Сейчас на Охотному Ряду полным ходом идет переезд: свеженазначенные председатели перебираются в просторные кабинеты своих предшественников. Несмотря на связанную с этим суматоху, с законотворческими идеями у “новичков”, похоже, проблем нет. О том, что это за идеи, новые главы комитетов рассказали “МК”.
— Скоро Дума рассмотрит законопроекты о государственных образовательных стандартах и о предоставлении учителям городских школ отсрочки от воинского призыва. Сегодня отсрочка дается только сельским учителям, а мы хотим распространить эту норму на всех педагогов. Вскоре будут внесены поправки к федеральному закону “Об образовании”, которые сделают аттестацию школ и вузов более прозрачной. Образование должно быть качественным и доступным для всех. Единые госэкзамены и ГИФО позволят не только сохранить существующую норму бюджетных мест в вузах (170 на 10 тысяч населения), но и расширить прием на платной основе. Мы будем добиваться отмены 25-процентной квоты набора студентов на платные места, прежде всего на юридические и экономические факультеты. Спрос на эти специальности велик, но госвузы из-за квоты отказывают ребятам, которые хотят учиться за деньги. А между тем на деньги “платников” можно не только учить “бесплатных” студентов, но и ремонтировать аудитории, закупать учебники...
— На ближайшее время намечены три важных вопроса. Во-первых, судебно-правовая реформа — уже готовы поправки к закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре”, который будет рассматриваться во втором чтении. Нужно совершенствовать функции прокуратуры. Возможно, мы поднимем вопрос о создании органа, надзирающего за ней. Сегодня прокуратура надзирает сама за собой, но это устаревшая норма. Я бы предложил, чтобы таким органом стал суд... Второй важный вопрос — закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме”. Когда закон будет принят, он урегулирует вопросы, связанные с участием в выборах политических партий, упорядочит работу избирательных комиссий, а кандидаты не смогут “пропускать” деньги через “черную” кассу. И третий серьезный законопроект — “О гражданстве”, поправки к нему тоже уже готовы. Самые главные: для получения российского гражданства необходимо знать русский язык; потенциальный гражданин должен иметь законный источник существования на протяжении пяти лет, предшествующих его просьбе о гражданстве; человеку, с которого не снята или не погашена судимость за криминальное преступление, в гражданстве будет отказано; отрицательный ответ получит скорее всего и тот, кто имеет другое гражданство и не хочет от него отказываться, а для граждан бывшего СССР предусмотрены льготы: им не нужно будет жить в России пять лет, чтобы стать гражданами нашей страны. Но хочу еще раз обратить внимание: это лишь поправки, которые пока не приняты.
— Один из основных приоритетов — введение в стране почасовой оплаты труда. А то несправедливо получается: кто-то трудится допоздна, но получает меньше, чем другой, работающий несколько часов в день. Вскоре фракция СПС доработает соответствующий законопроект и внесет его на рассмотрение в Госдуму. Не исключено, что мы предложим следующее: чтобы во время “переходного” периода в стране сохранялась и месячная оплата, и почасовая. Так права человека будут более защищены...
На очереди — развитие принятого Трудового кодекса, в который нужно внести около сорока изменений, и реформа социального страхования. Сначала была идея объединить фонды медицинского и социального страхования, но, проанализировав ситуацию, мы решили, что это вряд ли даст положительный результат, и решили фонды оставить. Но провести внутри них реформы, оптимизировав работу, выплату, оказание помощи... Неделю назад я был в маленькой деревне в Свердловской области, и местный участковый врач сказал мне, что в месяц на оказание скорой помощи им выделяется 200 рублей. На эти деньги нужно купить и бинты, и лекарства... И таких моментов много, потому что, когда федеральные и местные органы отвечают за одни и те же вопросы, в итоге выходит, что ответственность не лежит ни на ком. Поэтому нужно не только четко разграничить полномочия, но и наладить деятельность фондов, с тем чтобы их помощь действительно была ощутимой.
— На мой взгляд, основной момент, с которым нужно разобраться, — вопрос распределения полномочий между федеральным центром и регионами. До тех пор пока мы четко не скажем, кто за что отвечает, говорить о правильном распределении бюджета не приходится. Я бы хотел предложить две принципиальные вещи. За исполнение всех льгот, которые принимаются федеральным центром, центр и должен нести ответственность. А то вспомните, что вышло со льготами, которые принимались государством до нынешнего года. Предлагалось исполнять их на местах, но из-за недостатка средств в региональных бюджетах в полной мере выплатить людям деньги не удалось. Так что принимать какие-либо льготы за чужой счет по меньшей мере некорректно... Есть и очень большой вопрос, касающийся закрепленных налогов. Сейчас за счет поступающих в свою казну налогов регионы покрывают от 30% до 40% расходов, а все остальное за счет трансфертов, что, по-моему, неправильно. Нужно добиваться того, чтобы налоговая система в большей своей части формировалась на территории самих регионов, с тем чтобы они рассчитывали те средства, которые будут использовать для собственного содержания. Если этого не произойдет, мы и дальше будем формировать иждивенчество и инфантилизм.
— Главная проблема в том, что комитет практически не занимался законодательством — за два с половиной года им было представлено очень мало законов. Поэтому основная моя задача — восстановить работоспособность комитета и подготовить комплект законопроектов для вступления России в ВТО. Их будет около пятидесяти, а один из наиболее важных — закон “О техническом регулировании” (он регулирует вопросы стандартизации и сертификации). Следующая группа необходимых законов — об антимонопольной политике, которая должна быть для всех единой. Нужно, чтобы подход к тарифу регулировался законодательством, потому что только тогда мы сможем вести единую рыночную политику.
— Вопросов, которые курирует комитет, очень много. Это вся промышленность — оборонная, авиакосмическая, атомная и т.д. Но для себя я определился: первое, с чем придется работать, — это федеральная адресная программа, в формировании которой участвует комитет. Я считаю, что многие объекты, которые вошли в эту программу, в нынешнем году вообще не должны были туда попасть, потому что по сути являются коммерческими фирмами, получающими бюджетные деньги. Задача комитета — не допустить подобного в будущем... Состояние российской промышленности в целом я оцениваю как “средней тяжести”: ВВП, составляющий промышленное производство, минимальный, большая кредиторская задолженность, низкий уровень кредитования промышленного производства, да и сам характер взаимодействия с финансовыми институтами неудовлетворительный — во многом работа промышленных предприятий делается за счет собственных средств. Особенно тяжелая ситуация в сфере оборонного заказа, в части, касающейся стратегического оружия. Наш статус державы, которая входит в “восьмерку” и претендует на серьезную роль в мировой геополитике, во многом помогает сохранять стратегические ядерные силы. Но если еще в течение 10 лет мы будем такими же темпами производить единственные наши стратегические ядерные ракеты “Тополь”, то останемся практически без ядерного щита и с нами перестанут считаться. Поэтому комитет намерен добиться того, чтобы государство в будущем году вложило в производство ракет больше средств, нежели сейчас, и обеспечило целевое использование финансов. И, конечно, нужно работать в направлении, касающемся научных разработок. В бюджете цифры, предназначенные на это, размыты — там не говорится, на какие именно разработки направлены те или иные суммы. Нужно добиваться конкретизации.
— Мы собираемся усиленно работать над законом “Об обороте сельхозземель”. Уже есть семь вариантов этого документа, в каждом будем отыскивать рациональные зерна. Плюс еще один законопроект, связанный с финансовым оздоровлением сельхозорганизаций. Ведь сегодня 85% из них неплатежеспособны, значит, в аграрном рынке участия принимать не могут. Поэтому и сам оборот земли, который мы собираемся ввести, в подобных условиях выглядит как издевка... Ну, а в глобальном масштабе я бы очень хотел изменить отношение в обществе к российской деревне. Ведь она находится в тяжелейшем положении, но, несмотря ни на что, люди, живущие там, работают. Так не надо хоть ругать их за то, что они бездельники, что там “черная дыра” и одни пьяницы. Посмотрите, как бережно относятся к фермерам в США, где даже существует лозунг: “Что выгодно фермерам, то выгодно Америке!” А то, что есть сегодня у нас, — разве это лобби?.. Сейчас для России важнейшая задача — заставить частный капитал пойти на село. Если может человек взять сто тысяч гектаров, освоить их, создать всю инфраструктуру и еще собирать хороший урожай — пусть действует. Он даст и налоги в казну, и рабочие места людям...