Тело и дело

Домодедово: здесь каждыйиз 5,5 тыс. гектаров Ленина знает...

  Как ни стараемся мы уйти от всесильного учения Маркса—Ленина, а особого прогресса на этом поприще не добились. Как и в старые добрые времена, крестьяне требуют землю, рабочие — заводы и фабрики, в Мавзолее по-прежнему хранится мумия Ильича.
     Но удивляет другое. Сами того не замечая, и без Ленина мы продолжаем идти по ленинскому пути.
     В Домодедовском районе, где при советской власти был создан мемориальный комплекс Ленина, до сих пор камня нельзя сдвинуть с места — не получив разрешения федеральных властей. Тогда как в сами Горки Ленинские (там расположена “штаб-квартира” Ильича) давно заросла народная тропа.
     Еще одна тайна русской души?
    
     Этот день в каждом советском городишке можно было определить без всякого календаря. Если на улицах нет мусорных куч, если побелены все деревья, а суровый, как говорится, гаишник дарит даме цветы — значит, пора подводить итоги социалистического соревнования в честь дня рождения В.И.Ленина.
     По случаю 22 апреля вся страна была обязана выйти на ленинский коммунистический субботник по уборке территории. А каждый патриот — встретить славную годовщину новыми трудовыми свершениями.
     После 10 лет реформ дело Ленина по-прежнему живет и побеждает. Этот лозунг по сей день висит на Каширском шоссе в Ленинском районе. Демонстрируя нам с вами живую связь времен.
   
 
     Соседний с Ленинским Домодедовский район, возможно, единственное место в стране, где “каждый камень Ленина знает”. Территория национального музея-заповедника Ильича занимает здесь аж 5,5 тыс. гектаров. Все эти “га” светоч революции прошел пехом: там охотился на куропаток, сям беседовал с трудовым крестьянством. А вон там — повстречал печника.
     В советские времена окрестные деревни наперебой утверждали, что знаменитое знакомство Ленина и печника состоялось именно у них. И в какой-то степени они были правы. Гранитные стелы (их было около 100 штук) стояли всюду, где ступала нога вождя мирового пролетариата. Значит, в любом этом месте печнику под горячую руку мог подвернуться Ленин.
     Однако в Домодедове склонны считать, что если Александр Твардовский не выдумал это стихотворение, то сам факт произошел в деревне Клюево. Там есть роскошные заливные луга, описанные поэтом, и был гранитный камень, указывавший, что место это посещал Ленин.
     “Эй ты, кто там ходит лугом!
     Кто велел топтать покос?! —
     Да с плеча на всю округу
     И поехал, и понес...”
* * *
     — В начале реформ я дважды обращался в федеральное правительство с просьбой уменьшить размеры музея-заповедника до разумных пределов, — говорит глава Домодедовского района Леонид Ковалевский. — Ведь все эти площади, которые исходил или изъездил Ильич, располагаются у нас. А это целых два сельских округа, 28 деревень. Где не то что нельзя строить объекты — избы ремонтировать запрещено. Дважды премьер Гайдар нам в этой просьбе отказывал. На этой территории и сегодня мы гвоздя без разрешения федеральной власти вбить не можем.
     В этих удивительных по красоте местах вождь мирового пролетариата практически безвылазно обитал с 1921 г. до самой смерти. Современные историки считают, что Сталин сюда “сослал” Ленина, когда у того пошатнулось здоровье. Отсюда со станции Ленинская (бывшая Герасимовская) на Павелецкий вокзал прибыл “траурный поезд” с телом Ильича. Здание станции долгие годы считалось памятником архитектуры и охранялось (и охраняется по сей день) государством. Только каким образом его стерегут стражи порядка — неизвестно.
     Вандалы, активизировавшиеся в последние годы, сделали свое черное дело. Монумент Ленина на Каширском шоссе стоит с простреленной (гранатометом?) правой ногой чуть ниже колена. А на самой станции повыбиты стекла, изрисованы надписями стены. Чтоб не усугублять ситуацию и оставить в роскоши внутреннее убранство Ленинской (Герасимовской), МПС решило ее полностью закрыть.
     Надолго ли? Как по секрету нам сообщили путейцы, недавно к ним приезжали предприниматели и вели переговоры о том, чтоб приватизировать станцию. Раз так, ожидается интерес к мятежной фигуре Ильича. Пока, правда, он заметен только у иностранных граждан. Китай, Вьетнам, почему-то Южная, а не Северная, Корея, Куба, Ангола... Редко какая группа туристов из этих стран проезжает мимо музея Ленина. Чего, к сожалению, не скажешь о россиянах.
     Например, “МК”, как истый продолжатель дела Ленина, в музее оказался один-одинешенек. В 11 часов должна была приехать группа пенсионеров — не приехала. В 12.00 — школьники, но и они предпочли гонять на улицах собак.
     — Музейный штат, — говорит один из экскурсоводов, — по сравнению с советскими временами сократился у нас в 20 раз. Раньше мы финансировались прямиком из ЦК КПСС. И если вдруг рядом с комплексом появлялась трещинка на асфальте, тут же ее заделывала рота стройбатовцев. Сейчас деньги нам выделяет Минкультуры России. И это, конечно, сказывается.
     По распоряжению Бориса Ельцина в начале 90-х годов рабочий кабинет Ленина в Кремле был перевезен в этот музей. Но экскурсии туда почему-то не водят.
     Поскольку самыми посещающими тут считаются иностранные туристы, то за вход с них взимают по 20 руб. Наши пенсионеры вспоминают свою партийную юность бесплатно, а дети и взрослые платят соответственно по 10 и 15 рублей.
     — Наше общество еще сильно политизировано, — считает домодедовский глава. — Но когда уйдет субъективный фактор, мы поймем, что Ленин — часть нашей истории. И уголок этот обязательно нужно сохранить — не в такой, конечно, огромной территории. Тем более что и сохранять-то особо ничего не надо. Туристические маршруты есть, экскурсоводы есть. Сам комплекс находится в приличном состоянии.
* * *
     Партия и правительство, конечно, делали все, чтобы охранять ленинское наследие как зеницу ока. Единственным, кому было наплевать на эту заботу, оказался директор совхоза “Ямской” Василий Хлюпкин.
     Все началось в конце 80-х, когда они (партия и правительство) взяли курс на демократизацию. Вот тогда крестьяне на свою голову и выбрали директором хозяйства Василия Митрофановича. Как рассказывают местные жители, первым делом он занялся не повышением надоев на фермах, а строительством личного гаража. Причем незаконно использовал красный реставрационный кирпич. Который в ту пору был в большом дефиците и применялся по прямому назначению: на реставрацию Кремля и ленинских объектов в губернии.
     Им заинтересовалось ОБХСС, но ретивый директор успел избраться депутатом Мособлсовета и получил неприкосновенность. А с ее получением развернул широкую продажу земли, входившую (и ныне входящую) в ленинский мемориальный комплекс. Параллельно Василий Митрофанович строил себе крутой особняк — одно другому не мешало.
     Демократически переизбрать директора оказалось много сложнее, чем демократически его избрать. Отчетно-выборное собрание колхозников длилось три дня и три ночи. Но Хлюпкина все-таки сместили. И в ту же ночь кто-то спалил его особняк дотла. От безутешного горя он умер.
     В общем, драгоценное ленинское наследие, как знаменитый камень Будды, радости людям не приносит. И богатства тоже не приумножает. Ведь если б коммунисты выполнили постановление ЦК КПСС (принятое к 100-летию Ленина), то этот край, наверное, давно был бы самым процветающим в мире.
     28 домодедовских деревушек, имевших счастье видеть Ильича, в случае выполнения постановления должны были воочию демонстрировать всему миру преимущества социализма. Образцово-показательные колхозы, под стать им дороги. И высокий, не в пример западным фермерам, жизненный уровень крестьян.
     В 1970 г. сюда приехали даже геодезисты, а архитекторы изобразили заманчивые проекты благоустроенных сел. Но денег никто не дал.
     Об этом громадье планов вспомнили только лет через 15. С приходом в секретари ЦК КПСС Егора Лигачева. С охранной зоны вывели асфальтобетонный завод ДРСУ №6, сломали четыре коровника в совхозе “Ямской” и построили новые. А рядом с усадьбой, где, собственно, и жил Ильич, отгрохали огромный музейный комплекс из белого мрамора на 400 комнат.
     Тут по стране прокатилась волна выборов руководителей предприятий. На сцену вышел Василий Митрофанович Хлюпкин и иже с ним. И мы перестали сверять свой шаг с Лениным.
     Наверное, оно и к лучшему. Хотя очень часто его дело по-прежнему побеждает. А 5,5 тысячи гектаров до сих пор ждут, что их превратят в туристскую Мекку.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру