ПРОЖЕКТЫ ХХ ВЕКА

26 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 451
  Едва ли не самая засекреченная из всех “великих сталинских строек” — железнодорожный тоннель с материка на Сахалин. Этот замысел назревал в течение нескольких лет после победы СССР над Японией, в результате которой наша страна вернула себе всю территорию огромного острова. Возник вопрос: как понадежнее привязать Сахалин к большой земле? Построить супермост через Татарский пролив или пробить под ним тоннель? Окончательное решение зависело только от самого Хозяина. Иосиф Виссарионович предпочел подземный вариант (вероятно, из-за его незаметности для потенциальных врагов), и 5 мая 1950 года Совмин принял постановление №1795-702 сс (“сс” — это, конечно же, “совершенно секретно”) о строительстве тоннеля под Татарским проливом.
     Для прокладки этого подземного хода выбрали самое узкое место — между мысом Лазарева и мысом Погиби. По разработкам специалистов Метрогипротранса, занимавшихся подготовкой необходимой технической документации, будущий тоннель должен был иметь длину почти 13 километров и проходить в 40 метрах под дном пролива. “Сахалинский сабвэй” предполагалось копать сразу из четырех рабочих шахт. Две из них находились на мысах Погиби и Лазарева, а еще две — на искусственных островках, которые предстояло насыпать прямо посреди пролива.
     В связи с особой технической сложностью будущих работ эту “великую стройку” поначалу даже не стали отдавать в ведение пресловутому ГУЛАГу и поручили ее заботам МПС, в составе которого было образовано специальное Строительное управление №6. (Лишь в ноябре 1952-го секретный объект все-таки попал под крыло МВД.) Зэков на “шестерку” фактически не привозили! Тоннель прокладывали подразделения железнодорожных войск — два путевых батальона и мостовой полк. Кроме того, своим особым постановлением Совет министров СССР разрешил освободить условно-досрочно около 8000 заключенных и отправить их “на тоннель” (среди этих досрочников оказались в основном политические — ни единого матерого уголовника к столь серьезной работе и близко не подпустили!). Сооружение тоннеля началось летом 1951-го...
     P.S. Подробности читайте в новом цветном номере “МК-Воскресенье”, который уже поступил в продажу.
    


Партнеры