Посмертная слава Ямайки

Боб Марли знал, что умрет, но не успел вернуться а родину

28 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 258
  В 1944 году английский капитан военно-морского флота Норвал Синклэр Марли женился на молоденькой ямайской девушке Седалле Букер. Буквально через год, 6 февраля 1945-го, в 2.30 ночи в доме родителей Седаллы родился их сын Роберт Неста Марли. Вскоре после этого Норвал ушел от них, и о Роберте заботились бабушка с дедушкой, однако отец не забыл про сына и помогал семье материально, а иногда приезжал навещать сына.
    
   
  Когда Бобу исполнилось пять лет, отец забрал его в Кингстон (один из крупных городов на Ямайке), но через год отвез его обратно к матери. Но через два года Боб с матерью, которая постоянно искала работу, переехал обратно в западный Кингстон. Боб любил большой город и музыку, доносящуюся там отовсюду. Но там часто приходилось драться. Боб получил кличку “вулканический удар”, которая впоследствии стала названием его звукозаписывающего лейбла. В этом городе он познакомился и подружился с Невилом Ливингстоуном, которого все друзья называли Банни. Боб и Банни проводили вместе все свободное время и занимались тоже вместе — они ходили в музыкальную школу, в которой преподавал известный ямайский музыкант Джо Хиггс. В школе друзья познакомились с Питером Макинтошем и с тех пор были неразлучны.
     В то время ямайская музыка начинала завоевывать популярность на всей территории Карибских островов благодаря такому “изобретению”, как ска-музыка.
     Когда Бобу исполнилось 16 лет, он твердо решил осуществить свою мечту и стать профессиональным музыкантом. Музыка для многих молодых ямайцев была способом отвлечься от окружающего их мира и забыть на время о трудностях жизни и царившей на острове нищете. Одним из удачливых детишек, которому удалось записать пластинку в 14 лет, был Джимми Клифф. Он-то и потащил Боба на встречу с Лесли Конг, местным продюсером на звукозаписывающем лейбле. Талант Боба оказался гораздо ярче, чем у всех остальных молодых музыкантов того времени, поэтому ему быстренько предложили выпустить сингл. Но ни его первая работа “Judge Not”, ни сингл 1962 года “One More Cup Of Coffee” не пользовались популярностью. Вскоре Боб ушел от Лесли, которая отказывалась заплатить ему и не выдала чек на оплату пластинок.
     В том же году Боб, Банни и еще несколько их друзей решили основать свою группу. Но старт оказался не великолепным, и после пары записей двое участников — Черри и Джуниор Брэйтвайты — решили уйти из нее навсегда. Но остальные решили не бросать начатого, и вскоре их представили Клемету Додду, продюсеру компании “Кокссон”. Под этим лейблом они записали первую совместную песню “Simmer Down”, которую довольно неплохо приняли на Ямайке. Группа начинала набирать популярность среди местного населения. Тогда они записали еще несколько песен “It Hurts To Be Alone” и “Rule The Roadie”. Вскоре Боб решил взять на себя роль лидера группы, он писал практически все тексты и музыку.
     Через некоторое время жизнь Боба стала еще ярче и лучше — 10 февраля 1966 года он женился на своей подружке Рите Андерсон. На следующий год (в том году у Боба и Риты родился первый ребенок — девочка, которую назвали Седалла) группа решила оставить свой лейбл и сменить название, вместо “Wailers Wailers” они стали просто “The Wailers” и открыли свою собственную звукозаписывающую компанию “Wail ‘N Soul ‘M Record”. Первый сингл, который они выпустили на своей компании, назывался “Bend Down Low”, позже вышел еще один — “Mellow Mood”. В конце года компания закрылась. Конец своего бизнеса очень сильно повлиял на группу, на время она просто перестала существовать.
     В 1970 году “семья” “The Wailers” пополнилась еще двумя новыми членами — Эстоном Барретом и его братом Карлтоном. Группа была уже известна на Карибских островах, но на международном музыкальном рынке о такой никогда не слышали. Тогда они снова решили взяться за открытие звукозаписывающего лейбла. Новую компанию назвали “Tuff Gong”, по бывшему прозвищу Боба Марли. Тогда, в 1968 году, они познакомились с Джонни Нэшем, и Боб улетел с ним сначала в Лондон, а потом в Швецию. В это время у него родился второй ребенок — сын Дэвид, более известный под именем Зигги. В Лондоне Боб записал “Reggae On Brodway”, который выпустила компания CBS. После этого остальные участники группы тоже прилетели в Лондон и быстро обнаружили, что у них нет денег, связей и они никому не нужны в этом холодном дождливом городе. Тогда Боб взял дело в свои руки и отправился в офис компании Island Records, прямо к ее боссу Крису Блэквеллу, надеясь заполучить контракт на выпуск нескольких песен. Блэквелл к тому времени уже слышал что-то о группе и даже решил взять их себе на заметочку. Он выделил им 8 тысяч фунтов стерлингов на то, чтобы они улетели обратно на Ямайку и записали там альбом для Island. Это была очень крупная сделка. Впервые группа, исполняющая музыку рэгги, получила такой контракт, деньги и все преимущества записи на большом лейбле. Альбом “Catch A Fire” был очень хорошо принят критиками и слушателями и стал одним из первых рэгги-альбомов в истории этого музыкального направления.
     Весной 1973 года группа прилетела обратно в Лондон, чтобы устроить свое первое большое турне по Британии, которое должно было длиться 3 месяца. В заключение тура они вернулись на Ямайку, где Банни решил закончить с турне. На его место взяли Джо Хиггса. Они отправились в турне по США, где должны были выступать на разогреве 17 концертов черной группы номер один — в то время “Sly And The Family Stone”. Но уже после четвертого концерта им сказали “до свидания” и дали пинка под зад — “Вопящие” оказались популярнее, чем группа, у которой они выступали на разогреве. Толпа скандировала “Wail-ers”, когда они покидали сцену и туда приходили основные музыканты. Также они дважды выступали на разогреве у Брюса Спрингстина, но тут дело обошлось без скандалов.
     В 1973 году они выпустили новый альбом “Burning”. Там появились сразу несколько песен, ставших позднее классикой группы — “I Shot The Sheriff” и “Get Up Stand Up”. Популярность “The Wailers” в Северной Америке стала еще больше, после того как Эрик Клэптон выпустил свою версию песни “I Shot The Sheriff” — тогда она занимала первые строчки в чартах США.
     В 1975 году вышел третий альбом “Natty Dread” с такими хитами, как “Talking Blues”, “No Woman No Cry” и “Revolution”. Но после этого происходит крупный конфликт между Бобом, Банни и Питером Тошем. Они обвиняют его в присвоении себе всех прав в группе и продажности и уходят, чтобы начать свою сольную карьеру. После этого группа снова меняет свое название и становится Боб Марли и “The Wailers”. Летом того же года группа устраивает европейское турне, два шоу из которого были названы лучшими концертами десятилетия. Запись концертов вышла на альбоме “Live!”, на котором была и песня “No Woman No Cry”, ставшая мировым хитом. В 1976 году вышел альбом “Rasta Man Vibrations”, и в США началась регги-мания.
     Журнал “Rolling Stone” назвал их “группой года”. Боб Марли решил устроить бесплатный концерт 5 декабря этого же года, но за несколько дней до концерта в его дом ворвался маньяк и выстрелил в Боба, Риту и их двоих друзей. Все остались живы, а Боб даже решил устроить шоу на концерте “Smile Jamaiсa”. В 1977 году вышел альбом “Exodus”, который занял высшие строки чартов во многих странах и стал одним из лучших альбомов года.
     Во время европейского турне группа устраивала недельное шоу в лондонском театре. Там Боб получает одно кольцо, которое принадлежало до этого императору Эфиопии. В самом начале недели Боб повредил палец на ноге, играя в футбол. Врачи обнаружили в пальце раковую опухоль и предложили ампутировать его, но Боб отказался. Это было бы против растафарийской веры, которая отвергает хирургическую врачебную помощь.
     Со временам Марли начинает терять интерес к растафарианству, рвет отношения с главным растаманом Ямайки Мортимером Плэнноу, срезает длинные дредлоки и начинает придерживаться стиля “афро”. После записи альбома “Survival” (1978 год) он посещает священную для всех растафари землю Эфиопии, где получает массу новых впечатлений и ассоциаций. В 1980 году под свежим впечатлением выходит альбом “Uprising”. Все идет хорошо, и Боб даже планирует совместное шоу вместе со Стиви Уандером, но наступает резкое ухудшение его здоровья. 21 сентября, прогуливаясь в центральном парке, Боб теряет сознание, и его увозят в госпиталь. Врачи диагностируют рак мозга и дают ему срок в один месяц. Рита Марли хочет, чтобы муж отменил турне, но он продолжает работать и дает концерт в Питсбурге, но здоровье не позволяет доиграть шоу до конца, и он отменяет его. Терапия позволила продлить ему жизнь больше чем на месяц, но ему неожиданно становится плохо, и его отвозят в госпиталь в Майами, оттуда в Германию. Там он отмечает свой 36-й и последний день рождения.
     Боб хотел умереть дома и собирался улетать, но не успел. Он умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года. Похороны состоялись 21 мая, на них присутствовали президент Ямайки и лидер оппозиционной партии. Посмертно он был награжден орденом Славы Ямайки. Проповедник настаивал на том, чтобы кольцо Марли, которое когда-то принадлежало императору, было передано ему. Однако это кольцо исчезло самым невероятным образом и до сих пор не найдено. Мать Боба говорит, что оно было возвращено туда, где и должно было быть.
     Говорят, Боб Марли знал, какая судьба ему уготована. Он предсказывал смерть в своих стихах, которые увековечили его и его пророческий дар: “Одним ясным утром, когда моя работа закончится, я улечу обратно домой”.
    


    Партнеры