, поднимаются по каннской лестнице и восседают за столиками самых фешенебельных ресторанов. О медицинской функции очков почти не вспоминают, главное — имидж. В 1965 году началась активная раскрутка солнцезащитных очков по всему миру. Рекламируя товар, фирмы-производители умело играют на стремлении простых смертных приблизиться к звездному Олимпу. И попадают в точку: очки покупают не ради защиты глаз, а потому, что их носят Джекки Кеннеди, Одри Хепберн и агент 007.
     Среди фэшн-дизайнеров первым собственную линию очков запустил в 70-е годы Кристиан Диор. Сегодня сей оптический прибор стал неотъемлемой частью модной индустрии. Практически все модные Дома каждый сезон выпускают новые коллекции. Причем чаще всего они вступают в альянс с профессиональными оптическими фирмами, предоставляя им право использовать название брэнда. Очки от Armani или Fendi стоят в среднем до 200 долларов, от Dolce&Gabbana или Gucci — до 300, а стоимость изделий от Swarovski или Chopard, сравнимых с тончайшими ювелирными работами, редко опускается ниже 700 долларов. Впрочем, бывают цены и повнушительней. К примеру, на аукционах, где время от времени распродаются очки, украшавшие некогда лица звезд. Так, однажды три модели, принадлежавшие Барбре Стрейзанд, пошли с молотка за 5500 долларов. А Мадонне удалось “загнать” свои стеклышки от Gucci за 6000 зеленых.
     Розовые очки для меланхолика
     К концу двадцатого века слепая погоня за модой стала постепенно уступать место здравому смыслу. Немалую роль в этом деле сыграли воззвания медиков. Для начала последователи Гиппократа раскритиковали в пух и прах манеру носить темные очки в помещениях или в дождливую погоду. Как выяснилось, это вредно для глаз, потому как вызывает у них световой голод. Затем на головы обывателей посыпались статистические данные: выяснилось, что в офтальмологии есть ряд заболеваний, которые провоцируются вредными солнечными излучениями. Достаточно упомянуть лишь катаракту, помутнение роговицы или фоторентит (световой ожог сетчатки)... Всемирная организация здравоохранения подлила масла в огонь, заявив, что ежегодно в мире свыше 20 млн. человек теряют зрение из-за катаракты. Причем у 400 тысяч страшное заболевание вызывают именно ультрафиолетовые лучи.
     Одним словом, констатировали врачи, голова дана не только затем, чтобы носить модные оправы. Хорошо бы еще подумать о собственной безопасности. Сегодня перечень требований к очкам насчитывает около пяти пунктов. К примеру, они должны до определенной отметки ослаблять свет в ультрафиолетовой полосе и свет синего диапазона... Впрочем, все эти научные выкладки для потребителя — что блуждание в темном лесу. Самый верный способ не прогадать — пойти в хороший магазин, где специалисты одинаково хорошо разбираются как в степенях защиты, так и в последних модных тенденциях.
     Так что наши современники относятся к очкам куда более рационально, чем бабушки и мамы. Даже среди знаменитостей с мировым именем привычка “прятаться за стеклами” постепенно сходит на нет. Ну, Карл Лагерфельд, ну еще Михаэль Шумахер... Продолжить список “перманентных очкариков” сегодня куда сложнее, чем, скажем, лет тридцать назад. Согласно статистике, большинство европейских автомобилистов утверждают, что никогда не сядут в солнечный день “за баранку” без очков. А здравомыслящие австралийцы предпочитают покупать оптические приборы с коричневыми и серыми стеклами: потому что такие наилучшим образом защищают от солнца. В то время как “легкомысленные” желтый, светло-зеленый или светло-синий, а также розовый оттенки не дают достаточной защиты.
     Впрочем, у психологов есть на этот счет свое мнение. Они считают, что время от времени не грех нацепить на нос оранжевые, желтые или розовые очки: уже минут через 25 “жить станет лучше, жить станет веселей”. Синий цвет не рекомендуют меланхоликам: он только усугубит их уныние. А красный придаст окружающему миру драматические нотки. Впрочем, в любом случае не следует слишком увлекаться “цветными стеклышками”: говорят, в них гораздо быстрее наступает переутомление.
     Возвращение “кошачьего глаза”
     По сравнению с обычной модой, мода на очки имеет более заторможенное развитие. Радикально модели меняются не чаще чем раз в два-три года. Причем не редкость, когда новое направление — не что иное, как ностальгия по старым временам. То дизайнеры увлекаются сороковыми годами, когда были популярны модели с массивными толстыми оправами, “убивающими” стекла. О возрождении стиля 50-х говорят футуристические очки “авиаторов”, а также знаменитые “кошачьи глаза”, которые в свое время так любили многие великие кинодивы. 60-е годы — эпоха “очковой революции”, когда наряду с традиционными черными стеклами производители стали активно использовать цветные. Моду в основном диктовали знаменитости, они и давали имена новым моделям: очки “Джекки Кеннеди” или “Элвис Пресли”. А два круглых стеклышка на тонкой перемычке вошли в историю как “а-ля Джон Леннон”. В 70-е дизайнеры экспериментировали с пластиковыми оправами, окрашивая их в разные цвета (вплоть до белого), в 80-е вновь вспомнили о “пуленепробиваемых” очках Джеймса Бонда каплевидной формы, а в 90-х особой популярностью пользовались тяжелые модели в дорогих оправах. Впрочем, никаких радикальных перемен за последние десять лет не наблюдалось. 2002 год будет мало отличаться от предыдущего: сверхлегкие модели женских очков без оправы, цветные стеклышки, ретро а-ля 50-е (то есть “кошачий глаз” и “летчики”).
     Что же касается будущего, специалисты прогнозируют активное развитие производства очков для детей и подростков (ведь, согласно медицинской статистике, они входят в “группу риска” по глазным заболеваниям, вызванным солнечными излучениями). Уже сегодня становятся популярными двухцветные стекла: верх более темный, низ — светлее. И еще одна тенденция: год от года модели становятся все легче. Уже сегодня иные достигают веса всего 5—10 граммов. И дизайнеры утверждают, что это — еще не предел.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру