Прозелитические страсти

Хроника пикирующего скандала

23 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 449
  Это только с первого взгляда кажется, что скандал с появлением четырех католических епархий разразился внезапно. Все начиналось 24 января 2002 года, когда в Ассизи (Италия) проходил “День молитвы о мире во всем мире”, организованный Папой Римским Иоанном Павлом II. Православные приняли в нем посильное участие. От Русской православной церкви были митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, епископ Корсунский Иннокентий и один из самых молодых российских епископов — свежеиспеченный Керченский Иларион.
    
     На следующий день Папа Римский Иоанн Павел II принял членов делегации РПЦ. В ходе аудиенции Папа Римский выразил желание встретиться со Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II для передачи ему Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона еще в начале ХХ столетия была похищена из Казанского собора на Красной площади и бесследно исчезла. Во второй половине столетия появилась на Западе и была выкуплена Ватиканом. Папа Римский хочет собственноручно передать икону патриарху. Поначалу предполагалось, что ее примет для Казани Минтимер Шаймиев, но Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II воспротивился этому.
     В свою очередь, епископ Керченский Иларион изложил свое видение двусторонних отношений между РПЦ и Римско-католической церковью. Юный епископ охарактеризовал отношения между Церквами как крайне неудовлетворительные и подчеркнул, что патриарх готов к встрече с Иоанном Павлом II, однако встреча может состояться лишь после того, как будет достигнута договоренность по основным вопросам межцерковных отношений. В частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах, согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип “канонической территории”. Епископ Иларион не пояснил, что он понимает под этим термином. В богословии такого понятия не существует, оно спешно рождено в недрах Отдела внешних церковных сношений РПЦ. Русская церковь успешно проповедует на территории Японии и США, имеет свои храмы в Париже, Лондоне, Йоханнесбурге и даже в Риме. Представим на минуту, что японцы или американцы вдруг возьмут на вооружение термин епископа Илариона и скажут нашим православным: “Выматывайтесь с нашей канонической территории!” В этом случае начнется долгое и нудное, а самое главное, никому не нужное выяснение — кто же первый ступил на землю Японии или Америки.
     Возникает ощущение, что епископат Русской церкви панически боится маломальской конкуренции. Почему? Видимо, потому, что православное духовенство в подавляющем большинстве не выполняет своего основного назначения — не проповедует! Оттого-то такая ревность к католикам. Еще бы — богослужение проходит у них на русском языке, и не три-четыре часа, как у православных, а 30—40 минут. Литургия совершается не только утром, но и вечером, чтобы благочестивые прихожане могли причаститься после рабочего дня, если не успели сделать этого утром. Посланник митрополита Кирилла все это прекрасно знает. Тем не менее во время аудиенции у Папы Римского епископ Иларион выразил надежду, что в феврале все же пройдут переговоры между делегациями Русской православной и Римско-католической церквей. Предполагалось, что делегация католиков во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером приедет в Москву и внесет конструктивные предложения, которые существенным образом изменят к лучшему взаимоотношения между двумя Церквами.
     6 февраля зампред ОВЦС архиепископ Калужский и Боровский Климент принял представителя Святого престола в России архиепископа Георгия Цура. Он передал официальную информацию о планируемых Ватиканом изменениях канонического устройства Католической церкви в России. Архиепископ Климент, правая рука владыки Гундяева, заявил, что действия Ватикана являются нарушением канонических принципов и норм межцерковных отношений и что они станут серьезным препятствием для развития диалога между двумя Церквами. Этим и удовлетворились.
     А потом грянул гром — католики все же организовали на территории России четыре епархии.
     Хотя и в “своей” семье не без урода, беспрецедентный скандал с педофилами в среде католического священства США и Европы, разразившийся нынешней весной, сильно повредил настроениям Ватикана. Эти скандалы послужили поводом для очередной хулы со стороны православных. Разница лишь в том, что католики находят в себе мужество дать скандалам публичную оценку и отправлять преступников на нары, а православное священство, страдающее теми же самыми грехами, старается “дельце замять”. Но это так, к слову...
     Православные ответили на вражеские происки собратьев христиан — посыпались всевозможные заявления, а потом перешли к действиям. Оказалось, что в Пскове, в исторической части города, католики уже выстроили храм и вот-вот начнут в нем богослужения. Городские власти спохватились и поспешили аннулировать прежние разрешения, которые были выданы католической общине. Начались митинги православных под лозунгами: “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет”.
     Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий направил специальные послания, написанные в жанре доноса, Президенту РФ Владимиру Путину и главе администрации Псковской области Евгению Михайлову. “Нет — свободной деятельности католиков в нашей стране, — пишет православный архиерей. — Нет нужды у России в католической миссии. Не обижайте наш народ католическим присутствием”. Губернатора Псковской области Евгения Михайлова архиепископ призвал к вмешательству “по предотвращению строительства грандиозного католического костела” и попросил предпринять все возможное, “чтобы не дать восторжествовать на Святой Псковской земле разрушителям нашей Родины и народа — Римскому Папе и противному для русского народа — католицизму”.
     Требование о прекращении строительства католического храма митрополит Тадеуш назвал “грубым нарушением принципа отделения Церкви от государства и вмешательством во внутренние дела Католической церкви”. Послания архиепископа Саратовского и Вольского Александра, архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, пикеты в Новосибирске и Пскове, по его словам, “вызывают тревогу и сожаление у российских католиков, которые по-прежнему считают православных своими самыми близкими братьями среди христиан всех конфессий”. Митрополит добавил, что выступления против католиков — это выступления против российских граждан, которые имеют равное с другими гражданами право на свободу вероисповедания. Что же делать нашим соотечественникам-католикам, которые разбросаны по всей нашей необъятной родине? Переходить в православие? Или в протестантизм? Вот такая грустная история!
    


Партнеры