“Вечно живой” в гриме и без

Первый фильм о Ленине запретила Крупская

22 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 1958
В мировом рейтинге самых популярных исторических личностей в кино Владимир Ильич Ленин занимает почетное третье место. Его показатель (почти 90 фильмов) перекрывают лишь Наполеон Бонапарт с Иисусом Христом, а сзади вождя подпирают Адольф Гитлер, Сталин и Клеопатра.
Однако если для Голливуда данные персонажи представляют лишь интерес коммерческий и развлекательный, то для отечественной киноиндустрии Ленин — личность с особым статусом.
Поэтому и интересны ответы на такие вопросы: кто мог стать участником Ленинианы? Что сулил персонаж Ильича актерам и режиссерам? Как менялось изображение вождя с течением времени?
И какую роль сыграла Крупская в первом фильме о муже?
Неудавшийся дебют
Всего в роли Ленина было замечено порядка 30 актеров, среди которых абсолютным рекордсменом является Юрий Каюров, ныне — артист Малого театра. На его счету — 18 фильмов с присутствием вождя. Следом идут Михаил Ульянов и Максим Штраух , сыгравшие по шесть Ильичей. Общий списочный состав актеров поражает обилием звездных имен, среди которых Иннокентий Смоктуновский и Андрей Мягков, Кирилл Лавров и Николай Губенко. Особняком среди них стоит Борис Щукин, но о нем позже.
Течение Ленинианы в кино не было равномерным. Первый ее всплеск пришелся на 1958 год, когда советские киношники выдали аж 8 тематических картин. Потом на несколько лет режиссеры затаились, но лишь затем, чтобы собраться с новыми силами к грядущим юбилеям — 50-летию Великой Октябрьской революции и 100-летию со дня рождения Ильича. Под эти даты в канун 1967 года вышло шесть свежачков, а в 1970-м — еще семь лент, посвященных вождю.
Обратить внимание на прижизненные художественные картины о Ленине невозможно по причине их полного отсутствия. И не то чтобы вождь не любил кино — его сакраментальная фраза “из всех искусств для нас важнейшим является кино” давно впечатана в историю. Сразу после революции советская власть утвердила кинокомитеты, проводившие цензуру фильмов на предмет благосклонности и сочувствия к царизму, религии и частной собственности. Кроме того, вождь очень щепетильно относился к своему киноизображению, и единственная попытка создать игровой фильм о нем в 1922 году окончилась полным провалом. Хотя случай получился забавный.
А вышло все так. Зав. Всероссийским фотокиноотделом Наркомпроса тов. Воеводин подготовил сценарий для “агитационно-художественной, историко-революционной картины” под названием “Через преграды — вперед и выше (В.И.Ульянов-Ленин)”. Проект уже был утвержден худсоветом, когда автору пришла в голову шальная мысль — отправить сценарий на ознакомление самому Владимиру Ильичу. Как водится, бумаги попали в руки Крупской, в то время руководившей другой архиважной структурой — Главполитпросветом.
Прочитав материал, Надежда Константиновна резюмировала жестко: “Автор инсценировки хочет отобразить чуть ли не всю революцию. Выбор фактов часто случаен. Многие биографические подробности не верны. Постановка чрезвычайно сложная, требующая массы участников, будет стоить бешеных денег, исполнение будет скверное и будет напоминать плохой лубок...”. Прочитав заключение жены, Ильич черканул записку: “Отклонить на основании сего отзыва”.
Таким образом, современникам пришлось довольствоваться документальными киносъемками вождя, которых за все время набралось порядка сорока. Одной из самых заметных стала кинолениниана режиссера Дзиги Вертова, начавшаяся в 1918 году полнометражным хроникальным фильмом “Годовщина революции”.
Рабочий Никандров
В 1927 году пионером в ленинской тематике стал Сергей Эйзенштейн. Кому, как не ему — опытному и надежному кинопрофи, могла дать такое суперважное задание Октябрьская юбилейная комиссия? Тем более что физический образ настоящего, живого Ленина еще не успел стереться из народной памяти.
Картина “Октябрь” была поставлена по известной книге американского журналиста-коммуниста Джона Рида “Десять дней, которые потрясли мир”. Работы для актера, выбранного на роль Ленина, в фильме было отведено совсем немного — три эпизода. Посему режиссер решил выбрать просто подходящий типаж — артиста из народа, но безумно похожего на вождя.
Рабочий Василий Никандров роль провалил с треском. Когда он появлялся на броневичке у Финляндского вокзала на общем плане, народ в зале еще разражался аплодисментами. Однако стоило показать горе-актера крупнее, он тушевался и начинал неестественно позировать “под Ленина”. Тем не менее премьера “Октября” состоялась в Большом театре СССР точно в срок — 7 ноября 1927-го, а Никандров на гребне славы умудрился получить роль в Малом театре, где в тот юбилейный год вышел спектакль “В дни Октября”, посвященный революции.
На день позже прошла премьера фильма “Москва в Октябре” режиссера Бориса Барнета с участием того же Ленина—Никандрова. Большого зрительского успеха картина не имела.
Постепенно вырабатывался свод киноправил, как можно показывать Ильича. Образ гуманиста нельзя было омрачать демонстрацией его охотничьих страстей — ни в одном эпизоде Ленин не будет стрелять или прицеливаться. Про любые натуралистические или невинные физиологические подробности можно было забыть — даже случай, рассказанный Крупской, как вождь ползал по болоту на четвереньках в поисках подбитой утки, не мог быть заснят на кинопленку.
Пионеры Щукин и Штраух
Ровно через десять лет, 7 ноября 1937 года, в Большом театре случился взрыв. Его устроил Михаил Ромм, показав “Ленина в Октябре” с Борисом Щукиным в главной роли. Об успехе картины можно судить по следующему эпизоду. Как-то раз Ромм с Щукиным ехали в машине и что-то живо обсуждали. Неожиданно шофер, везший их, заметил, что голос Щукина очень похож на ленинский. Актер и режиссер обрадовались, решив, что шофер видел и слышал Ленина, — пока не выяснилось, что тот судит по только что увиденному фильму “Ленин в Октябре”...
Первый из профессиональных актеров, сыгравших вождя, Щукин в жизни был абсолютно не похож на своего героя — крупный, полный и мягкий человек. Увидев его впервые, даже Ромм был обескуражен таким несходством, однако грим и талант актера сделали свое дело. На съемочной площадке, чтобы создать ощущение цельности происходящего, эпизоды снимали в их монтажной последовательности.
Также во время работы старался не выходить из образа Максим Штраух, сыгравший вождя в другом знаменитом фильме — “Человек с ружьем” режиссера Сергея Юткевича. В перерывах между съемками он даже не покидал площадку, повторяя текст или собирая вокруг себя рабочих и солдат из массовки, — и развлекал их чтением свежей “Правды” или расспросами об их житье-бытье. Кроме того, он вел дневник, куда записывал свои мысли о Ленине, и часто писал письма режиссеру и оператору после съемок.
Примечательно, что и здесь не обошлось без комментариев Крупской. В статье, опубликованной в газете “Правда” 13 декабря 1937 года, Надежда Константиновна раскритиковала актеров: “И тов. Штраух, и тов. Щукин дают Ильича чересчур быстро бегающим, слишком жестикулирующим. Это неправда и искажает образ Ильича”. Тем не менее в день 70-летия Крупской — 26 февраля 1939 года — Борис Щукин послал ей письмо с поздравлениями.
Один из последующих фильмов киноленинианы — “Ленин в Польше” (1965 г.) со Штраухом — Сергей Юткевич снимал на подлинных местах событий. В качестве консультантов использовались и местные старожилы, помнившие “пана Ульянова” в эмиграции. Рассказывают, что однажды в одной из заварушек пана вождя крепко побили, но, естественно, про это фильм умалчивает. А за исполнение роли Ленина Штраух был удостоен Ленинской премии.
Поющий вождь
В то же время театр имел свою Лениниану. В 1936 году был объявлен конкурс на лучшее дрампроизведение, посвященное ленинской теме. Результатом стало появление в 1937-м на столичных сценах трех пьес. С тех пор Ильичи на сцене не переводились. К 50-летию Октябрьской революции в Театре им. Вахтангова эту роль примерил на себя Михаил Ульянов . В “Ленкоме”, тогда еще именовавшемся Театр им. Ленинского комсомола, Марк Захаров поставил пьесу “Синие кони на красной траве” с Лениным — Олегом Янковским , который выходил на сцену без грима (!). Александр Калягин выступил в роли Ильича в спектакле “Так победим” во МХАТе им.Чехова.
В 1961-м судьбу нынешнего “ленинского рекордсмена” Юрия Каюрова тоже во многом решил театр — Саратовский драматический им. К.Маркса. Московская ассистентка по актерам случайно обратила внимание на его портрет в фойе — ей показался подходящим разрез глаз Каюрова. В итоге из сорока просмотренных актеров выбор пал на саратовского артиста, никогда ни игравшего Ленина в театре, не снимавшегося в кино и беспартийного. После успеха третьего фильма — “Шестое июля” (1968 г., режиссер Юлий Карасик ) — Каюров стал безумно популярен.
На оперной сцене поющий Ленин был замечен лишь однажды — в “Великой дружбе” Мурадели, причем исполнял он русскую песню. Но... музыкальные критики решили, что поющий Ленин дискредитирует образ вождя, и порекомендовали ему замолчать или просто разговаривать.
Лысый в голубых линзах
Критерий отбора на роль Ленина был строгий. К несомненным актерским плюсам относились звания, членство в партии и общая благонадежность. В число минусов попадало многое, в том числе национальность. Так случилось с актером Михаилом Левшиным , мимо которого роль Ленина пролетела всего лишь за то, что он был евреем. Зато эта же роль досталась Кириллу Лаврову , который впервые сделал Ильича современнее, играл его как простого человека, а не монумент, за что, кстати, и получил Ленинскую премию размером в десять тысяч рублей.
А в середине 60-х в список актеров-Лениных нежданно-негаданно, а главное — против собственной воли, под нажимом руководства попал Смоктуновский. Играть вождя он отказался сразу, тем более что его шикарные предыдущие роли — князя Мышкина, Гамлета, Моцарта — никак не располагали к столь неожиданному повороту в сторону советской истории. Естественно, конечной работой он не был доволен, и в своей книге о роли Ленина актер упоминает лишь как о досадной помехе, которая помешала его съемкам в фильме “Берегись автомобиля”.
Последним и самым известным современным Лениным стал Леонид Мозговой , сыгравший в фильме “Телец” Александра Сокурова . Забавно, что эта роль у питерского актера стала следующей после Гитлера — нонсенс в советское время.
— С Гитлером Ленина объединяет общая черта — фанатизм, — говорит Леонид Мозговой. — Готовясь к роли, я перечитал массу литературы, в том числе неотредактированные воспоминания Ленина — они наиболее живые. Конечно, я искал пластику полупарализованного человека, плюс его взрывной темперамент. Вождь должен был казаться морально побежденным рядом со здоровым и довольно молодым Сталиным. Не поверите, но художественные фильмы с Лениным Сокуров запретил мне смотреть, хотя они все равно были в моей памяти.
Съемки “Тельца” длились четыре месяца в сумасшедшем ритме: в 8.30 за Мозговым приходила машина и везла его на “Ленфильм”, где его гримировали в течение 5—6 часов, вставляли в глаза голубые контактные линзы, и затем он шел на площадку, чтобы работать до позднего вечера. Так как актер оказался на 10 см выше своего персонажа, операторам и костюмерам пришлось применять различные секреты оптического обмана. На время съемок актера побрили наголо — на улице он спасался кепочкой, а на концертных выступлениях — париком...
Актеры и режиссеры по-разному относятся к своему “ленинскому” прошлому — гордятся им, упоминают как факт профессиональной биографии, да и вовсе стараются забыть.
Но так или иначе, придуманная однажды фраза “Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!” целиком относится к киноиндустрии, и от этого никуда не деться — и настоящим, и будущим киношникам, и простой публике. Ленин — часть нашей истории. В том числе и истории нашего кино.


    Партнеры