Руки Рики - руки божьи

1января 2002 года Эрик Клэптон начал новую жизнь

21 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 349
  В конце 1960-х годов одним из самых выдающихся произведений граффити-искусства, которые когда-либо видели от Лондона до Нью-Йорка, была гигантская надпись на стене “Клэптон — Бог”. Многие фанаты музыканта еще не родились в те времена, когда кто-то нарисовал эти огромные буквы, но их армия постоянно пополняется. Не одно поколение выросло, соглашаясь с тем, что Клэптон — Бог.   
     Но его слишком часто называли Богом, и, возможно, это не нравилось тому, кто находится на небесах. Поэтому Господь послал ему множество испытаний, его карьера развивалась, прорываясь через вереницу жизненный трудностей и трагедий. Через всю его музыку проходят эмоции и переживания — от наркотической зависимости и алкоголизма, неудачных личных отношений и потери нескольких близких людей.
     Эрик Патрик Клэптон родился 30 марта 1945 года в доме его бабушки и дедушки. Он был незаконным сыном Патрисии Молли Клэптон (которая родила его в 16 лет) и Эдварда Фриера — канадского солдата, который во время Второй мировой войны стоял со своей дивизией в Англии. Когда война закончилась, Эдвард бросил Патрисию и вернулся в Канаду к своей жене, а Патрисия, в свою очередь, бросила Эрика на попечение бабушки и дедушки Роуз и Джека Клеппа (фамилия Клэптон досталась Эрику и его мамаше от первого мужа Роуз Реджинальда Сесила Клэптона). Патрисия же решила отправиться в Германию и, быстренько побросав вещички, села на первый поезд и была такова. В Германии она очень быстро выскочила замуж за другого канадского солдата, Френка МакДональда, и позабыла об Эрике.
     Маленький Рики (так называла его бабушка) был тихим и очень воспитанным ребенком, обыкновенным школьником, которого, правда, очень интересовало искусство. Он рос с убеждением, что бабушка и дедушка — это его родители, а его мать приходится ему старшей сестрой. Это делалось для того, чтобы избежать клейма незаконнорожденного на Эрике и издевательств со стороны одноклассников. Правда открылась ему только в девять лет. Но позже, когда Эрик летал на встречу с матерью, они все же притворялись братом и сестрой.
     Когда Эрику было 16 лет, его попросили покинуть Кенсингтонскую школу искусств, где он учился на отделении графического дизайна. Говорят, что причиной такой немилости стало его увлечение гитарой. Однажды он увидел по телевизору выступление Джерри Ли Льюиса и с тех пор только и мечтал о том, чтобы заполучить себе этот музыкальный инструмент. В итоге он уговорил бабушку сделать ему такой подарок. С тех пор как гитара попала ему в руки, Эрик постоянно играл, пытаясь воспроизвести музыку великих блюзменов, создать звучание, как можно более близкое к оригиналу. Благодаря изучению классиков блюза, а также в результате усиленной работы над собой и над гитарой, Клэптон всего за два года сумел достичь значительного мастерства без посторонней помощи и стал играть в местной группе “The Roosters”. Она увековечила себя в истории рок-музыки тем, что вывела в свет двух талантливых музыкантов — Тома Макгиннеса, более известного по группам “Manfred Mann” и “The Blues Band”, а также самого Эрика Клэптона. Однако ни “The Roosters”, ни последующая группа Клэптона “Casey Jones And The Engineers” не снискали популярности у любителей ритм-энд-блюза и в скором времени распались.
     Пора признания настала для Клэптона в 1963 году, когда его пригласили играть в группу “The Yardbirds”. Несмотря на то что эта команда подавала большие надежды еще до прихода Эрика, публика ее не замечала. Воспользовавшись временным уходом гитариста Тони Топхэма, Клэптон заменил его и вскоре превратил группу в нечто совершенно отличное от того, что было раньше. И скоро “The Yardbirds” стали составлять конкуренцию самим “The Beatles” (невзирая на то что они играли не бит, а ритм-энд-блюз, в то время совсем еще не модный). Гитарные соло Эрика уже в то время приводили всех в восторг, и даже Джон Майэлл, отец британского блюза, был поражен его игрой. Однако с ростом популярности в группе начали назревать коммерческие настроения. Это вынудило Клэптона после выхода в 1965 году откровенно попсового сингла “For Your Love” покинуть группу.
     Практически сразу он решил попробовать свои силы в блюзовой команде “Bluesbreakers”, руководил которой Джон Майэлл. С Клэптоном она приобрела невероятною популярность — на концертах публика не уставала кричать: “Пусть сыграет Бог!”, “Пусть Бог сыграет соло!..” Стены лондонских домов были исписаны надписями вроде “Клэптон — Бог”. Выпущенный в 1966 году альбом “Bluesbreakers With Eric Clapton” по сей день может считаться одним из лучших образцов британского белого блюза. Однако из-за деспотичного характера Джона Мейолла в 1966 году Клэптон навсегда покинул “Bluesbreakers”, чтобы создать собственную группу.
     Изначально Клэптон предполагал, что новая группа “Cream” будет играть традиционный блюз. Участники коллектива и не надеялись, что их творчество произведет настоящую революцию в музыке и даст жизнь сотням новых течений. Трио “Cream” было “обречено” на успех, ведь в него вошли три виртуознейших и талантливейших музыканта своего времени — Джек Брюс, более всего известный своей непревзойденной игрой на бас-гитаре, Джинджер Бейкер, который играл на ударных один так, как барабанили бы сразу несколько африканских племен, и сам Эрик Клэптон — мастер игры на гитаре.
     Импровизационный элемент занимал в их музыке самую главную часть. В группе царила атмосфера продуктивного соперничества, и каждый стремился “переиграть” другого. Например, во время концертов Брюс и Бейкер часто намеренно на ходу изменяли ритмическую структуру песен, вынуждая Клэптона отчаянно импровизировать. Выпущенный в 1968 году двойной альбом “Wheels Of Fire”, явившийся вершиной творчества группы, стал самым первым альбомом в истории музыки, по уровню продаж получившим платиновый статус. Видимо, почувствовав, что это был пик их творчества, Клэптон, Брюс и Бейкер решили дать прощальный концерт, после которого группа распалась, просуществовав чуть более двух лет. Однако они оказали мощнейшее влияние на музыку, в частности, благодаря им возникли такие стили, как хард-рок, электрический джаз и прогрессивный рок.
     После распада “Cream” Клэптон вступил в состав еще одной группы “Blind Faith”. Помимо Эрика и Джинджера Бейкера в ее состав вошли Стив Уинвуд и Рик Геш. Несмотря на то что “Blind Faith” пользовалась в США популярностью, этот коллектив просуществовал всего несколько месяцев. Выпустив одну пластинку и совершив триумфальное турне по Америке, музыканты разошлись, вновь оставив Клэптона наедине с его гитарой. Сразу же после концерта он присоединился к группе “Delaney & Bonnie & Friends”, в результате чего был выпущен довольно скучный совместный альбом, после чего Клэптон покинул группу.
     Он решил заняться сольным творчеством, забрав из последней группы троих музыкантов, он записал первую сольную пластинку, назвав ее своим именем, но песни с нее звучали вяло и неуверенно. Однако он не сдавался и, добавив к составу гитариста Дуэна Олмена из группы “Allman Brothers Band”, он записал великолепный альбом “Layla And Other Assorted Love Songs”.
     Альбом получился очень удачным, а песни были написаны под влиянием трудных времен любовного треугольника между Клэптоном, его близким другом Джорджем Харрисоном и его женой Патти Бойд . В итоге Клэптон и Патти Бойд поженились в 1979 году и развелись в 1988-м. Но переживания по этому поводу привели к тому, что Эрик пристрастился к героину. Но ему взялся помочь Пит Тауншед из группы “The Who”. После лечения в клинике он записал альбом (в августе 1974 года) “461 Ocean Boulevard”. Публика была в восторге. Особенно большим успехом пользовалась в исполнении Клэптона песня Боба Марли “I Shot The Sheriff”. В 1989 году появился альбом “Journeyman”, который не только вознес его к еще большей популярности, но и вернул уважение критиков. Но в 1980 году, после выхода альбома “Just One Night”, Эрик начал пить. Это привело к тому, что в 1981 году его даже пришлось госпитализировать с серьезнейшей алкогольной интоксикацией.
     В конце 90-х годов судьба принесла Клэптону очередное испытание. Очень близкие друзья Эрика — гитарист Стиви Рэй Вон и члены его команды Колин Смит и Найджел Браун — погибли после крушения их вертолета. А буквально через несколько месяцев судьба ударила его еще раз. Сын Эрика и итальянской модели Лори Дель Санто Коннор выпал из окна манхеттенского небоскреба. После этого Клэптон вылил всю свою боль в песне “Tears In Heaven”. Эта песня собрала сразу шесть премий “Грэмми”, а продажи альбома превысили 14 миллионов экземпляров.
     Сразу после новогодней ночи, 1 января 2002 года, Эрик женился на 25-летней американке Мелии Макэнери. Церемония бракосочетания проходила в обстановке строгой секретности. Гости были приглашены в церковь, расположенную недалеко от поместья Клэптона в графстве Суррей, южная Англия, на крестины шестимесячной дочери Эрика и Мелии. Однако после окончания церемонии крещения Клэптон и Макэнери подошли к алтарю и обменялись брачными обетами, что стало полной неожиданностью для присутствовавших в церкви гостей. Церемония бракосочетания 56-летнего рок-музыканта и его 25-летней подруги проходила в церкви, где похоронен 5-летний сын Клэптона Коннор, трагически погибший 11 лет назад.
    


Партнеры