Летчики-налетчики

Угнать вертолет в Москве проще пареной репы

13 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 351
  Информация о вооруженном нападении на Тушинский аэродром и угоне двух вертолетов вчера утром шокировала Москву. Кража автомашины — это понятно, к такому все давно привыкли. Угон самолета с пассажирами — тоже, увы, не новость. Но зачем и кому понадобились два геликоптера “Ми-2”? Какие цели преследовали авиапохитители?
     На все эти вопросы попытались ответить корреспонденты “МК”. Итог оказался весьма прозаичен. Винтокрылые машины похитили... сами владельцы!
    
В 8 часов утра на Тушинском аэродроме царили тишина и покой. У въезда на территорию — несколько автомобилей, как обычно, охрана, группа мирно беседующих мужчин в штатском. Идиллию нарушает очередная подъехавшая машина, пассажир которой предъявляет охраннику удостоверение сотрудника ФСБ.
     Что произошло дальше? Подробности нам рассказал замдиректора Национального аэроклуба России им. Чкалова Анатолий Сергеевич. С его слов, около 6 часов на территорию аэроклуба незаконно проникла группа мужчин (примерно 7—8 человек). У троих из них были пистолеты и электрошоки. Впрочем, обошлось без стрельбы. Захватчики нейтрализовали четверых охранников (медицинское заключение даст оценку увечьям позже), завладели двумя вертолетами “Ми-2”, завели моторы и... улетели. Также, как пояснил Сергеевич, угонщики пытались взять с собой в заложники одного из сотрудников аэроклуба.
     Под конец рассказа замдиректора к нам подходит улыбчивый молодой мужчина и представляется:
     — А я тот самый террорист-угонщик, правая рука Усамы бен Ладена. Кстати, меня тут еще так не называли?.. А то ведь от этих людей, — весельчак кивает в сторону Сергеевича, — можно ожидать все что угодно. А если серьезно, зовут меня Арсен Яковлев, я владелец одного из вертолетов, которые сегодня отсюда взлетели. Вот это, — мужчина кивает на модно одетого молодого человека, стоящего рядом, — Захар Дыркин, хозяин другого. Оба вертолета — наша частная собственность, поэтому речи об их угоне идти не может.
     Беседа с “террористами” мало-помалу начинает проливать свет на весь этот авиационный шабаш. Выясняется, что Яковлев и Дыркин — создатели и совладельцы авиационного клуба “Вихрь”, каждый из них имеет по одному вертолету. А все, что произошло вчера утром на Чкаловском аэродроме, — результат конфликта пилотов-частников с директором Чкаловского авиаклуба Сергеем Захариком (он пришел на Тушинское поле полтора года назад). В августе прошлого года оба владельца вертолетов заключили с клубом договор о том, что их машины будут базироваться на Тушинском аэродроме. До октября все шло нормально, но потом между авиаторами и Захариком словно пробежала черная кошка. При этом ни одна из сторон конкретно не называет причин распри.
     Руководство клуба говорит, что вертолетчики “не хотят соблюдать закон, действуют в своих интересах и вопреки Воздушному кодексу России”. Другая сторона не менее категорична: “Захарик просто хочет денег”. Возможно, руководство авиаклуба просто решило изменить условия договора аренды (по старому контракту авиаторы-энтузиасты все проплатили до конца 2001 года).
     По словам пилота Дыркина, с ноября прошлого года Захарик попросту перестал допускать к вертолетам его самого и Яковлева, дав соответствующие указания охране, диспетчерам, словом, всему персоналу аэродрома. Дело дошло до того, что Яковлев обратился в милицию, и следственное управление УВД Северо-Западного округа возбудило уголовное дело по статье УК о самоуправстве со стороны руководства клуба. Однако должного эффекта это не возымело, Захарик стоял на своем: к вертолетам, пусть не своим, никого не подпущу. За несколько дней до атаки на аэродром приезжали и милиционеры ОВД “Покровское-Стрешнево”, и следователь с ОМОНом, но ничего не изменилось. А вчера, сразу после “захвата” вертолетов, уголовное дело по факту самоуправства было прекращено.
     Что же касается непосредственно вчерашнего инцидента, то версия Яковлева и Дыркина разительно отличается от рассказа руководителей авиаклуба. Руководители “Вихря” утверждают, что пришли на аэродром вдвоем, при этом никаких схваток с местной охраной и в помине не было. Напарники спокойно подошли к летательным аппаратам, выполнили все необходимые технические процедуры (на это ушло примерно полтора часа) и улетели. Заявка и разрешение на полет у них, разумеется, имелись. Более того, Яковлев утверждает, что сам Захарик и дал им добро на вылет: позвонил накануне вечером, сказал, что не хотел бы огласки всей этой некрасивой истории, и предложил разойтись мирно. Мол, летите, голуби, летите...
     Теперешнее местонахождение геликоптеров Яковлев и Дыркин скрывают. Впрочем, это уже секрет Полишинеля: обе машины находятся на аэродроме в Давыдкове в окрестностях Обнинска (Калужская область).
     Кто прав в этой фантастической истории, сказать сложно: похоже, что обе стороны конфликта немного лукавят. Так, по данным “МК”, вертолетчики все же не получали официальное “добро” на вылет с Тушина. Кстати, формальные поводы отказать пилотам у аэродрома были. Дело в том, что Яковлев и Дыркин зарегистрировали свои винтокрылые машины только в Федерации легкой авиации, куда входит их клуб “Вихрь”. А свидетельства о госрегистрации воздушного судна — не получили, хотя статья 33 Воздушного кодекса РФ обязывает их к этому. Видимо, раньше Захарик закрывал на это глаза, но потом, по каким-то своим причинам, решил все же следовать букве закона.
     Что грозит небесным “лихачам” из “Вихря”? В Госслужбе гражданской авиации считают, что подобный стихийный пролет над Москвой — серьезное нарушение. Привлекать к уголовной ответственности Яковлева и Дыркина вряд ли будут, но вот неприятностей по авиационной части им не избежать. А нам остается только радоваться, что геликоптеры подняли в воздух не всамделишные террористы. ЧП в Тушине в очередной раз подтвердило: при нашем бардаке возможно все. Даже захватить вертолет в нескольких километрах от Кремля.
    


Партнеры