А у нас в активе – газ

Было время, когда Новый Уренгой предлагали сделать столицей Ямало-Ненецкого автономного округа. Планам этим не суждено было сбыться,
но город продолжает динамично развиваться и по праву считается газовой столицей России.
О сегодняшней жизни Нового
Уренгоя рассказывает его мэр
Виктор КАЗАРИН.

Вы возглавляете администрацию Нового Уренгоя уже целый год. Какие наиболее значимые задачи были поставлены за это время администрацией и лично вами?
– Прежде всего необходимо было обеспечить стабильность и преемственность социально-экономической политики, а для этого провести «инвентаризацию» всего хозяйства муниципального образования, определить, чем оно реально располагает, есть ли резервы для дальнейшего развития, определить болевые проблемы, требующие безотлагательного решения, и одновременно приступить к разработке стратегической программы развития до 2005–2010 годов.
Нам многое удалось решить в 2001 году, к примеру, сдать в эксплуатацию 72-квартирный жилой дом, школу на 825 мест в поселке Коротчаево, школу искусств, призывной пункт горвоенкомата, блок прибытия аэровокзала. Еще в активе 2001 года – разработка программы ипотечного строительства жилья, концепции информатизации муниципального образования, подготовка к разработке градостроительной документации.
Разумеется, это потребовало больших капиталовложений со стороны местного бюджета. Между тем я считаю, что вопросы улучшения качества жизни населения входят в сферу интересов всех, кто проживает и работает на территории муниципального образования. Администрацией уже подписаны соглашения о партнерстве с руководителями предприятий, работающих на территории муниципального образования. И результаты совместной работы налицо – отличные тротуары, улицы, площади, дороги, безаварийное функционирование систем жизнеобеспечения, культурно-массовые, спортивные мероприятия, долевое участие в строительстве объектов социально-культурного назначения…
«ДЛ»: Вы являетесь главой газовой столицы России. На ее территории работают крупнейшие газодобывающие предприятия – «Уренгойгазпром», «Ямбурггаздобыча»... Как складываются отношения городских властей с представителями крупного бизнеса?
– Конструктивно. А иначе и быть не может. Решение многих вопросов жизнедеятельности муниципального образования осуществляется совместно с градообразующими предприятиями. Новый Уренгой создавался как город газодобытчиков и таковым остается. Около 70% экономически активного населения трудится на газодобывающих предприятиях или предприятиях, обслуживающих газодобывающий комплекс. Кроме того, градообразующие предприятия являются балансодержателями части систем жизнеобеспечения, многих объектов социально-культурного назначения, в настоящее время идет подготовка их передачи в муниципальную собственность, но и после завершения этого процесса Новый Уренгой не перестанет быть городом газодобытчиков, и ответственность за его существование и развитие является общей задачей.
«ДЛ»: В округе принята программа ипотечного строительства жилья. Расскажите об отношении к ней администрации Нового Уренгоя.
– Для Нового Уренгоя жилищная проблема стоит довольно остро. Начиная с 1996 года жилье практически не строилось, капитальное строительство финансировалось по остаточному принципу. И если в конце 80-х – начале 90-х строилось до 200 тыс. кв. м в год, то к 2001 году мы подошли с очередью на улучшение жилищных условий в 8000 человек, высокими ценами на вторичное жилье, до конца обветшавшими «деревяшками», большим количеством «незавершенки».
Администрация поставила задачу в течение 3–4 лет снять остроту проблемы. Для этого необходимо строить в год не менее 40 тыс. кв. м. На средства городского бюджета такие объемы не поднять. Необходимо привлечение средств предприятий, инвесторов, самих жителей. Ознакомившись с опытом других регионов, в частности Ханты-Мансийска, при поддержке администрации округа и была разработана муниципальная программа ипотечного строительства жилья. На сегодня завершен подготовительный этап, проведены переговоры и выработаны условия участия в программе градообразующих предприятий, других хозяйствующих субъектов, населения. Создан некоммерческий фонд, где аккумулируются финансовые средства на строительство жилья. Под ипотеку уже выделена 21 квартира в новостройке. В течение 2002 года будут сданы в эксплуатацию 36-квартирный дом в городе и 80-квартирный – в Коротчаеве. 50% квартир планируется передать под ипотеку. В настоящее время подали заявления на получение ипотечного жилья более тысячи семей, из них около трехсот готовы сдать свои квартиры в счет оплаты за получаемое жилье.
«ДЛ»: Какова средняя зарплата в Новом Уренгое? Существует ли проблема с выплатой зарплат работникам бюджетных организаций?
– Среднемесячная заработная плата с учетом социальных выплат составляет около 16 тыс. рублей, а среднедушевые денежные доходы – порядка 10 тыс. рублей. Это нормальный при существующих ценах на потребительском рынке уровень доходов. Но это статистика. А в жизни уренгойцев далеко не все так благополучно. Уровень заработной платы в бюджетной сфере в три раза ниже, чем у работников топливно-энергетического комплекса.
А вот задержек с выплатой заработной платы, социальных выплат, отпускных работникам бюджетной сферы у нас нет. Эти статьи бюджета подлежат приоритетному финансированию, ведь заработная плата на Севере – единственный источник существования. И мы используем все возможности для повышения уровня социальной защищенности бюджетников даже за счет урезания других статей бюджета, вот только возможности эти у местных бюджетов ограниченны.
В ежегодном послании Федеральному собранию президент указал на необходимость поддержки местного самоуправления, совершенствования межбюджетных отношений, формирования местным самоуправлением собственных источников бюджета, разработки долгосрочных нормативов отчисления от регулирующих налогов. Так что есть надежда, что это станет руководством к действию для Государственной думы и правительства.
«ДЛ»: Северные города считаются криминогенными. Много ли криминала в Новом Уренгое?
– Социологами в 2001 году был задан вопрос новоуренгойцам: «Считаете ли вы наш город криминогенным?» Около 60% респондентов ответили отрицательно. Хотя, конечно, можно отметить в последние годы обострение криминогенной ситуации. Одной из причин является приток мигрантов в районы Крайнего Севера. Это серьезная проблема. Мы неоднократно выходили с предложениями об ограничении въезда на территорию Нового Уренгоя. На Крайний Север в поисках работы едут, как правило, люди из неблагополучных регионов, горячих точек. Но у нас монопрофильное производство и в силу этого ограниченный рынок труда, у нас нет свободного жилья, а на вторичном рынке цены на жилье, почти как в Москве. То есть мигранты попадают подчас в отчаянное положение. Отсюда – бомжи, распространение так называемых социальных заболеваний, увеличение числа малообеспеченных граждан.
Но с другой стороны, относительное экономическое благополучие региона, устойчивый уровень доходов населения делают его привлекательным и для теневого, криминального бизнеса, в результате – рост незаконного оборота наркотиков, увеличение удельного веса преступлений и правонарушений. И самое главное – угроза безопасности производственных объектов. Промыслы охраняются силами охранных структур газодобывающих предприятий. А тысячи километров газопроводов? А газоконденсатные накопители? Трудно представить масштабы бедствий, которые могут вызвать аварии на этих объектах. Поэтому решить проблему можно только на государственном уровне, приняв соответствующие нормативно-правовые акты, ограничивающие въезд в районы Крайнего Севера. И принятия поправок в действующее законодательство мы будем добиваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру