Семь думских “нянек”

Недетские планы новых начальников

8 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 419
  Слова “передел думских комитетов” мало что говорят обычному россиянину. Ну да, известно, что коммунисты лишились аж семи председательских кресел, а от руководства двумя оставшимися намерены отказаться сами. Но как все это может отразиться на жизни обычных избирателей?
     Сейчас на Охотному Ряду полным ходом идет переезд: свеженазначенные председатели перебираются в просторные кабинеты своих предшественников. Несмотря на связанную с этим суматоху, с законотворческими идеями у “новичков”, похоже, проблем нет. О том, что это за идеи, новые главы комитетов рассказали “МК”.
Александр ШИШЛОВ (“Яблоко”), председатель Комитета по образованию и науке: “БУДЕМ РАСШИРЯТЬ ПЛАТНОЕ ОБУЧЕНИЕ”.
     Из досье “МК”: “Занимал пост зампреда этого же комитета. 46 лет, уроженец Ленинграда. Закончил математико-механический и юридический факультеты Петербургского госуниверситета, член Санкт-Петербургского союза ученых. Экс-депутат Ленинградского горсовета, затем депутат ГД 2-го и 3-го созывов. Член комиссии по юридическим вопросам и правам человека ПАСЕ. Женат, двое детей”.
  
   — Скоро Дума рассмотрит законопроекты о государственных образовательных стандартах и о предоставлении учителям городских школ отсрочки от воинского призыва. Сегодня отсрочка дается только сельским учителям, а мы хотим распространить эту норму на всех педагогов. Вскоре будут внесены поправки к федеральному закону “Об образовании”, которые сделают аттестацию школ и вузов более прозрачной. Образование должно быть качественным и доступным для всех. Единые госэкзамены и ГИФО позволят не только сохранить существующую норму бюджетных мест в вузах (170 на 10 тысяч населения), но и расширить прием на платной основе. Мы будем добиваться отмены 25-процентной квоты набора студентов на платные места, прежде всего на юридические и экономические факультеты. Спрос на эти специальности велик, но госвузы из-за квоты отказывают ребятам, которые хотят учиться за деньги. А между тем на деньги “платников” можно не только учить “бесплатных” студентов, но и ремонтировать аудитории, закупать учебники...
Валерий ГРЕБЕННИКОВ (ОВР), председатель Комитета по госстроительству: “ПОРА ПОКОНЧИТЬ С “ЧЕРНОЙ КАССОЙ”.
     Из досье “МК”: “Экс-зампред комитета, который сейчас возглавил. Уроженец Минска, 55 лет. Закончил Университет дружбы народов им. Лумумбы. Специалист по международному праву, доктор юридических наук, был депутатом ГД еще 2-го созыва — от НДР. Женат”.
   
  — На ближайшее время намечены три важных вопроса. Во-первых, судебно-правовая реформа — уже готовы поправки к закону “Об адвокатской деятельности и адвокатуре”, который будет рассматриваться во втором чтении. Нужно совершенствовать функции прокуратуры. Возможно, мы поднимем вопрос о создании органа, надзирающего за ней. Сегодня прокуратура надзирает сама за собой, но это устаревшая норма. Я бы предложил, чтобы таким органом стал суд... Второй важный вопрос — закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме”. Когда закон будет принят, он урегулирует вопросы, связанные с участием в выборах политических партий, упорядочит работу избирательных комиссий, а кандидаты не смогут “пропускать” деньги через “черную” кассу. И третий серьезный законопроект — “О гражданстве”, поправки к нему тоже уже готовы. Самые главные: для получения российского гражданства необходимо знать русский язык; потенциальный гражданин должен иметь законный источник существования на протяжении пяти лет, предшествующих его просьбе о гражданстве; человеку, с которого не снята или не погашена судимость за криминальное преступление, в гражданстве будет отказано; отрицательный ответ получит скорее всего и тот, кто имеет другое гражданство и не хочет от него отказываться, а для граждан бывшего СССР предусмотрены льготы: им не нужно будет жить в России пять лет, чтобы стать гражданами нашей страны. Но хочу еще раз обратить внимание: это лишь поправки, которые пока не приняты.
Андрей СЕЛИВАНОВ (СПС), председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов: “ДВЕСТИ РУБЛЕЙ НА ЛЕКАРСТВА — ЭТО АБСУРД”.
     Из досье “МК”: “До избрания на пост председателя был зампредом комитета. Родился в г. Карпинске Свердловской области, 34 года. Сначала получил специальность “машинист карьерного экскаватора”, затем закончил Уральскую государственную юридическую академию по специальности “правоведение”. Был председателем комитета по делам молодежи г. Краснотурьинска Свердловской обл. Депутат ГД трех созывов. Женат, двое детей”.
  
   — Один из основных приоритетов — введение в стране почасовой оплаты труда. А то несправедливо получается: кто-то трудится допоздна, но получает меньше, чем другой, работающий несколько часов в день. Вскоре фракция СПС доработает соответствующий законопроект и внесет его на рассмотрение в Госдуму. Не исключено, что мы предложим следующее: чтобы во время “переходного” периода в стране сохранялась и месячная оплата, и почасовая. Так права человека будут более защищены...
     На очереди — развитие принятого Трудового кодекса, в который нужно внести около сорока изменений, и реформа социального страхования. Сначала была идея объединить фонды медицинского и социального страхования, но, проанализировав ситуацию, мы решили, что это вряд ли даст положительный результат, и решили фонды оставить. Но провести внутри них реформы, оптимизировав работу, выплату, оказание помощи... Неделю назад я был в маленькой деревне в Свердловской области, и местный участковый врач сказал мне, что в месяц на оказание скорой помощи им выделяется 200 рублей. На эти деньги нужно купить и бинты, и лекарства... И таких моментов много, потому что, когда федеральные и местные органы отвечают за одни и те же вопросы, в итоге выходит, что ответственность не лежит ни на ком. Поэтому нужно не только четко разграничить полномочия, но и наладить деятельность фондов, с тем чтобы их помощь действительно была ощутимой.
Виктор ГРИШИН (ОВР), председатель Комитета по делам Федерации и региональной политике: “НАДО РАЗОБРАТЬСЯ СО ВСЕМИ ЛЬГОТАМИ”.
     Из досье “МК”: “До избрания на пост председателя был зампредом этого же комитета. Гришину 51 год, родился в селе Судосево Мордовской АССР. Образование техническое: закончил Томский институт АСУ и радиоэлектроники. В “додепутатские” времена был вице-премьером Мордовии. Женат, двое детей”.
   
  — На мой взгляд, основной момент, с которым нужно разобраться, — вопрос распределения полномочий между федеральным центром и регионами. До тех пор пока мы четко не скажем, кто за что отвечает, говорить о правильном распределении бюджета не приходится. Я бы хотел предложить две принципиальные вещи. За исполнение всех льгот, которые принимаются федеральным центром, центр и должен нести ответственность. А то вспомните, что вышло со льготами, которые принимались государством до нынешнего года. Предлагалось исполнять их на местах, но из-за недостатка средств в региональных бюджетах в полной мере выплатить людям деньги не удалось. Так что принимать какие-либо льготы за чужой счет по меньшей мере некорректно... Есть и очень большой вопрос, касающийся закрепленных налогов. Сейчас за счет поступающих в свою казну налогов регионы покрывают от 30% до 40% расходов, а все остальное за счет трансфертов, что, по-моему, неправильно. Нужно добиваться того, чтобы налоговая система в большей своей части формировалась на территории самих регионов, с тем чтобы они рассчитывали те средства, которые будут использовать для собственного содержания. Если этого не произойдет, мы и дальше будем формировать иждивенчество и инфантилизм.
Григорий ТОМЧИН (СПС), председатель Комитета по экономической политике и предпринимательству: “ТАРИФЫ ДОЛЖНЫ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ЗАКОНАМИ”.
     Из досье “МК”: “Был зампредом Комитета по собственности. Родился в Ленинграде, 54 года. Закончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности “инженер-электромеханик”. Депутат Госдумы 1-го созыва от ДВР. До избрания в Думу нынешнюю был президентом Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий”.
 
    — Главная проблема в том, что комитет практически не занимался законодательством — за два с половиной года им было представлено очень мало законов. Поэтому основная моя задача — восстановить работоспособность комитета и подготовить комплект законопроектов для вступления России в ВТО. Их будет около пятидесяти, а один из наиболее важных — закон “О техническом регулировании” (он регулирует вопросы стандартизации и сертификации). Следующая группа необходимых законов — об антимонопольной политике, которая должна быть для всех единой. Нужно, чтобы подход к тарифу регулировался законодательством, потому что только тогда мы сможем вести единую рыночную политику.
Мартин ШАККУМ (“Регионы России”), председатель Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям: “ПОЧЕМУ НЕ РАСТУТ “ТОПОЛЯ”?”
     Из досье “МК”: “Был зампредом Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам. Родился в 1951 г. в Красногорске Московской области. Закончил Калининградское высшее военно-инженерное училище, затем Инженерно-строительный институт. До избрания в Госдуму возглавлял фонд “Реформа”. В 96-м выдвигался на пост Президента России. Доктор экономических наук, кандидат психологических наук. Женат, трое детей”.
    
— Вопросов, которые курирует комитет, очень много. Это вся промышленность — оборонная, авиакосмическая, атомная и т.д. Но для себя я определился: первое, с чем придется работать, — это федеральная адресная программа, в формировании которой участвует комитет. Я считаю, что многие объекты, которые вошли в эту программу, в нынешнем году вообще не должны были туда попасть, потому что по сути являются коммерческими фирмами, получающими бюджетные деньги. Задача комитета — не допустить подобного в будущем... Состояние российской промышленности в целом я оцениваю как “средней тяжести”: ВВП, составляющий промышленное производство, минимальный, большая кредиторская задолженность, низкий уровень кредитования промышленного производства, да и сам характер взаимодействия с финансовыми институтами неудовлетворительный — во многом работа промышленных предприятий делается за счет собственных средств. Особенно тяжелая ситуация в сфере оборонного заказа, в части, касающейся стратегического оружия. Наш статус державы, которая входит в “восьмерку” и претендует на серьезную роль в мировой геополитике, во многом помогает сохранять стратегические ядерные силы. Но если еще в течение 10 лет мы будем такими же темпами производить единственные наши стратегические ядерные ракеты “Тополь”, то останемся практически без ядерного щита и с нами перестанут считаться. Поэтому комитет намерен добиться того, чтобы государство в будущем году вложило в производство ракет больше средств, нежели сейчас, и обеспечило целевое использование финансов. И, конечно, нужно работать в направлении, касающемся научных разработок. В бюджете цифры, предназначенные на это, размыты — там не говорится, на какие именно разработки направлены те или иные суммы. Нужно добиваться конкретизации.
Геннадий КУЛИК (ОВР), председатель Комитета по аграрным вопросам: “НЕ РУГАЙТЕ КРЕСТЬЯН ЗА ПЬЯНСТВО”.
     Из досье “МК”: “Был зампредом Комитета по бюджету и налогам, где курировал аграрные вопросы. 67 лет, уроженец Псковской обл. Закончил политэкономический факультет ЛГУ. Занимался проблемами аграрного сектора в Межгосударственном экономическом совете, зампред Аграрного союза России, депутат ГД двух последних созывов. Женат”.
    
— Мы собираемся усиленно работать над законом “Об обороте сельхозземель”. Уже есть семь вариантов этого документа, в каждом будем отыскивать рациональные зерна. Плюс еще один законопроект, связанный с финансовым оздоровлением сельхозорганизаций. Ведь сегодня 85% из них неплатежеспособны, значит, в аграрном рынке участия принимать не могут. Поэтому и сам оборот земли, который мы собираемся ввести, в подобных условиях выглядит как издевка... Ну, а в глобальном масштабе я бы очень хотел изменить отношение в обществе к российской деревне. Ведь она находится в тяжелейшем положении, но, несмотря ни на что, люди, живущие там, работают. Так не надо хоть ругать их за то, что они бездельники, что там “черная дыра” и одни пьяницы. Посмотрите, как бережно относятся к фермерам в США, где даже существует лозунг: “Что выгодно фермерам, то выгодно Америке!” А то, что есть сегодня у нас, — разве это лобби?.. Сейчас для России важнейшая задача — заставить частный капитал пойти на село. Если может человек взять сто тысяч гектаров, освоить их, создать всю инфраструктуру и еще собирать хороший урожай — пусть действует. Он даст и налоги в казну, и рабочие места людям...
    


    Партнеры