Орел ты, Соколов!

Наш специальный корреспондент Петр СОБЕННИКОВ передает из Швеции с чемпионата мира по хоккею

  — Отпустите меня, пожалуйста, ребята уже в раздевалке выход в финал отмечают, — взмолился вратарь сборной России Максим Соколов. — Да и устал — словами не передать... Пойду я, ладно?
     Я, конечно, не нашел в себе сил возразить главному, вне всякого сомнения, герою полуфинального матча чемпионата мира. В поединке с финнами наш голкипер отразил 47 бросков соперников: 43 — в основное и дополнительное время (счет — 2:2), 4 — в серии буллитов. Да-да, хоккеисты Суоми не смогли выиграть у Соколова ни одной послематчевой дуэли.
     А вот штрафные броски капитана нашей команды Андрея Коваленко и его ассистента Валерия Карпова достигли цели. Россия — в финале! Итак, впервые с 1993 года у наших хоккеистов будут медали мирового первенства. Какие именно — золотые или серебряные, — мы узнаем только сегодня: нашим соперником по финалу стала сборная Словакии, которая также в серии буллитов победила хозяев-шведов.
  
   А ведь в начале чемпионата слабо верилось в то, что в Гетеборге российские хоккеисты отвоюют себе хоть какие-нибудь медали. На предварительном этапе эти сомнения только укреплялись. Но все как-то забывали, что главная игра пойдет только в плей-офф.
     ...Для сборной России игра на вылет началась в Йончепинге. В город, расположенный на озере Веттерн, я в компании российских журналистов добирался на автобусе. К нам присоединились и двое чешских коллег. Мои заявления — мол, ждите, паны, сенсацию! — они игнорировали. Лишь снисходительно улыбались: вы что, дескать, хотите обыграть самого Яромира Ягра?.. Чтобы не накалять атмосферу, я поинтересовался, какой самый интересный матч с участием наших команд они видели.
     — В 78-м, на чемпионате мира в Праге. Чехословакия—СССР — последний матч турнира. Я еще из армии в самоволку убежал, — вспоминал коллега по имени Богумил. — Нашей команде, чтобы взять “золото”, можно было даже уступить вашей сборной — но только в одну шайбу. До последних минут счет нас устраивал: проигрывали — 1:2. Но в самом конце игры Хелмут Балдерис забил третий гол. Многим показалось, что он подыграл себе коньком...
     Самое интересное, что спустя несколько часов в четвертьфинале чемпионата мира-2002 случился точно такой же счет — 3:1. И снова в нашу пользу. “Покойник встает из могилы” — такое вот нестандартное определение нашел главный тренер нашей сборной Борис Михайлов. Что-то в этом роде я услышал и от нападающего Валерия Карпова, забросившего чехам две шайбы.
     — На ребят очень подействовало то, что на лед вернулся Равиль Гусманов, — говорил мне форвард. — Он ведь получил травму, ему кровь выкачивали из коленного сустава... Лично я подумал: раз уж даже “мертвые” идут в бой — обязательно надо выиграть.
     И мы выиграли...
     Матч с чешской сборной, кстати, оказался похожим на февральскую игру в Солт-Лейк-Сити. Тогда неприступной стеной в воротах стоял Николай Хабибуллин. Сейчас блистал Максим Соколов. Но разве только во вратаре дело, когда в Йончепинге словно родилась новая команда! Нападающий Вячеслав Буцаев объяснил это просто: “У нас выбор был невелик — либо стать героями, либо в очередной раз оправдываться за неудачное выступление. Все это поняли — и прониклись ответственностью”.
     В полуфинале с финнами она, к счастью, никуда не улетучилась: наши хоккеисты тренерские установки Бориса Михайлова выполняли неукоснительно. Разве что в первом периоде слишком часто получали удаления.
     — Буквально перед самой игрой к судьям поступили новые директивы, — говорил капитан Андрей Коваленко. — Любой зацеп клюшкой, удар по рукам — все наказывается. Вот только почему-то к нам рефери относился гораздо строже...
     Из-за выбранной нашей сборной оборонительной тактики опять крепко досталось Максиму Соколову. У финнов было ужасающее преимущество по броскам — 45:11. Но это вовсе не повод для того, чтобы заявить: наши, мол, играли хуже.
     — Просто одна команда играла хорошо в атаке, а другая в защите — а в открытый хоккей мы и не должны были ввязываться, — расшифровывал свои тактические задумки Михайлов. — Некоторых ребят приходилось даже удерживать от излишнего рвения вперед... Да, игра могла кому-то показаться невзрачной, но у нас не было выбора: сегодня мы играли на результат.
     И этот результат очень расстроил главного тренера финской сборной Ханну Аравирту. Он лишь сквозь зубы смог поздравить Бориса Петровича с победой — и с досадой заявил, что это неправильно, когда победителя определяют буллиты. А с ними, напомню, классно справились Андрей Коваленко и Валерий Карпов, который в этом сезоне 6 раз исполнял штрафные броски и промахнулся всего лишь однажды. “Это большой мастер, которого явно недооценивают, — высказал комплимент Валерию Борис Петрович. — Равно как и других хоккеистов, с которыми, как видите, можно бороться за медали”.
     — Валера, наверное, психологически легче играть, когда на сборную не очень-то ставят? — спрашиваю у Карпова.
  
   — Конечно, выскочить из-за спины лидеров проще, чем сначала и до конца идти впереди всех. Но дело не только в том, рассчитывают на нас или не рассчитывают. Запас прочности у нас просто был. В двух играх подряд чемпионов мира и вице-чемпионов за здорово живешь не обыграешь. А мы это смогли сделать — значит, на что-то годимся.
     ...Сил наши хоккеисты отдали столько, что никто из них не остался смотреть другой полуфинал: Швеция—Словакия.
     — Уж лучше в номере погляжу, — направляясь в отель, бросил Максим Соколов. — Посмотрю — и спать лягу. Хочется хорошенько выспаться...
     — Максим, а что, есть проблемы со сном?
    
— Ну, перед игрой с финнами все вроде нормально было. А вот в ночь перед матчем с чехами изрядно помучился перед тем, как заснуть.
     — Против финнов вы второй раз на этом чемпионате сыграли выше всяких похвал. Это для вас удобный соперник?
     — Вообще-то я не разделяю команды на удобные и неудобные. Например, три года назад на Кубке Балтики мы выигрывали у финской сборной — 3:1. А в третьем периоде у меня произошел нервный срыв: за пять минут пропустил три гола, причем все — средней тяжести, такие можно было и не пропускать... Так что играю как могу. Тут все просто: выиграешь — заслужил добрые слова, проиграешь — опять скажут, что ты неудачник...
     Уверен на все сто: теперь ни у кого не повернется язык назвать хоккеистов сборной России неудачниками. Этими ребятами уже можно гордиться. И я лично в эти дни хожу по Гетеборгу с высоко поднятой головой. Демонстративно показываю всевозможным секьюрити свою аккредитационную карточку той стороной, где значатся три буковки — RUS. Пусть видят, что я из России — страны, которая уже преподнесла самую большую сенсацию на нынешнем чемпионате мира по хоккею.
     Или — еще преподнесет?..
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру