Мосты и дороги «мостостроя-12»

1 мая 2002 в 00:00, просмотров: 2159

Строить мосты в суровых условиях приполярных районов Западной Сибири очень непросто.
Но есть в тех местах коллективы, познавшие все секреты этого ремесла. И даже находящие свои прелести в преодолении природных и климатических проблем. О том, что такое современное мостостроение на Ямале, рассказывает генеральный директор
ООО СП «Мостострой-12»
Александр ЗАБАРСКИЙ.

Александр Абрамович, вы создавали свою компанию в середине 90-х годов. Неужели в то время на Ямале было мало мостостроителей?
– В Новом Уренгое в то время уже было несколько мостоотрядов «Мостостроя-11», эти предприятия имели большой опыт в строительстве мостов на Севере и были серьезными конкурентами для нашего молодого коллектива. Приходилось искать самые современные подходы к мостостроению, применяя новейшие запатентованные технологии собственного изобретения. В общем, было потрачено немало усилий для того, чтобы занять достойное место на рынке.
«ДЛ»: Первые объекты обычно не забываются. С какого именно моста началась деятельность компании?
– Первым объектом компании стал мост через реку Малая Хадырь-Яха на строившейся автомобильной дороге к Заполярному месторождению. Это был средний однопролетный мост длиной 63 метра.
Заказчик – «Ямбурггаздобыча» – поставил очень жесткие, практически невыполнимые условия по срокам сооружения этого моста, но команда Александра Забарского на них согласилась. В итоге «Мостострой-12» спроектировал и построил мост через Малую Хадырь-Яху всего за три месяца.
«ДЛ»: Можете ли вы сказать, сколько всего мостов построено «Мостостроем-12» за это время?
– Сколько всего мостов на счету «Мостостроя-12», точно никто и не помнит. И немудрено, так как в год компания ведет строительство порядка 60 самых разных мостовых объектов, в основном малых мостов, потому что на Севере больших мостов мало. Хорошо если два-три в год удается построить. Помогает справляться с таким большим количеством объектов имеющееся у компании авторское свидетельство – о замене традиционных мостовых переходов трубами большого диаметра. И, собственно, сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе компания мостов – в традиционном понимании – практически не строит.
«ДЛ»: Это действительно очень интересная технология сооружения мостовых переходов. А в чем заключается суть этого изобретения?
– Один из главных законов при расчете мостов заключается в том, что мост должен пропускать определенное количество воды, чтобы не перегораживать реку: это же мост, а не плотина. Малые мосты должны пропускать от 2 до 20 кубометров воды в секунду, средние – до 50–70. У компании есть трубы большого диаметра, по большому счету, это не трубы, а арочные металлические конструкции 5,5 на 3,7 метра. Мы разработали их с использованием компьютерной программы «Космос». Применение таких конструкций позволяет в три-четыре раза сокращать сроки строительства, экономя большое количество сил, времени и средств».
«ДЛ»: Есть ли у вашей компании проекты в российских регионах или «Мостострой-12» работает только в Ямало-Ненецком автономном округе?
– Нет, сегодня «Мостострой-12» работает также в Ханты-Мансийском автономном округе, в Омской и Московской областях. Кроме того, инвестирует средства в строительство жилья в столице. Мы ведь стараемся постоянно развиваться, а заказчики из других регионов, которым довелось узнать, как умеет работать «Мостострой-12», приглашают компанию для строительства своих объектов.
Но основными заказчиками по-прежнему остаются компании из родного Ямало-Ненецкого автономного округа – «Ямбурггаздобыча», «Ноябрьскнефтегаз» и другие лидеры отрасли. Пожалуй, в этом списке можно назвать и администрацию округа.
«Мостострой-12» строит уникальный мост в Салехарде: таких не только в России, но и в мире никогда не было. Это городской вантовый мост с пилоном, в котором на высоте 60 метров расположится ресторан. Хотя этот мост небольшой – всего 150 метров длиной, но он считается внеклассным.
«ДЛ»: Не могли бы вы поподробнее рассказать про этот уникальный мост в Салехарде?
– Мост – в центре города через речку Шайтанка. Там еще перетекающая дамба будет строиться, в результате чего образуется озеро. Уровень воды поднимется на шесть метров. Набережная красивая будет запланирована. Таким образом, будет решена и еще одна проблема – приведение в порядок речки Шайтанка, в которую сегодня сливается практически вся городская канализация. А Салехард все-таки столица, поэтому окружная администрация решила одним выстрелом убить сразу двух зайцев: и красиво, и для экологии хорошо.
Уникальность этого моста в том, что пилон имеет наклон в неклассическую сторону. Обычно они устанавливаются или вертикально, или наклонены в сторону, противоположную натяжению вант. А здесь пилон выполняет функцию, аналогичную стреле крана или, если хотите, удочки, а сам мост висит только на вантах. Поэтому удалось наклонить пилон так, чтобы человеку, сидящему в ресторане, открывался наиболее красивый вид на город. А Салехард теперь действительно стал очень красивым городом.
«ДЛ»: А чем еще кроме строительства мостов занимается компания?
– Помимо всего прочего компания строит дороги. Имеет два асфальто-бетонных завода. Один из них – на Ямбурге, фирмы «Тельтомат» например, – процентов на восемьдесят обеспечил асфальтом строительство дорог в этом регионе. Сейчас компания строит дороги на Заполярном месторождении. Там стоит завод фирмы «Амманн», позволяющий выпускать продукцию очень высокого качества.
«ДЛ»: Асфальто-бетонные заводы у вас немецкие, а остальная техника чьего производства?
– Технику в основном покупаем производства немецкой фирмы Liebherr. С ней у нас с самого начала сложились хорошие партнерские отношения. На заре своего становления мы обращались и к другим компаниям, но они соглашались принять заказ только на крупную партию машин. Денег у нас тогда столько не было. А немцы согласились сделать по одной машине каждого вида. Техника у фирмы Liebherr очень высокого качества. Так вот сотрудничество и началось.



Партнеры