Перегрузки по плану

За 7 часов космонавты худеют на 7 килограммов

29 апреля 2002 в 00:00, просмотров: 271
  Космические корабли хоть и давно бороздят просторы Вселенной, а для африканского континента, чей представитель сегодня на орбите, это полная неожиданность. Мы побывали в подмосковном Звездном городке и решили своими глазами увидеть, как же готовят космонавтов.
 
    Представьте картину: человека усаживают в кресло, увешивают датчиками, связывают и закатывают в кабину громадной центрифуги. Тут же кабина центрифуги начинает вращаться в разных плоскостях со скоростью 28 оборотов в минуту.
     Так проверяют потенциальных космонавтов на профпригодность. Испытания безболезненно выдерживает 1 из 1000. У многих от перегрузки лопаются капилляры на спине. Сидящий в кабине человек должен еще и замечать все сигналы, которые передают ему с пульта управления. Мигание белых лампочек или угол свечения замысловатой полоски на приборе.
     Эта мощнейшая в мире центрифуга, расположенная в ЦПК (Центре подготовки космонавтов), построена в 1980 году. Наши ученые постарались учесть все достижения науки, существовавшие к тому времени. Например, такое ноу-хау, как вращение контактного устройства. Аналог нашей центрифуги сейчас строят китайцы. Здесь можно смоделировать состояние невесомости, выведение космического корабля на орбиту и возвращение его на Землю. 40 минут вращения по программе “невесомость” по нагрузке равны трем дням пребывания в космосе. Максимальные ее перегрузки — 30 единиц. Но человек в экстремальной ситуации может выдержать 21 единицу. Такое было с Леоновым и Беляевым во время падения космического корабля в уральскую тайгу. Нечто подобное пережили Зудов и Рождественский, когда космический корабль приземлился в ледяную воду.
     — Cуществуют тренажеры, до мельчайших подробностей повторяющие реальный космический корабль, — объясняет начальник тренажерного управления Владимир Осокин, — Сначала космонавты отрабатывают эксперименты в учебных классах, а потом — на космическом объекте. В основном это происходит в базовом блоке. В “Кванте” проходят астрофизические исследования, в “Кристалле” исследуется “космическое” поведение твердых тел. Например, здесь выращивают искусственный кристалл. В “Кванте-2” проводят медико-биологические испытания. Здесь живут земноводные, тритоны, крысы, перепела и специальные растения. Задача — научить космонавтов возобновлять расходуемые на борту запасы.
     — Сейчас ресурсы пополняются с помощью кораблей-грузовиков, — продолжает Владимир Михайлович. — Ну а если доберемся до Марса, придется живность и растения разводить самим на борту корабля. Лучше всего невесомость выдерживают перепела. Во время испытаний несколько перепелок даже вернулись назад живыми и невредимыми.
     Людям выдержать состояние невесомости гораздо сложнее. Космонавт надевает костюм водного охлаждения, забирается в скафандр под названием “Орлан” весом от 80 до 120 кг. К ногам привешиваются грузы, и эта “бочка” за шкирку погружается в воду специального бассейна. Чтобы согнуть руку или ногу, нужно приложить максимум усилий. За 7 часов пребывания в такой воде, в таком костюме человек теряет больше 7 кг. Леонов за пару часов в открытом космосе потерял 3 кг. Все это осталось в скафандре, разбухло, и он не мог войти обратно в корабль. Но человек очень хотел жить, поэтому в тот раз все обошлось. С тех пор космонавты в обязательном порядке надевают водные охлаждающие костюмы со множеством трубочек, выбрасывающих лишнюю теплоту.
     Сейчас на тренажной базе проходит подготовку экипаж пятой экспедиции. Они стартуют в октябре на космическом корабле новой серии “Союз ТМА”. Это более вместительный корабль, чем “Союз ТМ”, где были жесткие ограничения по росту членов экипажа. Пятая экспедиция готовится к полету на двух кораблях. Возможно, им придется управлять сначала одним, потом другим. Цель всех нынешних полетов — не рекорды пребывания в космосе, как это было раньше, а научные исследования.
     На тренажной базе ЦПК ребята отрабатывают 300 внештатных ситуаций. “И все равно в космосе случится 301-я”, — шутят они. Это их не пугает. Многие из них ждали полета несколько десятков лет, а то и всю жизнь.
    


Партнеры