У москвы избыток не денег, а мозгов

ОЛЕГ ТОЛКАЧЕВ ЧЕЛОВЕК КОМАНДЫ

Традиционно Москву считают самым успешным регионом России. Кто-то объясняет это простым стечением обстоятельств, иные видят
за столичным феноменом особое ноу-хау. Однако, как считает
Олег ТОЛКАЧЕВ, первый заместитель мэра Москвы в столичном правительстве, руководитель комплекса по имущественно-земельным отношениям, никакого секрета у столицы нет – все дело
в четко намеченных целях и грамотно выполненных задачах.

Новая формула федерального бюджета поставила в непростую ситуацию регионы-доноры. В свое время Юрий Лужков выражал недовольство значительным перераспределением региональных доходов в пользу центра. И тем не менее, Москве удалось добиться реализации намеченных проектов – как в социальной политике, так и в сфере инвестиционных проектов. Поделитесь, пожалуйста, рецептами.
– Только в трудных условиях можно проверить, насколько слаженно работает созданная система управления. Да и эффективные управленческие решения возникают только в сложных ситуациях.
Москва сумела найти адекватный ответ на внешние вызовы. Несмотря на перераспределение финансовых потоков, бюджет города не только увеличился в абсолютном выражении, но и стал значительно лучше структурирован, осмыслен по своим целям и задачам, и в этом заслуга как правительства Москвы, так и депутатов городской Думы. В нынешнем бюджете 243 миллиарда рублей приходится на доходную часть, а 253 – на расходную. Однако уже сейчас в бюджетную копилку поступает больше средств, чем запланировано. Это во-первых.
Во-вторых, Москва постаралась мобилизовать существующие внутренние резервы, а также использовать новые методы бюджетного наполнения. К примеру, только благодаря увеличению земельных доходов бюджет города пополнится на миллиард рублей. Существенен и рост налоговых поступлений.
В-третьих, в законе «О бюджете» было уделено значительное внимание хорошо продуманной инвестиционной программе. Она действует и абсолютно реальна.
Тот факт, что Москва справилась с поставленной задачей, еще раз доказывает: кого заставляют делиться сверх меры, должны больше думать головой, искать внутренние резервы, адекватный ответ складывающимся обстоятельствам.
«ДЛ»: Расскажите подробнее, как складывается ситуация с капиталовложениями в экономику города. В чем секрет инвестиционной привлекательности Москвы?
– После некоторого спада инвестиционного рынка в 1999 году, когда в город поступило $2,7 млрд., нам удалось стабилизировать ситуацию и по итогам 2000 года выйти на отметку свыше $4 млрд. При этом существенно выросла доля прямых инвестиций – порядка 36% от общего объема. По итогам первого полугодия 2001 года объем привлеченных иностранных средств по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился практически в два раза и составил уже около $3 млрд. В первом квартале текущего года в экономику столицы привлечено $2,3 млрд.
Иностранный инвестор не боится и активно вкладывает в Москву, потому что московские власти гарантируют ему безопасность капиталов и относительно невысокую аренду, предоставляют право долгосрочной аренды земельных участков. Мы всегда готовы поддержать иностранного инвестора путем долевого, партнерского участия в тех или иных проектах. Город вносит свой вклад в виде взноса в уставный капитал создаваемого предприятия, берет на себя стоимость инженерно-технических подготовительных работ, оплачивает право долгосрочной аренды земельного участка или готовит ТЭО. Вместе с тем мы немало внимания уделяем активной пропаганде экономических возможностей столицы.
Сейчас иностранный инвестор предпочитает вкладывать средства в непроизводственные отрасли. Речь идет об управлении корпоративными структурами, торговле, общественном питании, связи, финансах, кредитном и страховом рынках. Проявляет иностранный капитал интерес и к операциям с недвижимостью, строительству деловых и офисных центров, гостиниц, развитию туризма. Особо следует отметить инвестиционные поступления в автомобильную промышленность, которые составили 57% от совокупного объема иностранного капитала, вложенного в промышленный сектор города.
Благоприятный инвестиционный климат позволяет иностранцам вкладывать средства в московские приватизированные предприятия как путем покупки пакетов акций на конкурсах, так и на основе заключения инвестиционных контрактов. Однако сейчас мы в первую очередь заинтересованы в притоке иностранных инвестиций в высокие технологии и производство, в частности в машиностроение и металлообработку.
«ДЛ»: В какие проекты для Москвы сейчас важнее всего приток инвестиций?
– Мы проводили и проводим большую работу по привлечению инвесторов для реализации таких проектов, как реконструкция выставочного комплекса «Манеж» общей стоимостью около $50 млн., строительство торгово-развлекательного центра на площади Курского вокзала общей стоимостью почти $40 млн., реконструкция Петровского путевого дворца общей стоимостью $35 млн. Город также остро нуждается в гостиницах туристического класса. Иностранные инвесторы могут принять долевое участие в реконструкции существующих гостиниц («Турист», «Останкино», «Северная», «Ленинградская») или получить здание гостиницы в длительную аренду после исполнения инвестиционных условий. Стоимость реконструкции, в зависимости от класса, оценивается в $20–250 млн.
«ДЛ»: Германия по-прежнему остается основным московским инвестором. А какие еще страны и в какие сектора экономики вкладывают свои капиталы?
– Действительно, наиболее активен в Москве немецкий капитал. Его доля от общего объема привлеченных иностранных инвестиций составляет $ 916 млн., или 22,7%. Вместе с тем в последнее время Германия практически делит первое место с Кипром, посредством финансовых институтов которого реинвестирует в столичную экономику российский же капитал. По абсолютным же вложениям Кипр иногда даже превосходит Германию.
Франция также в последние два года проводит политику активного вложения капиталов в Москву. Традиционно большой объем инвестиций идет из Австрии, Англии, Турции, Италии. Для США вопрос вложений в московскую экономику скорее политический, нежели экономический. По своему характеру заокеанские инвестиции не выглядят стратегическими.
«ДЛ»: Вы неоднократно высказывали мнение о том, что необходимо создавать условия для иностранных вложений не только в экономику Москвы, но и в экономику других регионов России, в частности входящих в Центральный федеральный округ (ЦФО). Готова ли сама столица инвестировать в регионы ЦФО?
– Москва – регион, который по потенциалу сложно сравнивать с любой другой областью, входящей в ЦФО. По уровню развития строительства, оптовой и розничной торговли, промышленного производства на Москву приходится треть от всего потенциала России. По некоторым позициям по развитости системы Москва превосходит всю остальную Россию. Например, доходы от аренды земли в 2001 году в Москве составили 6,1 млрд. рублей, а по всей России – 3,9 млрд. Такая же картина по аренде имущества. Москва заработала 5,9 млрд. рублей, а Россия – 4,2 млрд.
Однако определенный перегрев в экономике Москвы, конечно, неизбежен. К примеру, если московские строители хотят сохранить нынешние объемы производства, то уже сегодня они должны ориентироваться на потребителя в ближайших регионах.
Я убежден, что в ближайшие десять лет потенциал Москвы должен быть нацелен на развитие всего Центрального федерального округа. Москва готова и уже активно выступает и заказчиком, и инвестором, и совладельцем в ряде проектов в ЦФО и других регионах России. И это только начало.
В ЦФО достаточно производств, которые не только реально выпускают востребованную на рынке продукцию, но и обладают потенциалом развития. Это и «Рыбинские моторы», и «Ярославский шинный завод», и «Калужский турбинный завод». Этот ряд можно продолжить.
Для регионов ЦФО полезны инвестиции Москвы, но это совершенно не означает, что, например, в Смоленскую или Брянскую области больше не должно быть иностранных вливаний.
«ДЛ»: Как обстоят дела с московскими инвестициями в экономику других стран?
– Такие вложения существуют, но пока не в таком объеме, как хотелось бы. Прежде всего Москва инвестирует в страны СНГ. В Украине активно, в том числе и на рынке телекоммуникаций, работают российские компании. Традиционно сложились хорошие связи с Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном.
Вкладывает Москва в собственность и производственный сектор дальнего зарубежья. Но о гигантских объемах вложений говорить пока также не приходится. Из таких стран я бы в первую очередь упомянул Чехию.
«ДЛ»: Вместе с тем Москву часто упрекают именно за инвестирование в такие проекты, как строительство Керченского моста, морского порта в устье Дуная в Молдавии. Мол, и ближе можно было с толком потратить эти деньги.
– Нам часто задают вопрос: «Что, вам некуда девать деньги?» – на что мы отвечаем: «У нас не денег, у нас мозгов избыток».
Москва действительно часть свободных средств вкладывает в реализацию достаточно амбициозных проектов. И смело могу утверждать: среди них нет ни одного убыточного. К примеру, паром «Петровский», который уже в этом году будет курсировать по маршруту Крым–Кавказ, не стоил московским властям ни копейки. Частный владелец парома вошел с Москвой в пул по реализации этого проекта.
Вместе с тем нас интересует не только чистая прибыль – у города есть возможность быстрее заработать в банковском бизнесе. Однако нас всегда интересовала и будет интересовать реализация стратегических проектов. Скажем, тот же Крым сейчас испытывает огромную потребность в этой паромной переправе. Стоит наладить только прямую доставку топлива, и это сразу решит многие тупиковые проблемы полуострова.
«ДЛ»: Великобритания – один из давних инвестиционных партнеров Москвы. Какие договоренности были достигнуты делегацией правительства Москвы недавно в Лондоне?
– Британский капитал всегда славился своей надежностью, ведь еще Иван Грозный предпочитал личные сбережения держать в Лондонском банке. Английские компании традиционно нацелены на стратегические вложения и не боятся вкладывать деньги в проекты с длительными сроками окупаемости.
Сегодня их в большей степени интересует реальный сектор. Значительное количество британских компаний, работающих в этом секторе, готовы увеличить объемы своих инвестиций в московскую экономику.
«ДЛ»: Вы упомянули интерес Москвы к инвестициям в сфере высоких технологий. В этой связи, как обстоят дела на таком перспективном рынке, как телекоммуникации?
– Сейчас рынок телекоммуникаций переживает самую настоящую революцию. Каждые полтора-два года происходит не количественный, а качественный скачок. Рынок телекоммуникаций объемен и интересен особенно для России. Ведь беспроводная и спутниковая связь поможет решить миллионы наших проблем.
Москва входит в эту революционную эпоху с развитой системой телекоммуникаций. Мы – признанный лидер и не намерены никому отдавать завоеванные сильные позиции на этом рынке. Однако не стоит забывать, что никакой успех просто так не дается. Сейчас мировой рынок телекоммуникаций столкнулся с очень серьезной проблемой. В частности, банкротство немецкой империи КirchMedia доказало, что огромные надежды, которые возлагались на третье поколение телекоммуникационных систем, куда были вложены десятки миллиардов долларов, практически не оправдались. Третье поколение дало свои всходы, но отдача оказалась ниже, чем планировалось. И в этом смысле необходимо четко просчитывать все возможные риски, избегая головокружения от успехов.
«ДЛ»: Такие столицы мира, как Нью-Йорк, Париж, Лондон, традиционно привлекательны с точки зрения владения городской недвижимостью. Нашлось ли место Москве в этом рейтинге?
– С точки зрения риэлтерства Москва очень привлекательна. Любая недвижимость – от жилых квартир до офисных помещений – приносит владельцам доходы, которые за 1–3 года окупают вложения в строительство. Такая высокая рентная оборачиваемость является мощным стимулом для развития этого сектора.
Приведу один пример. Доход от коммерческого использования жилого комплекса «Красные холмы», где город имеет долю 20%, позволил нам с нуля реализовать другой проект под общим названием Российский культурный центр. И уже в декабре в Московском доме музыки, который является составной частью РКЦ, должен пройти первый концерт. Комментарии, на мой взгляд, излишни.
«ДЛ»: Многие связывают приток инвестиций в Москву именно с ее столичным статусом. На ваш взгляд, так ли доминирует именно этот фактор?
– У меня другое мнение. Секрет прост. В Москве работает профессиональная команда менеджеров, знающих городское хозяйство, как говорится, от и до. Вместе с тем немалую роль играет консервативное отношение москвичей к выбору своего лидера. Прагматизм москвичей дает возможность столичной власти больше внимания уделять решению конкретных хозяйственных вопросов, а не созданию пафосного ореола вокруг своей деятельности. Мы всегда считали и будем считать, что в первую очередь нужно ликвидировать не богатых, чтобы все стали бедными, а именно помочь бедным, чтобы большинство могло жить достойно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру