Сочи: баланс потребностей и возможностей

Мэром Сочи экономист Леонид МОСТОВОЙ стал ровно год назад. Симпатичный. Энергичный, как все новые русские менеджеры. Легко отделяющий главное
от второстепенного, не зацикливающийся
на мелочах. Но при этом какой-то нескрываемо уставший. Видимо, от груза проблем, свалившихся на него. Вот и сегодня
с утра в его приемной людно. После интервью для «ДЛ» у него запланированы планерка, встреча с депутатами, совещания
по подготовке к «Кинотавру» и к футбольному матчу среди глав администраций областей
и мэрий городов. И вообще начался курортный сезон.

Леонид Аркадьевич, вы пришли на эту должность не со стороны. В течение семи лет вы были заместителем главы города, стало быть, хорошо представляли себе, что вас ждет. Какие выводы вы сделали за этот год?
– Сочи – город непростой, в нем намешано очень много проблем. Но, к счастью, они все вполне решаемы, если, конечно, подходить к ним планомерно и последовательно. Объять необъятное невозможно, нужно выделять приоритеты. Я год назад обозначил первый из них – добиться, чтобы он был чистым.
У каждого города своя специфика. Для кого-то важно развивать промышленность, кто-то упирает на деловую или торговую функцию, где-то ставят экономические цели. Наш город – курортный, он должен привлекать красивым обликом, комфортностью.
У нас в последние годы была огромная проблема с городским транспортом, криком кричали: нет муниципальных автобусов, одни маршрутки, это дорого. Прошел год, и из моей почты, из телефонных звонков, из местных СМИ совсем исчезла тема муниципального транспорта. Мы в 2,5 раза увеличили количество муниципальных рейсов. Не трогая при этом бюджет.
«ДЛ»: За счет каких средств?
– Экономика довольно интересная штука. Когда пристрастно анализируешь, какие платежи бюджет проводил раньше, начинаешь находить резервы. Фраза: «Мы в этом году направили в отрасль столько-то денег, а в следующем еще больше» – абсолютно не свидетельствует о том, что эта отрасль развивается динамично. Все зависит от эффективности использования средств.
Скажем, на благоустройство города мы увеличили количество денег. Но, условно говоря, можно кашу по противню размазать и не понять, есть ли что там, а можно разложить по тарелочкам. Мы сгруппировали эти средства на благоустройстве основных территорий в городе и добились эффекта.
Шесть лет город жилье не строил – начал строить. В прошлом году сдали 100 квартир, в этом запланировано 300. Не только за счет бюджетных средств. Вообще, я убеждаюсь, Сочи очень интересен для потенциальных инвесторов. Да и жизнь сегодня диктует несколько иные подходы к застройке, к формированию зеленых массивов, которые сейчас приходится собирать из лоскутков, некогда розданных, распроданных частникам.
«ДЛ»: Приведите пример, что удалось вернуть?
– Мавританскую беседку, символ города, которую обычно изображают на всех открытках, видах города. Когда-то ее умудрились продать под частное кафе. Возвратили, восстановили. То же самое – с шестью сотками на Курортном проспекте. Его продавали, перепродавали. Нам удалось их вернуть, мы включили их в план застройки гостиничного комплекса «Натали». Сейчас эту землю приводят в порядок. Там энергично строится новый отель.
«ДЛ»: Какова роль инвесторов в развитии города?
– За счет местного бюджета мы можем решить лишь внутригородские проблемы. Развитие курортного комплекса только из муниципальных средств невозможно. У нас нет ни одного санатория, одна только гостиница осталась после всей этой приватизации. Тем не менее в городе ежегодно появляется до тысячи новых гостиничных и санаторных мест. Вот в прошлом году – санатории «Черноморье», «Октябрьский», высококомфортного уровня, в этом году – вторая очередь «Пик-отель» на Красной Поляне, «Парк-отель», бывшая сочинская гостиница «Ленинград». Стройки ведутся, крупные стройки. И все на средства инвесторов.
Есть инвесторы, вкладывающие деньги в инфраструктуру города. Решена проблема с электричеством, с дорогами, газопроводом на Красную Поляну.
«ДЛ»: В прессе иногда Сочи называют «русским Давосом». Вы разделяете эти амбиции?
– Давосом мы становиться не собираемся, да и при всем желании не сможем стать его русским вариантом. Потому что в Швейцарии под красивый рекреационный объект, под те же горы и горнолыжные трассы специально создавали жилой комплекс, высокоэффективный курорт.
У нас все – с точностью до наоборот. Полумиллионный город дополнительно несет на себе еще и функцию федерального курорта. А эти понятия трудно совместимы. Город должен быть отдельно, курорт отдельно. В этом случае я могу только позавидовать Давосу, его властям.
А вот Красная Поляна вполне может стать «российским Давосом». И это не пустые слова. Еще в 1995 году мы участвовали в конкурсе на право стать местом проведения зимних Олимпийских игр. Причем с большой долей вероятности. Тогда Солт-Лейк-Сити выиграл. Помимо прочих причин нам помешали чеченские события.
У Красной Поляны очень хороший потенциал. И если прежде мы говорили о будущем курорта, то сегодня – о его настоящем. Две фирмы, российская и австро-канадская, заканчивают разработку различных концепций развития Красной Поляны. Наши естественные монополии озадачены обеспечением поселка инфраструктурой: электроэнергией, газом, строительством дорог. Очень важно, чтобы в горах были качественные дороги. Эти работы ведутся.
Тоннель, отсутствие которого не позволяло развиваться Красной Поляне, уже пробит, и при нормальном финансировании мы рассчитываем открыть его к концу следующего года.
«ДЛ»: Как решается проблема с аэропортом?
– Надеюсь, что после многих лет простоя строительство нашего аэровокзального комплекса сдвинется с места. Уже есть механизм разрешения, казалось, безнадежной ситуации. Он включает списание набежавших штрафов, пени. Правда, еще нужно переоценить и прежние капиталовложения, чтобы стоимость объекта стала реальной. Ряд российских компаний готовы профинансировать аэровокзал. Его очень удобное расположение (направление Европа–Индокитай вызывает огромный интерес) позволяют рассчитывать на скорую окупаемость.
«ДЛ»: В свое время вы были руководителем санатория «Русь», где, как правило, останавливались чиновники высокого ранга. Наверняка у вас с ними сложились хорошие отношения. Используете ли вы эти связи в лоббировании интересов города на федеральном уровне?
– Контактов, приобретенных в «Руси», я не утратил. Более того, работая там, я одновременно занимался планированием бюджета города, признаюсь, совершенно не рассчитывая на то, что придется воспользоваться плодами этой работы. Я не отрывался от городской жизни и от возможности решения каких-либо проблем, в том числе и на федеральном уровне. Поэтому я не могу пожаловаться на то, что мэра Сочи не слышат на федеральном уровне или сочинские проблемы там не понимают.
Конечно, не все получается. И хотя мы работаем в постоянном контакте с правительством России, с Минэкономразвития, Минфином, хотелось бы большего участия центра. Мы не прерываем диалог с Государственной думой, поскольку у нас есть собственная строка в федеральном бюджете. Но, поверьте, я не пользуюсь фразами типа «вы все равно приедете сюда отдыхать, так помогите чем-нибудь».
Сейчас подобная аргументация уже не работает. И это очень хорошо, что правительство становится прагматичным: если есть проблема – аргументируй и докажи. Тем более что у нас есть абсолютно веские основания настаивать на федеральной поддержке Сочи.
«ДЛ»: Даже проведя поверхностный анализ цен на услуги в городе, можно прийти к выводу, что они рассчитаны на состоятельного и нетребовательного человека...
– Деньги приходят в Сочи только в кармане отдыхающего. Потому что за пределы города ничего не вывозится, у нас нет исходящих товаров. Мы производим только услуги, и иных доходов у нас нет.
Спектр цен очень широкий, на разный вкус и кошелек. Если услуга дорогая, значит, на нее есть спрос, она востребована. И нет смысла делать ее дешевле. Конечно, много обоснованных претензий к качеству сервиса, набору предоставляемых услуг, хотя по некоторым позициям сочинские предприятия не уступают западным.
«ДЛ»: Леонид Аркадьевич, проясните, пожалуйста, ситуацию с законом, принятым Законодательным собранием Краснодарского края, по которому оно ввело новые ставки вмененного налога на прибыль, присовокупив к ним сезонные коэффициенты. Это произошло в то время, когда на федеральном уровне реализуется программа снижения налогов с малого бизнеса. Сочинская инициатива вызвала массовые протесты местных предпринимателей.
– Сейчас работает согласительная комиссия. В этот закон будут внесены серьезные изменения. Я считаю, что сезонный коэффициент как таковой имеет право на существование. Но в том виде, в каком он был включен по отношению к Сочи, он невозможен для исполнения. Краевое собрание, принимая закон, к сожалению, не учитывало специфики Сочи, его географии, того, что входящие в Большой Сочи некоторые поселки никак не реагируют на курортный сезон. Там есть сельмаги, которые я готов дотировать, лишь бы они не закрылись, а мне говорят: нет, ты обязан поднять в пять раз им налоги.
Отнесение города к первой категории тоже надуманно, по крайней мере, 6–7 месяцев в году – это мертвый сезон в экономике города. И в этом плане его нельзя сравнивать по доходности ни с Новороссийском, ни с Туапсе, ни с Краснодаром, ни с Армавиром.
Мне, с одной стороны, нужно, чтобы налоги были реальными, с другой – не забывать, что все городское хозяйство, которое мы готовим к сезону: благоустройство, инфраструктура муниципальная, все это оплачивается из бюджета. Бюджет нужно растить, холить и лелеять. За последние пять лет такого устойчивого роста собственной налогооблагаемой базы,собственных доходов, я думаю, в крае нет. Две цифры: бюджет Сочи в 1998 году составлял 600 млрд. руб., а в 2003 году – 3,67 млрд. руб.
«ДЛ»: Что предполагается сделать для оживления города в мертвый сезон?
– Во-первых, нас спасает так называемый конгрессный туризм, зимой мы проводим немало мероприятий. Можно ли представить КВНовский фестиваль «КИВИН» где-нибудь еще, кроме Сочи? Когда пять тысяч человек приезжают, нужно посмотреть, как кипит, бурлит город. А это последняя декада января, мертвее сезона не бывает.
Недавно закончился фестиваль солдатской песни, великолепная программа, охватывающая многие концертные площадки города. Научные симпозиумы, конференции. Недавно проходила встреча ректоров российских вузов,которые тоже прибыли к нам. Часто проходят туристические выставки. Мы неплохо используем конгрессный потенциал.
Во-вторых, мы вовсю эксплуатируем общепринятое мнение, что лечиться лучше зимой. Летом, в июле–августе, тут градусов сорок в тени, пляж, веселье до утра – а тебе нужно за давлением следить и режим соблюдать.
Опыт и возможности бальнеологической базы Сочи очень хорошие. Да и стоимость санаторно-курортного отдыха у нас на несколько порядков ниже, чем за рубежом.
«ДЛ»: Говорят, хочешь узнать человека – посмотри, как он отдыхает. Как ведут себя наши чиновники и прочие VIP на отдыхе?
– Со временем я убеждаюсь, что все больше и больше людей в России стараются вести здоровый образ жизни, а чиновники в первую очередь. Прежде, приезжая в Сочи, высокие гости чуть ли не у трапа начинали пить горькую. Сейчас по-другому, встречаешь и уже по дороге обсуждаешь: сегодня теннис, завтра надо полазить по горам. Или модный дайвинг выбирают. Это очень радует.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру