МПС ищет свои деньги

Аксененко ушел, но дело его живет

8 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 269
  Что такое не везет и как с этим бороться? Крупнейшая российская монополия — МПС, несмотря на серьезные кадровые перетряски, никак не может вылезти из кризиса. Сначала стало известно о том, что накануне коллегии МПС по реформированию отрасли подошла к завершению карьера двух заместителей министра — Александра Мишарина, возглавляющего штаб реформирования МПС, и Ольги Беловой, одного из авторов концепции этих реформ. Потом — что МПС собирается судиться с компанией, которая... на 50% принадлежит самой МПС. Парадокс, но — факт.
     Компания эта называется “Трансрейл”. Прославилась она тем, что на протяжении многих лет была главной экспедиторской фирмой, действовавшей на территории РФ. Пока не появилась другая экспедиторская фирма — под названием “Иристон”. У которой было огромное преимущество перед конкурентами. Ее реальным владельцем и управителем был сын бывшего главы МПС Аксененко по имени Рустам.
     Сегодня МПС обвиняет “Трансрейл” в “зажиме” 535 миллионов долларов США: якобы на такую сумму швейцарско-российский экспедитор перевез грузов, но услуги российским железнодорожникам не оплатил. Чиновников МПС не смущает, что, обвиняя “Трансрейл”, они фактически признают: как минимум половину указанной суммы “зажали” они сами — ведь половина компании-экспедитора принадлежит министерству. Не смущает их и то, что “замылить” полмиллиарда долларов США — в условиях, когда все экспедиторы и грузоотправители могут воспользоваться услугами российских железных дорог лишь по предоплате, — возможно лишь в том случае, если в самом МПС кто-то очень влиятельный покрывал “мошенничество” “Трансрейла”. Вопрос только: кто?
     Вообще новому хозяину МПС Фадееву со товарищи не позавидуешь: если бы Аксененко оставил после себя полностью разрушенное хозяйство, это было бы лучше, чем запутанная система “увода государственных средств”, которую холили и лелеяли десятилетиями. В хитросплетениях этого лабиринта, видимо, и заплутал новый министр путей сообщения, выйдя на откровенно ложную цель.
     Дело в том, что бывшее руководство МПС “Трансрейл” в последние годы откровенно не жаловало. Слишком прозрачна была финансовая схема: перевез — получил — перечислил половину прибыли своему соучредителю, т.е. МПС. И как тут, спрашивается, сотни миллионов долларов уводить?
     Аксененко озадачился этим вопросом еще в 1999 году, и именно тогда швейцарско-российскую компанию начали вытеснять с рынка, волевым порядком переводя грузопотоки на доселе никому не известные фирмочки с мизерным уставным капиталом и сомнительной пропиской на Кипре или Каймановых островах. Судите сами: в 1999 году “Трансрейл” перечислил в МПС “провозных платежей” на почти 811 миллионов долларов, в 2000-м — всего на 31. Именно за этот год место “Трансрейла” на экспедиторском рынке было перераспределено в пользу новых “звезд” МПС — ООО “Иристон Сервис”, возглавляемого Рустамом Аксененко, ЗАО “Межтранс”, ООО “Альбокс” и других. Надо ли говорить, что в состав учредителей/руководителей всех этих компаний входили ближайшие сподвижники Николая Аксененко (например, руководители Центра фирменного транспортного обслуживания МПС Анненков и Тугаринов), состоявшие в более чем дружеских отношениях с Рустамом Аксененко?
     Наиболее странным выглядит одно совпадение: более 500 миллионов долларов США указаны в доходном балансе МПС по статье “Доходы будущих периодов”. Однако фактически средства на счете отсутствуют, то есть деньги, полученные ведомством еще во времена Аксененко, были тут же, не дожидаясь совершения реальных грузоперевозок, оприходованы. Найти и вернуть их сейчас, более чем через год после исчезновения, новое руководство МПС едва ли сможет. Но может, используя претензии к “Трансрейлу”, списать. Фокус очень прост: претензии к швейцарско-российскому перевозчику и исчезнувшие с “доходного” счета МПС средства примерно равны.
     Самое забавное, что железнодорожное ведомство устроит любой результат суда, чего некоторые его представители даже не скрывают. В случае выигрыша дела в суде деньги отправятся на закрытие “дыры” в балансе МПС. Проигрыш же позволит просто списать средства с “доходного счета” как безвозвратные, учиненные международным арбитражем потери.
     Отставленный Николай Емельянович за такое усердие своих наследников в МПС наверняка похвалил бы. А новый министр?..
    


    Партнеры