«голден телеком»: золотой сплав опыта, корпоративной культуры и знаний о российском рынке

АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ СВЯЗИСТ-БИЗНЕСМЕН

Перед нашей встречей у Александра ВИНОГРАДОВА выдалась сумасшедшая неделя. Президент компании «Голден Телеком»
вернулся с роуд-шоу – серии встреч с западными инвесторами
и аналитиками. География поездок и плотный график работы руководителя крупнейшего в России независимого оператора телефонной связи действительно впечатляет. За две недели провел более 40 встреч – по шесть-семь в день. В пятницу улетел
из Нью-Йорка, в воскресенье был уже во Франкфурте, в понедельник –
в Стокгольме, во вторник – в Амстердаме, в среду – в Лондоне.

Впрочем, Виноградов отнюдь не выглядит уставшим, принимая шеф-редактора «ДЛ» Станислава КОМАРОВА уже в своем московском офисе. «Одна из моих задач как президента – представлять компанию на подобных встречах, рассказывать инвесторам о нашей деятельности, планах, стратегических целях. Объяснять, что команда наших управленцев четко понимает, что надо сделать сегодня, завтра, через полгода, через год, – с тем, чтобы выйти на намеченные рубежи и чтобы деньги инвесторов и акционеров, вложенные в «Голден Телеком», не оказались выброшенными на ветер, а приносили стабильные доходы».
В конце 2001 года в телекоммуникационных кругах и СМИ начали активно обсуждать готовившуюся тогда сделку, которая окажет существенное влияние на расстановку сил среди независимых (негосударственных) операторов связи. Речь идет о том, что холдинг «Голден Телеком», которому принадлежит 50 процентов акций компании «Совинтел», решил выкупить у ОАО «Ростелеком» оставшиеся 50 процентов акций и тем самым превратить «Совинтел» в свою полноправную «дочку». В обмен ОАО «Ростелеком» получит 56 млн. долларов и 15 процентов акций «Голден Телеком».
Комментируя эту сделку, Виноградов не раз подчеркивал, что распределение долей в уставном капитале «Совинтел» в соотношении 50 на 50 в определенный момент начало тормозить развитие компании. «Трудно выстраивать корпоративную стратегию, принимать важнейшие инвестиционные решения, когда вы как учредитель владеете только половиной акций предприятия. Приобретение полного контроля над «Совинтел», лидера в предоставлении услуг голосовой связи в Москве, откроет новую страницу в деятельности «Голден Телеком», фактически превратит компанию в ведущего оператора по всем видам телекоммуникационных услуг. Сейчас мы тщательно выполняем все аспекты существующей юридической процедуры и рассчитываем, что официальное завершение сделки состоится во втором квартале 2002 года».
Назначение тогда еще генерального директора «Совинтел» Александра Виноградова президентом и главным управляющим директором холдинга «Голден Телеком» не удивило специалистов. Даже конкуренты с нескрываемым уважением отзываются о его профессиональных качествах. В отрасли он сразу после институтской скамьи. Заканчивал профильный институт, начинал с инженера связи, строил сеть для Олимпиады-80. «Счастливое было время, – вспоминает Виноградов, – работали на одном энтузиазме. В начале 80-х подобные сети только начинали строить «живьем», до этого были только теоретические занятия в институте». Счастье вновь улыбнулось ему уже в 90-м. Тогда он работал в ГЦУ МС, которое стало первым учредителем СП «Совинтел», где он прошел все ступени служебной карьеры. О своем новом месте работы Александр Яковлевич отзывается так: «Десять лет назад я уже считал себя опытным связистом. А придя в «Голден Телеком», понял: без совершенствования и самообучения не обойтись. Это публичная компания, единственная в России, торгующая на бирже NASDAQ не депозитарными расписками, а собственными акциями. Без знаний многочисленных тонкостей работы с акционерами и инвесторами здесь не обойтись. Это совершенно новый и крайне важный аспект моей нынешней работы».

«ДЛ»: Видимо, сейчас вас уже можно называть не только связистом, но и бизнесменом. Ведь раньше в своих интервью вы всегда подчеркивали: «Я не политик, я связист»?
– Я действительно не политик. А вот бизнесменом меня можно уже называть с полным правом. Я ведь отвечаю перед учредителями за их капиталы, отвечаю перед отраслью за развитие порученного мне предприятия, отвечаю, наконец, перед клиентами за предоставленные услуги связи. Мне интересно заниматься связью, этим бизнесом. Наверное, это единственное, что я умею делать по-настоящему хорошо.
«ДЛ»: Руководителю любого ранга приходится решать не только стратегические задачи, но и первоочередные вопросы тактического управления компанией. Каковы основные цели и долгосрочные перспективы «Голден Телеком»?
– Самая актуальная задача – структурирование новой компании. Сейчас заканчиваем оформление сделки по приобретению «Совинтел», а это приведет к тому, что из нескольких своих компаний будем создавать одну большую. Естественно, это усложняет и проблемы управления, и кадровые вопросы, и аспекты построения отношений внутри компании. (Холдинг намерен слить «Совинтел» с другой своей дочерней телекоммуникационной компанией «ТелеРосс» и реорганизовать работу крупнейшего интернет-портала «Россия-Он-Лайн». Сейчас он уже называется «РОЛ». – Прим. ред.) Хотя деятельность компаний и не дублирует друг друга (в «ТелеРосс» больше развит региональный бизнес, в «Совинтел» – бизнес корпоративных сетей), все равно слияние само по себе приводит к возникновению сложных ситуаций.
Одна из них – дублирование должностей: два коммерческих директора, два главных бухгалтера... Отсюда первозадача – выстраивание команды. Второе – выстраивание непосредственно бизнеса без потери темпов развития, клиентской базы, уровня присутствия на рынке. Ну а в перспективе, конечно же, создание серьезной корпоративной сети на территории России, предоставление полного спектра услуг на базе самых современных технологий. Такая корпоративная сеть будет выстроена в единую систему дальней связи, она будет обслуживать компании, которые активно работают в регионах. Например, связь между Москвой и Нижним Новгородом станет внутрикорпоративной, что значительно упростит обмен информацией и снизит расходы на оплату услуг связи.
«ДЛ»: Конкуренция на российском рынке телекоммуникационных услуг жесткая?
– Мне не очень нравится эта формулировка. Мы с нашими конкурентами всегда находим общий язык, когда решаем какие-то спорные вопросы. Да, конкуренция очень серьезная. Сегодня российский рынок еще далеко не освоен, и многие компании продвигают свой бизнес на параллельных курсах, работая практически на одних и тех же территориях. Их интересы совпадают. Если львиная доля доходов идет из Москвы, Петербурга, юга России, естественно, все компании как-то обозначают свое присутствие в этих регионах. Кроме того, не забывайте, что на каждой территории имеется еще и монополист – оператор связи, который исторически имеет там свои сети и емкости. И не работать с ним в связке просто невозможно. Как, например, работать в Москве без кооперации с МГТС? Поэтому те компании, которые собираются серьезно присутствовать на рынке, ищут различные ходы для максимального расширения своих сетей, емкостей. Их независимость во многом определяется наличием собственных мощных технических и финансовых средств. Отсюда – кооперация, объединение компаний, слияния, поглощения. Чем крупнее оператор, тем больше у него возможностей для реализации своих проектов. Это естественный процесс.
«ДЛ»: Наличие в компании западного капитала – это серьезное подспорье в бизнесе? (Среди акционеров компании – «Альфа-групп» (48%), Европейский банк реконструкции и развития (13%), инвестиционные фонды под управлением Capital Research International (10%) и Baring Vostok Capital Partners (12%). – Прим. ред.)
– Однозначно на этот вопрос ответить не могу. Специфика иностранной компании не только в работе с основным капиталом. Помимо наших оборотных средств это и привлечение средств инвесторов, и торговля акциями. Мы торгуем ими в международной финансовой торговой системе NASDAQ в Нью-Йорке. В США же после известных сентябрьских событий прошлого года рынок телекоммуникаций, да и вообще hi–tech технологий, далеко не в лучшей форме. С другой стороны, «Голден Телеком» работает на российском рынке, а здесь ситуация совсем другая. Наш рынок на подъеме. В регионах стремительно растет спрос на современные услуги связи. Там – большое поле деятельности. Вообще у нас в последнее время складываются благоприятные условия для активизации бизнеса. В результате создается парадоксальная ситуация. Компания успешно работает в России, а на нью-йоркской бирже это никак или почти никак не отражается. Согласитесь, противоестественное состояние.
«ДЛ»: Вашу компанию с полным правом можно назвать интернациональной. Как вы подбираете топ-менеджмент? По признаку принадлежности к какой-то определенной стране?
– На данном этапе мы уже определились со специалистами, которые будут возглавлять основные направления. Оценивать работника по тому, кто он – русский или иностранец, мы не собираемся. Люди подбираются исключительно по своим деловым, профессиональным качествам. Посмотрите на руководящий состав нашей компании! Президент – российский гражданин, главный исполнительный директор – бельгиец, главный финансовый директор – австралиец, главный юрисконсульт – американец.
«ДЛ»: Не сложновато ли вам? Ведь у каждого свои методы работы, особый менталитет.
– Не согласен. Если мы говорим о юристе, который отвечает за всю юридическую документацию, не имеет никакого значения, кто он по национальности. Этот человек должен быть собранным, очень внимательным, аккуратным и в своих оценках независимым. Он должен уметь противостоять давлению как внутри компании, так и извне. Впрочем, должен заметить, что всех специалистов, работающих в компании, иностранцами можно назвать только по паспорту. Главный исполнительный директор работает в России больше 10 лет. С главным финансовым директором та же самая ситуация. Они знают русский язык, знают наши обычаи, привычки, и я бы не сказал, что у меня проблемы в общении с ними.
Что касается лично меня, то за 10 лет работы в «Совинтел» я научился соблюдать баланс интересов между учредителями и использовать второй язык для делового общения. Признаюсь, уважая партнеров, я за 10 лет сам выучил английский. Они, в свою очередь, уважая меня, стараются говорить по-русски. Подобное взаимоуважение для работы многонациональной компании очень важно. Именно так образуется то, чего нельзя купить за деньги, – сплав западной корпоративной культуры и доскональное знание специфики российского рынка.
«ДЛ»: Сколько стоит российский рынок связи? Насколько он еще не заполнен услугами независимых компаний, таких как «Голден Телеком»?
– Министр связи РФ Леонид Рейман недавно назвал примерную цифру инвестиций. Около 30 миллиардов долларов. Это минимум, необходимый России, чтобы выйти на среднеевропейский уровень насыщения услугами связи. Мы часто говорим: у нас всего 30% сетей цифрового формата, но при этом забываем, что в России есть места, куда не проходит ни один кабель. Просто нет связи. 30 миллиардов – это та цифра, которая даст нам возможность выйти на уровень цивилизованной страны, где каждый гражданин получит возможность пользоваться местной, междугородной и международной телефонной связью.
«ДЛ»: Ваше отношение к «Закону о связи»? Вы принимали участие в его разработке? Интересы альтернативных операторов в нем учитываются?
– Мы беседовали с разработчиками и высказали свое мнение по различным аспектам законопроекта. Мы ждем этот закон, потому что пора наконец определить правила игры на рынке связи. Не думаю, что в этом документе будут отражены какие-либо моменты, которые повернут нас обратно в сторону монополизации рынка, разрушат тенденции развития или остановят политику Минсвязи, в том числе и по привлечению иностранных инвестиций. Закон должен определить правила регуляции рынка, исходя из программных заявлений нашего правительства. Инвестиции в связь идут не только из России, но и из-за рубежа, поэтому крайне необходимо учитывать интересы иностранных инвесторов, как, впрочем, необходимо предоставить им и другим участникам рынка равные возможности и определенные гарантии. Мы надеемся, что закон будет принят в ближайшее время.
«ДЛ»: Кто-то умный сказал однажды: «Если бизнес стоит на месте, значит, он умирает...»
– Очень точные слова. Самое страшное в нашем деле – самоуспокоение. Компания должна двигаться вперед, иначе у нее нет будущего. Ведь слово «компания» включает в себя набор совершенно определенных взаимоотношений: люди, которые в ней работают, семьи, которые они содержат. Инвесторы, которые вложили свои деньги. Длинная цепочка. Что значит остановиться в бизнесе? Это значит, всю эту цепочку разрушить.
И еще. В бизнесе нельзя рисковать: сегодня поиграли, а завтра ушли с рынка. А что с людьми делать? Мы же все прекрасно понимаем: нельзя быть счастливым и богатым в совершенно бедной и разрушенной стране. Это нонсенс. Сейчас, оглядываясь на соседей по бизнесу, с удовлетворением подмечаю тенденцию к тому, что вопросы создания нормальных условий труда и быта в большинстве компаний ставятся во главу угла.
«ДЛ»: На ваш взгляд, как далеко мы шагнули за эти десять лет в реформировании нашего общества? Некоторые бизнесмены, с которыми мне приходилось общаться, утверждают, что в своем развитии мы скакнули лет этак на 50 вперед. Не меньше.
– Я бы не стал определять этот этап количеством лет. Полагаю, что происходящее в России сейчас можно сравнить с эпохой Петра. Тогда страна изменилась настолько, что с ней начали считаться. Она стала великой державой. То, что происходит сейчас, также должно привести к разительным качественным переменам. Я не согласен с утверждениями о том, что весь остальной мир хочет, мол, видеть Россию отсталой и слабой. Наши западные партнеры предлагают нам использовать в своей экономике самые передовые технологии. С другой стороны, лет 10–15 назад Россией пугали детей, и эта инерция страха еще давит на менталитет наших соседей. Я как российский гражданин хотел бы видеть свою страну не сырьевым придатком, из которого качают нефть, газ и электроэнергию. Мы должны на равных торговать своей продукцией, нам нужно собственное конкурентоспособное производство. Только так мы сможем стать равноправными игроками на мировом рынке.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру