Укротитель «газпрома»

ОДИН ГОД С МИЛЛЕРОМ

Скоро исполнится год, как на работу в «Газпром» был призван Алексей МИЛЛЕР. Смена первого лица до сих пор остается главным изменением в газовой монополии. Система пока осталась прежней.
За исключением нескольких попыток изменить круг людей, которые находятся у некоторых особо доходных мест газового бизнеса.

Западные аналитики считают, что Алексей Миллер взял первый барьер в своей борьбе по установлению контроля над гигантской российской газовой монополией в конце 2001 года, когда совет директоров «Газпрома» проголосовал за возвращение пакета акций «Пургаза». Именно тогда на Западе стали говорить о том, что Миллеру удается добиваться некоторого прогресса. The New York Times писала:«Решение об этой покупке завершило несколько месяцев борьбы между Миллером и влиятельными группами интересов, начавшейся шесть месяцев назад, когда он вступил в должность. Он попал под обстрел и со стороны старой гвардии менеджеров «Газпрома», и со стороны голодных нефтяных компаний, которые хотели отхватить кусочки бизнеса «Газпрома», пока компания находилась в беспорядочном состоянии». «Миллер стремится прекратить воровство и вернуть утраченные активы, но существуют влиятельные заинтересованные группы, которые пытаются его остановить, – сказал Уильям Браудер из Hermitage Capital Management, которая владеет акциями «Газпрома». – Он не управляет компанией так, как будто это его собственная свинья-копилка. Это важно». За последний год капитализация «Газпрома» выросла на 70% – до $19 млрд. «И это только начало», – заявил Алексей Миллер и дал понять, что стремительный рост капитализации произошел благодаря наведению порядка во вверенном ему хозяйстве.
Правительство вроде бы также признает достижения Миллера. По словам куратора ТЭКа в кабинете министров Виктора Христенко, «Газпром» за последнее время стал прозрачнее. «Это не означает, что за короткое время были сняты все проблемы, которые есть в компании, – по поводу непрофильных активов и так далее. Но то, что он стал прозрачнее, однозначно», – считает вице-премьер.
А вот многие западные финансисты к победным реляциям Миллера о росте капитализации «Газпрома» отнеслись весьма скептически: они указывают на то, что за последний год весь рынок ценнных бумаг России вырос примерно на аналогичную величину. А потому успех «Газпрома» им не видится чем-то необычным. Но все же акционеры компании и рынок остались удовлетворены действиями нынешнего менеджмента монополии. Об этом, по крайней мере, свидетельствует последнее удачное размещение еврооблигаций «Газпрома» на $500 млн. Но «самое интересное в том, что впервые в истории у нас есть генеральный директор «Газпрома», который говорит о рыночной капитализации», – говорит Уильям Браудер.
Чтобы добиться кратного роста капитализации, Миллер намерен выполнить несколько главных шагов. Во-первых, сконцентрировать профильные для монополии сферы деятельности – добычу, транспортировку и распределение газа. Во-вторых, избавиться от многочисленных непрофильных и затратных активов. И в-третьих, вернуть ранее выведенные.
В части возвращения «утраченного» «Газпром» уже добился определенных успехов: помимо «Пургаза» вернули в пенаты и «Запсибгазпром». Также ведется активная работа по возврату контроля над крупнейшим нефтехимическим холдингом страны «СИБУРом».
Правда, стоимость всех совокупных «блудных» активов руководство «Газпрома» до сих пор не называло. Миллер лишь заметил, что это «работа правоохранительных органов».
Самая приоритетная задача для Миллера, как он утверждает сам, – стабилизация добычи «голубого топлива». «Газа в стране мало, а скоро будет еще меньше», – говорит зампред правления «Газпрома» Александр Рязанов. В 2001 году «Газпром» добыл 512 млрд. кубометров, что ниже уровня 2000-го на 11,2 млрд. кубометров. По расчетам Минэкономразвития, без введения в эксплуатацию новых месторождений добыча газа «Газпромом» к 2005 году упадет до 480–500 млрд. кубометров, а потребность в «голубом топливе» на внутреннем рынке, напротив, увеличится до 650–680 млрд. куб. м. Будет расти и потребление газа в Европе. Согласно энергетической стратегии Евросоюза, к 2020 году примерно 60% потребляемого «голубого топлива», будет приходиться на импорт.
Аналитики считают планы монополии на 2002 год вполне реальными. Для их реализации требуется лишь увеличить инвестиции в «старые» ямальские месторождения и расширить добычу на Заполярном, которое принесло в 2001 году 6,9 млрд. кубометров. Кстати, именно пуск Заполярного месторождения, прошедший в последних числах октября 2001 года, рассматривается сегодня как спасение газовой отрасли всей страны.
Однако перспективы «Газпрома» начиная с 2003 года представляются аналитикам довольно туманными. Одно из крупнейших месторождений – Уренгойское – находится в стадии падающей добычи. Такая же судьба ждет через два–три года Ямбургское и Медвежье месторождения. Себестоимость же добычи газа на новых месторождениях в 4–8 раз выше нынешней. По прогнозам, к 2010 году спрос на газ со стороны экономики возрастет примерно на 10%. Не случайно зампред «Газпрома» Александр Рязанов признает, что пока «устойчивое удовлетворение спроса находится под вопросом».
Чтобы выполнить взятые рубежи по увеличению «голубого топлива», руководству «Газпрома» потребуется осваивать труднодоступные территории акватории Ямала. А на это необходимо почти $70 млрд. инвестиций. Таких денег у монополиста явно нет. Зима не принесла особых доходов. Из-за относительно теплой погоды российским потребителям было поставлено на 5 млрд. кубометров газа меньше, чем было заложено в топливном балансе. Экспортные поставки оказались на 4,9 млрд. кубометров меньше, чем планировалось. С внутрироссийскими тарифами на газ тоже не все гладко. Однако Алексей Миллер считает, что рост тарифов – основной резерв для реализации инвестиционной программы компании, «без него дефицит газа преодолеть невозможно».
Правда, первую проверку на прочность концерн все же выдержал и при Миллере: перебоев в снабжении «голубым топливом» зимой в стране не было.

Мимо заказов
Как и следовало ожидать, в «Газпроме» постепенно пытаются избавиться от наследства Рема Вяхирева. Правда, лишь только в некоторых сферах. Миллер теснит прежних партнеров концерна. К примеру, компанию «Стройтрансгаз», которая фактически являлась монополистом на рынке подрядно-строительных работ для газовой отрасли в России. Ежегодный объем работ «Стройтрансгаза» оценивается более чем в $1 млрд. И не секрет, что стать главным подрядчиком «Газпрома» «Стройтрансгазу» помогли хорошие отношения Арнгольта Беккера с Ремом Вяхиревым и Виктором Черномырдиным. Поэтому закономерно для Миллера, что в начале марта в «Газпроме» вышел приказ о создании собственной компании- подрядчика «Газпромстройинжиниринг».
Встречи тет-а-тет
За год работы в «Газпроме» Миллер изменил и традиционный стиль общения с региональными начальниками. Начиная с 1998 года в «Газпроме» было принято проводить постоянные поездки российских губернаторов на Ямал – в «кладовую» монополии. Рем Вяхирев всегда говорил, что это важный шаг для понимания между монополией и территориями.
Причем Вяхирев всегда лично проводил подобные акции массового выезда на Ямал и всегда вместе с губернаторами участвовал в облете газовых месторождений.
Поначалу Миллер следовал этой газпромовской традиции. Однако на последней встрече с губернаторами он уже не присутствовал – «из-за чрезвычайной занятости». Говорят, теперь Миллер предпочитает «точечный» метод работы: встречается с губернаторами тет-а-тет.
Вместе с тем Миллеру удалось найти взаимопонимание с губернатором Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Юрием Нееловым. Накануне ухода Вяхирева отношения Неелова с «Газпромом» явно осложнились. Губернатор объяснял «похолодание» тем, что «не разделяет той политики, которую проводит «Газпром» по отношению к территории». Один из прилетов Вяхирева с группой региональных начальников Неелов вообще проигнорировал.
Теперь, как свидетельствуют очевидцы, Неелов стал радушным и гостеприимным хозяином. Кстати, первое знакомство с Миллером губернатор ЯНАО охарактеризовал следующим образом: «Он произвел впечатление делового, хваткого молодого человека. Я сделал вывод, что у нас имеются самые хорошие перспективы на дальнейшее конструктивное сотрудничество».
И это не просто слова. Главой «Газпрома» и губернатором Нееловым подписана стратегическая программа комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающей территорий. При этом Юрий Неелов назвал подписание соглашения «политическим решением, где подтверждается, что Ямало-Ненецкий автономный округ сегодня является стратегическим сырьевым регионом России. Документом оформлено объединение наших совместных усилий для того, чтобы Россия как можно скорее получила необходимый газ». Миллер, в свою очередь, пообещал всяческую поддержку ЯНАО: «Мы с Юрием Васильевичем договорились о том, что будем предпринимать совместные шаги в Москве для того, чтобы и в Госдуме, и в правительстве принимались решения в интересах социально-экономического развития Ямала».
На сегодня Алексеем Миллером подписаны соглашения о сотрудничестве с большинством губернаторов.

Победы компенсируются ошибками
У Миллера есть еще одна маленькая победа: он получил неожиданную поддержку Минэнерго в борьбе за возвращение «Газпрому» права на экспорт нефти, которого концерн лишился в прошлом году. Глава министерства Игорь Юсуфов, предлагавший передать экспортные объемы «Газпрома» казахским производителям, теперь встал на сторону газового монополиста и направил Виктору Христенко письмо с предложением увеличить экспортный график для «Газпрома» до прежних объемов. К июню вопрос должен быть разрешен окончательно.
А вот к числу стратегических провалов аналитики относят уход из «Газпрома» Александра Семеняки, который отвечал за фондовые операции в команде Рема Вяхирева. Впрочем, как поспешил заявить Миллер, «переход на другую работу не означает прекращения сотрудничества». Семеняка «и в дальнейшем будет самым тесным образом работать с «Газпромом» в качестве советника председателя правления по вопросам, которые он курировал на прежней должности». Глава «Газпрома» при этом отметил, что «Александр Семеняка является авторитетным специалистом фондового рынка – последние шесть лет он эффективно руководил одним из важнейших направлений деятельности «Газпрома», и мы высоко оцениваем его вклад в развитие компании».

Планов – громадье
У Миллера много дел. Помимо увеличения добычи газа требуется активизировать приобретение активов европейских газотранспортных компаний, увеличить инвестиции на диверсификацию экспортных маршрутов.
По-прежнему в западной прессе можно встретить следующие пассажи: «Газпром» – масштабный пример свойственной всей российской экономике общей негативной черты – политизации бизнес-процесса. Низкий уровень корпоративного управления и политизированные суды продлевают жизнь системе, которая позволяет обогащаться». «Газпром» – образование многостороннее. Руководство газового монстра беспрепятственно обогащается, рядовые сотрудники довольны высокими зарплатами и различными социальными льготами, а для имиджа России полезна та видимость, которая создается, ведь «Газпром» – яркий пример предпринимательской деятельности и поддержания корпоративного духа. Действительно ли Кремль хочет всерьез и окончательно побороть коррупцию?»
Правда, при этом никто не отрицает, что для того, чтобы добиться хоть некоторых из заявленных целей, у Миллера есть одно качество – доверие со стороны президента Владимира Путина.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру