Главная дама Думы

Любовь СЛИСКА: “Прекратите жалеть мужчин!”

Обычно те, кто приходит на “горячую линию” в редакцию “МК”, сначала слегка волнуются: а если никто не позвонит? А вдруг вопросы окажутся слишком заковыристыми? Первый заместитель председателя Государственной думы Любовь Слиска обошлась безо всякого замешательства: решительно села к микрофону и провела почти двухчасовой “марафон” с нашими читателями. А спрашивали Любовь Константиновну о многом: начиная от личной жизни и заканчивая делами государственными...
Сильный пол под микроскопом
— Добрый день, это Ирина из Москвы. Многие мужчины, в том числе депутаты Госдумы — например Жириновский, — не воспринимают женщину в роли руководителя. Вам часто приходится испытывать на себе подобное отношение?
— Меня Жириновский воспринимает нормально, очень тепло отзывается. Но вообще я разделяю ваше суждение. Женщинам в Государственной думе трудно: нас там всего тридцать четыре. Но все они гораздо ответственнее, чем мужчины-депутаты. Когда с женщиной договариваешься о каком-то совместном деле, оно обязательно будет выполнено в срок и с хорошим качеством...
Я думаю, мы сами с вами виноваты в том, что мужчин баловали и сделали их такими за 15 последних лет. Нам надо перестать их жалеть и держать в комнатных условиях, как домашних животных, которых нельзя выпускать за пределы балкона. Мы им тем самым сокращаем жизнь. У нас в России они и так сейчас живут в среднем 58 лет. Конечно, жить в последние годы стало труднее. Но почему-то у женщин от этих трудностей жизненный период продлился, а у мужчин — сократился. Надо искать причину, чтобы сохранить генофонд!

— У меня несколько личный вопрос: какие мужчины вам нравятся?
— Настоящие. Их сейчас очень мало, поэтому приходится дорожить тем, что имеешь.
— А что подразумеваете под словом “настоящие”?
— Это те, которые не пристают со всякой ерундой, не ноют: вот, ты это, то должна сделать, а где мой “дипломат”? — и так далее. Настоящий мужчина, когда приходишь домой, подает тебе тапочки и говорит: “Дорогая, как твои дела? Вот тебе цветы, чтобы у тебя было хорошее настроение”. И на каждый праздник — подарки в силу его финансовых возможностей. К сожалению, в России таких мужчин все меньше и меньше. Иногда думаешь: вот он, настоящий, хороший, а чуть-чуть его к себе приблизишь — и он начинает на тебе откровенно паразитировать. Поэтому при выборе партнера будьте внимательны.

— Моя дочь разведена с мужем и не получает алименты. Муж не работает, живет даже в другом городе. Получить деньги от него невозможно. Будет ли законодательно рассматриваться этот вопрос?
— Я с вами согласна, что для тех, кто уклоняется от уплаты алиментов, должна быть еще и уголовная ответственность. Но пока законодательство, к сожалению, до конца этот вопрос не регулирует. Мы хотим внести несколько поправок в Семейный кодекс. И то, о чем мы сейчас с вами говорим, я тоже возьму на заметку.
— Конечно, сажать их не надо...
— А почему не надо? Пусть годик делает какое-нибудь общественно-полезное дело: скверик убирает, деньги зарабатывает...
На грани фола
— Здравствуйте, говорит Калашников Алексей. Госдуму часто изображают как собрание болтунов, демагогов, которые предпочитают выяснять отношения между собой с помощью плевков и тумаков, переходящих в кулачные бои. Не провокация ли это со стороны недобросовестных журналистов?
— Винить во всем СМИ — неправильно. Депутату, как и любому человеку, свойственны слабости, он тоже может быть раздраженным и агрессивным. В Госдуме тоже бывают осенние и весенние обострения... Но сейчас сторонников положительной оценки деятельности Госдумы стало все-таки больше, а думских “цирковых спектаклей” — меньше. И конечно, каждому человеку, находящемуся во власти, надо помнить, что за ним следят не только журналисты, но и вся Россия.
— Дискуссия в Думе о “голубых” лишний раз показывает культурный уровень ваших коллег. Почему в ситуации, когда страна переживает глубочайший экономический и социальный кризис, муссируется этот вопрос?
— У нас очень много проблем и в социальной политике, и в военной реформе, и с пенсионерами, и с детьми — это действительно первостепенные проблемы. А не то, что было внесено группой наших депутатов. Но я вас прошу так эмоционально не реагировать: четыре депутата — это еще не вся Государственная дума. Я вас уверяю, что Госдума просто не станет обсуждать эту законодательную инициативу. Есть более серьезные задачи и дела.

— Как вы смотрите на то, что депутаты сами устанавливают себе пенсионное обеспечение? И даже бывший депутат Госдумы может получать фактически свою же депутатскую зарплату — да еще с постоянной индексацией. Это, по-вашему, справедливо?
— Кто же будет устанавливать депутатам пенсии, если не они сами? Ведь по Конституции именно на них возложена обязанность принимать законы... До того как я пришла во власть, я рассуждала так же, как вы: наверное, эти депутаты ничего не делают, а себе такие льготы прописывают. Но многие мои коллеги отдают себя работе настолько, что им пенсию и побольше можно назначить. Я за то, чтобы она назначалась не за пребывание во власти, а за то, что полезного было сделано конкретным депутатом. Увы, наше пенсионное законодательство такую норму не предусматривает...
Сейчас представители СПС внесли поправку о том, чтобы депутатам начисляли пенсию на общих основаниях. Но вряд ли депутаты пойдут на эту меру: большинство считает, что себя, любимых, надо защитить. Что касается меня, я думаю, что буду получать достойную пенсию в любом случае — у меня стаж уже более 30 лет.

— Мне 57 лет, зовут Михаил Дмитриевич, полковник медицинской службы запаса, врач высшей категории. Как депутаты Госдумы могут смотреть нам в глаза, когда врач получает 2500 рублей, а у вас зарплаты громадные, по 12 тысяч пенсии, вы имеете бесплатные квартиры, не платите за коммунальные услуги?!
— Да, депутаты живут в служебных квартирах и не платят за них — но только на срок государственных полномочий, которые вы, избиратели, им предоставили. Закончится депутатский мандат, и вернем квартиры государству. А таких зарплат, как вы называете, у нас депутаты не получают.
— А нам что делать? Мы тоже хотим есть, хотим покупать лекарства, одеваться. Как врач может получать 2,5 тысячи в Москве?!
— Но президент наш тоже не волшебник. Должны быть средства, должны быть собраны налоги соответствующие. Нужно, чтобы развивалась промышленность, производство.
— Но зачем вы у нас, военных, забрали льготы, дали нам жалкие копейки?!
— Я вас прошу повнимательнее посмотреть Закон о денежном довольствии военнослужащих: ничего у вас не забрали. Закон вызвал очень серьезную полемику, и сошлись на компромиссах. Добавили деньги, заработную плату увеличили по некоторым категориям почти в два раза. И с запасом компенсировали тот размер льгот, который вам предоставлялся.
— Любовь Константиновна, вы — законодательная власть. Вы должны не пить, не есть, а круглые сутки сидеть в Думе. Такого отношения к людям я за свои годы не знал!
— Кому вы хотите претензии предъявить?
— Думе — как законодательному органу.
— Извините, но к вам, к военным, есть тоже большие претензии у населения, у власти. В армию боятся идти служить. Очень много зависит и от командиров, которые строят неуставные отношения. И потом, почему у нас в армии многое разграбляется и растаскивается?
— Потому что президент и Госдума не борются с коррупцией, не сажают наших генералов. Всех покрывают.
— Почему бы вам, если вы знаете о фактах коррупции там, где вы служите, не заявить о них, как положено офицеру? Сделайте шаг, заявите — может быть, от этого что-то изменится.

— Скажите, существует ли кворум для присутствующих на принятии законов в Думе? Или просто так: приходит кто хочет? Потому что, когда смотришь телевизор, ну просто диву даешься: такие законы сложные обсуждаются, а депутаты бегают, как козлы… Людей такое отношение очень раздражает.
— Да, вы знаете, меня это тоже раздражает. В зале иногда бывает даже меньше 1/3 депутатов. Это их постоянная работа, а они ее просто прогуливают. В любом другом месте их давно уволили бы. Но, к сожалению, по Закону о статусе депутата мы этого сделать не можем. Я вас призываю к тому, чтобы вы спросили со своих депутатов, какой же все-таки они депутатской деятельностью занимаются взамен той, которой должны заниматься на основной работе, — законотворчества. Мы с Геннадием Николаевичем Селезневым предложили поставить в зале заседаний на каждом кресле таблички с фамилиями и именами, чтобы камерам было видно: какие же депутаты у нас годами не посещают пленарные заседания?..
Черта бедности
— Любовь Константиновна, помогите всем пенсионерам, которые выходят на пенсию с февраля этого года. По новому законодательству нужны новые справки и так далее. Но не готов никто: ни собесы, ни пенсионные фонды, ни бухгалтерия... В собесе считают все вручную, они мне ответили, что в лучшем случае я получу свою пенсию в конце июля—августе. Что делать? Я одна воспитываю дочь, я работник университета, зарплата около двух тысяч...
— У меня мама тоже пенсионерка, и родственники все пенсионеры — я эти проблемы хорошо знаю. Позвоните мне в Думу. Мы с коллегами сделаем в адрес Пенсионного фонда парламентский запрос для разрешения этой ситуации. Я постараюсь побыстрее разобраться и помочь.

— Моя жена в марте ушла на пенсию, ей начисли 1410 рублей. Но выдали пенсионное удостоверение без номера, а через несколько дней сказали, что она должна написать заявление с просьбой назначить ей пенсию только в 660 рублей. Жена — ветеран труда, но не может воспользоваться льготами по квартплате, так как нет пенсионного удостоверения!
— Это произвол со стороны чиновников, которые работают в органах социальной защиты населения. Я вам обещаю, что направлю депутатский запрос председателю Пенсионного фонда Зурабову о том, чтобы смягчить эту ситуацию для пенсионеров. А в вашей ситуации советую вам обратиться в суд. Обратной силы ни закон, ни принятые решения не имеют. И только в судебном порядке они должны изменить вам сумму начисленной пенсии. Больших госпошлин с вас в суде не возьмут, потому что вы — пенсионеры. И такие дела рассматриваются очень быстро.

— Вас беспокоит Ямпольский Борис Ильич, участник Великой Отечественной, подводник. В конце прошлого года в “МК” была заметка о том, что участники войны будут получать надбавку к пенсии как инвалиды войны. Когда же это произойдет?
— Уже принят серьезный блок законов по пенсионной реформе, но правительство и Дума еще не закончили работу над новым пенсионным законодательством. То, что инвалиды, участники войны, будут действительно получать надбавку, — этот вопрос сейчас прорабатывается.

— Миленькая, здравствуйте, с вами говорит инвалид второй группы, мне 81 год. Я была на пенсии в горвоенкомате, потом муж, военный, умер. Я перешла в райсобес, но с 1 января надо представить 5 лет заработка, а у меня не хватает двух лет — моя организация подчинялась Украине, а теперь Советский Союз распался, и наши документы оказались в Киеве. Куда мне обратиться и что делать?
— Оставьте свой телефон, постараюсь разобраться и помочь. И я поздравляю вас с наступающим праздником. Хочу, чтобы это досадное недоразумение вам его не испортило. Здоровья вам крепкого!

— Президент говорит, что сегодня у нас 40 миллионов человек живут за чертой бедности. И в то же время медицина устанавливает за глазную операцию, которая длится одну минуту, удаление катаракты, 12 тысяч рублей. Значит, все наше население или должно ослепнуть, или ходить кривым?
— Конечно же, нет. Необходимо, чтобы нормально работала страховая медицина. Должен быть совершенно иной подход для того, чтобы люди, которые не в состоянии оплатить дорогостоящие операции, могли бы пользоваться определенными скидками и льготами. Правительство во главе с Касьяновым должно подготовить и внести соответствующий закон в Государственную думу.
Альтернатива мату
— Что вы думаете об альтернативной службе? Не многовато ли — четыре года?
— Знаете, я тоже не согласна с четырехлетним сроком. Мы уже начали вести переговоры с правительством, и ко второму чтению срок альтернативной службы может уменьшиться если не до двух с половиной лет, то хотя бы до трех. Во всяком случае, четыре года не будет точно. А что касается возможности альтернативной службы именно в своем регионе — это довольно сложно. У нас ведь есть очень маленькие регионы, а рождаемость там достаточно высокая. И на год призыва может просто не найтись достаточно мест для альтернативщиков... То, что срок альтернативной службы мы сократим, — думаю, это правильно. Но и в армии кто-то служить должен. Несколько дней назад я была в бригаде морской пехоты, над которой шефствует наша Саратовская область, и я видела, как ребята гордятся своей службой. Значит, не везде в армии все так плохо...

— Беспокоит Маргарита Алексеевна. В Думе был принят в первом чтении Закон о рекламе. Что вы будете решать в этом плане дальше?
— Мы приняли закон о рекламе пива в первом чтении. О том, чтобы его так сильно не пропагандировать. А то у нас смыслом жизни становится вопрос: “Кто пойдет за “Клинским”?” На мой взгляд, нужно законодательно определить требования к качеству рекламы. Меня очень раздражает, что интересная передача порой идет 5 минут, а реклама — 7—9! И качество ее во многих случаях оставляет желать лучшего. Пока мы начали только с рекламы пива, но думаю, что все впереди.
— И еще хотелось бы, чтобы прекратился мат с экрана! В передаче, которую ведет министр культуры, один писатель даже сказал, что без мата русского языка нет...
— Я ваше беспокойство разделяю. Ненормативная лексика — это, конечно, тоже часть русского языка. Но раньше ею в приличном обществе, тем более на телевидении, никогда не пользовались. И еще — когда молодые люди обращаются ко мне на своем сленге, то я порой просто не могу понять, о чем они говорят! Нужно, наверное, с собой специальный словарь носить... Нам действительно пора убирать и с экранов телевизоров, и из публичных выступлений слова-паразиты, тем более нецензурные слова.

— Вы возглавляете парламентскую делегацию в Ассамблее НАТО. Зачем вообще нужна такая структура, ведь понятно, что в НАТО нас никто не примет?
— Такая структура нужна, потому что именно парламентарии могут ставить вопросы, которые министру иностранных дел поставить не всегда удобно. Мы в парламентской Ассамблее НАТО пока лишь в качестве ассоциированного члена, но тем не менее участвуем в разрешении многих ситуаций. Недавно, например, иностранные коллеги подготовили проект доклада о демократических преобразованиях в Белоруссии, Югославии и... Калининградской области. Наверное, нельзя сравнивать эти три субъекта как равные, потому что Калининградская область — часть РФ. Нам стоило больших трудов снять этот доклад с обсуждения...
И потом — работа в парламентской Ассамблее НАТО дает нам возможность быть услышанными. Почему всегда к России одни и те же претензии? Права человека в Чечне и свобода слова в России. Но есть ведь и другие, более важные темы!
Так, до событий 11 сентября наши коллеги по Ассамблее НАТО вообще не хотели слышать о том, что наркотрафик из Афганистана — источник финансовой поддержки террористических группировок. Мы предлагали принять меморандум на эту тему еще в феврале 2000 года. А после 11 сентября, терактов в Америке, коллеги сразу меморандум подписали. Это еще раз подтверждает: любые переговоры, даже если они сразу не приносят результата, полезны.
Депутатский тыл
— Хотелось бы узнать побольше о вашей семье: кто ваш муж?
— Муж — судья.
— А где он работает?
— Вы хотите с ним познакомиться?
— Нет, это вы мне очень нравитесь. Такая энергичная женщина!
— Он работает судьей Московского областного суда. Есть у меня еще мама в Саратовской области, есть брат, есть любимый племянник Денис, он сейчас студент первого курса Государственной академии права.
— Говорят, что вы неравнодушны к музыке. Какие песни вам нравятся?
— Песни восьмидесятых. Я была недавно на концерте Раймонда Паулса. И как будто в виртуальной реальности перенеслась на двадцать лет назад! Люблю песни со смыслом, с хорошей музыкой, а не просто какой-то речитатив под ударные. Мне очень бы хотелось, чтобы такой же вечер, как Раймонд Паулс, сделал Муслим Магомаев. Это мой любимый певец. Мне жаль, что мы совсем перестали его видеть, — а какой у этого человека голос, какой божественный талант!
— А кто ваши любимые литературные авторы?
— Я очень люблю Анну Ахматову. У нее всегда можно найти стихи, которые очень часто подходят ко многим ситуациям, когда ищешь ответ на вопросы. И мне нравится восточная поэзия — Омар Хайям.

— Меня зовут Ника, я студентка. Чисто женский вопрос: где вы одеваетесь, есть ли у вас стилист, и, может быть, вы подскажете несколько рецептов красоты для деловых и занятых дам?
— Раньше у меня в Саратове была своя портниха, она шила мне платья и костюмы. Теперь одеваюсь в магазинах, сама, без стилиста. А совет... Прежде всего надо просто иногда хорошо высыпаться, уметь отключать свой мозг от проблем. А если вы очень устали — вот рецепт, который я сама применяю: встаю под горячий душ, не жалея ни прическу, ни макияж. Пятнадцать минут — и все проблемы утекают вместе с водой...

— Я автолюбитель с большим стажем. Скажите, а вы сами водите машину, есть права?
— Есть права, но машину не вожу уже лет семь. Мне некогда ею заниматься. Последние годы пользуюсь служебной машиной, а моя — это, кстати, “Нива” — стоит в гараже.
— И даже по выходным не водите?
— У меня выходных часто и не бывает. А если выдается свободное время, то я стараюсь просто прогуляться на природе — ведь образ жизни депутатов малоподвижный... Но все еще впереди — выйду на пенсию, буду ездить на машине.

— На кого вы оставили свое домашнее хозяйство в Саратове?
— У меня все домашнее хозяйство — кошка, ее зовут Хвеся. Но так как мы уже два раза ее перевозили с одной квартиры на другую, я сейчас ее оставила на маму. У мамы дом с огородом, садом, и кошка себя там достаточно вольготно чувствует. Но мы очень скучаем по ней, и она по нас. Когда приезжаем домой, она вообще не слезает с рук и даже спит с нами.
— А с Волгой какие-нибудь увлечения связаны? Рыбу, например, ловите?
— Люблю рыбу ловить, но только когда никто не мешает. Чтобы никто никуда не звал, телефон не звонил. Но это будет летом, в отпуске.
— Как же вы ловите — на удочку?
— Да. На червяков, на пророщенное зерно. Клюет либо красноперка, либо ерши и окуньки в пол-ладошки. Маленькие, зато из них вкусная уха.
— Замечательно. И кошке, наверное, перепадает?
— Кошка всегда со мной ходит на рыбалку. Она просто иногда ловит такой своеобразный кошачий кайф от того, что поплавок начинает прыгать. Это надо видеть!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру