В ожидании пахана

Автор этой статьи — Борис Ноткин, член Российской академии телевидения, дважды финалист ТЭФИ, работает на ТВЦ с 1998 года. До этого — доцент исторического факультета МГУ и Фулбрайтовский профессор Висконсинского университета США.

  Год назад ко мне обратился Александр Паникин и предложил написать главку в его книгу о будущем России. К сожалению, его неожиданная смерть оборвала проект, но в дань памяти этого замечательного гражданина отвечаю на его просьбу.
     Мне представляется, что нашей злобной карикатуре на современный капитализм очень не хватает диктатора. Я вообще разделяю мнение, что после свержения династии Романовых каждый лидер олицетворял чаяние значительной части активного сегмента русского общества.
     В начале ХХ века желали революции, и объявился Ленин. Всем революционерам революционер. Куда до него кадетам да эсерам! После февраля у них пороха хватило на полгода — не Лавр Корнилов, так Антон Деникин нашел бы на Керенского управу.
     И в Сталине большевики не ошиблись: только он смог осуществить выбранную ими миссию.
     Восторг, охвативший многих при появлении ранних Горбачева и Ельцина, был не случайным. Они отражали глубинные надежды самых энергичных и голосистых.
     А как соответствовал ожиданиям практически всех слоев В.В.Путин! Смелый, волевой, энергичный, скромный, собранный, работоспособный, быстро обучаемый, поведенчески безупречный...
     За два года президентства эти и многие другие его достоинства не поблекли, а лишь усилились. Но меняется восприятие лидера народом.
     Умение свободно говорить без бумажки Горбачева восхищало, пока не подзабылись “сиськи-масиськи” Брежнева.
     Решительное влезание на танк Ельцина восторгало лишь на фоне женской нерешительности предшественника. Ежедневный приход на работу Владимира Владимировича умиляет лишь при сравнении с годами болевшим Борисом Николаевичем.
     Совсем опасно, что от Путина все ждут чуда, сверхъестественного. Потому что падает вера в себя и сограждан, в свою способность самим изменить жизнь.
     Но сотворение чуда может пообещать только диктатор. Великий Вождь. Его-то уже потаенно и возжелают. Конечно, никто не хочет точного переиздания кремлевского горца Джугашвили. Но иммунитет против сталинизма у нас весьма однобокий. Посмотрите, сколько интеллигентов открыто восхищаются Пиночетом. А у Сталина ведь достижения гораздо масштабнее. Значит, нужно только пообещать ограниченность кровопускания наподобие чилийского. И показать перспективы для державы, высветив затушевываемые ныне свершения страны в период сталинского руководства, напомнить испытывающим постоянную боль национального унижения, что ко дню смерти Сталина его империя простиралась от Желтого моря до Балкан. Мао Цзэдун чихнуть боялся без разрешения дядюшки Джо, а в Вашингтоне спорили, за сколько дней смогут “Т-34” дойти до Ла-Манша. Основы последующей советской экспансии на Ближнем Востоке и Индокитае также заложил Сталин. Как и фундамент космических полетов и ракетно-ядерного паритета, позволяющего по сей день надувать щеки нашим лидерам. За тридцать лет, унаследовав разоренную мировой и Гражданской войной страну, Сталин превратил ее в величайшую империю, превзойдя Александра Македонского и Чингисхана.
     Либералам, попискивающим об удушении культуры, напомнят, что в 1922-м людей с высшим образованием осталось в стране кот наплакал, а уже в 50-е годы на международных конференциях по физике и математике половина ведущих ученых была из СССР, что беспрецедентные усилия по развитию образования сделали СССР одной из первых кинематографических, театральных и музыкальных держав мира. Можно в миллионный раз указывать на злодеяния Сталина, доказывая, что все достижения произошли не благодаря, а вопреки его политике. Как, например, победа в Великой Отечественной. Дескать, войну выиграл народ. Но что-то без Сталина народ даже чеченскую проблему решить не в состоянии. При Сталине вся медицина и образование финансировались за счет кинематографа и налога на алкоголь. А нынче ни прокат восстановить не могут, ни алкогольный акциз собрать.
     Катастрофическое убывание населения России обесценивает и некогда безотказный довод антисталинистов: за модернизацию заплачена запретительная цена, в топке индустриализации, в ковке идейно-политического единства общества сгорели десятки миллионов жизней.
     А сегодня — только без толку, без результатов в виде Днепрогэса и Магнитки — гибнет сопоставимое число народу: от рук преступников, от фальшивой водки и лекарств, от бардака на дорогах, чудовищной экологии и нескончаемых стрессов.
     Как в известной сказке, нашим добрым молодцам, стоящим перед черным камнем, открыты три пути — нынешнего полураспада, возвращения к понятным и близким истокам или решительной ориентации на западные образцы.
     Стремительный распад царской империи, с отделением петлюровской Украины, церетелиевской Грузии, всей Прибалтики... далее везде, который остановил Сталин, говорит, что дореволюционное прошлое лучше подходит для романтизации и идеализации, чем для воспроизведения в современных условиях. Как в “Сибирском цирюльнике”, где Россия показана не такой, какой была, а какой должна была быть. К тому же нынешние выскочки никогда не влезут в шкуру образованнейших, благороднейших Сперанского, Александра II, Столыпина, Витте. Зато все воры в законе и дружественные им губернаторы поймут великого Пахана: как тот перевел стрелку сначала на Троцкого, потом на Бухарина, какую постановку сделал с трупом Кирова, какую разводку на доверии устроил Рузвельту, как фраернул Бернарда Шоу с Луи Арагоном и прочих Фейхтвангеров, как кинул поляков и японцев, как чисто конкретно разобрался со Степаном Бандерой...
     Пока желание заиметь, культурно выражаясь, русского Пиночета несколько остужает фигура Путина, по своим психофизическим данным и прошлому опыту никак не соответствующего роли настоящего диктатора. Но его мифологическая семидесятипроцентная поддержка населения не вечна. Благоприятные цены на нефть могут упасть, а структурных перемен в экономике и реального улучшения жизни пока мало. Ну а где у нас заканчивается правовое поле и начинается диктатура закона, понятно из одиссеи “Трех китов”, перипетии которых ежедневно тысячекратно дублируются в российских городах и весях. А как только популярность Путина упадет, если страна не возьмет курс на западные ценности, несовместимые с нашим капитализмом с нечеловеческим лицом, объявится и Диктатор.
     Каким будет диктатор, тема отдельного разговора. Ему потребуется убедить олигархов, что только он сумеет сохранить их миллиарды. Народ должен поверить, что он покончит с беспределом и защитит их от губительного внешнего заговора. Много ловушек будет на его пути, но если появится социальный заказ, объявится и исполнитель.
     В этой связи настораживает целенаправленная пропаганда многих наших СМИ, постоянно разоблачающих мнимые антироссийские заговоры, разжигающих и без того мощные антиамериканские настроения. У нашей элиты дополнительные счеты к Западу: все фенечки про первоначальное накопление капитала оказались пригодными только для внутреннего пользования. Каждый второй наш крупный чиновник или предприниматель унижен вероятностью оказаться в положении Павла Бородина: а не отмываете ли вы грязные деньги? Поди объясни этим чистоплюям, что в российских банках можно держать столько денег, сколько не жалко потерять. От очередного дефолта, наезда силовиков или враждебного захвата предприятий. Что российское государство, платя смехотворную зарплату чиновникам, фактически узаконило их партнерское участие в коммерческих проектах. На Западе их называют коррупционерами, изображая неведение, что госчиновник — неотъемлемый структурный элемент российского бизнеса. Такие вот западные невинные девушки в белоснежном одеянии после десятилетнего сожительства с нами.
     В ответ, объявляя Англию, Францию, Германию, Италию etc. возлюбленными друзьями, наши одновременно и гневно протестуют против зловещих планов НАТО. Как будто туда входят совсем иные страны.
     Хотя в голове наш правящий слой давно считает не в рублях, а в долларах и других американских единицах измерения, тем не менее эпитет “американский” в их устах означает невкусное, недуховное, бесцеремонное, попсовое, торгашеское — одним словом, нерусское. Но тут мы не одиноки, обрадуются некоторые читатели.
     В отличие от нас, однако, в Западной Европе разделяют все базовые американские ценности. Но не в пример российскому государству там, как тигры, бросаются на защиту своих компаний, когда заокеанские слоны пытаются их подмять. Квоты на голливудские фильмы введены Парижем для укрепления своей киноиндустрии, а не из-за боязни подмены исконного искусства французской любви ковбойским ширпотребом и его тлетворного влияния на молодежь. Остальные стрелы — по стилю жизни, манере одеваться, разговаривать, проводить свободное время. Как у всех соседей. Послушали бы вы французские анекдоты про англичан или норвежские про шведов...
     У нас же США — самый естественный козел отпущения, самое удобное объяснение наших провалов. Ну не себя же винить нашей, простите за выражение, элите за лень, недальновидность, самозванство, нелюбовь к согражданам.
     Незаживающая рана россиян — из-за упущенных олимпийских медалей. Вместо честного признания скудности финансирования, разворовывания крох, отсутствия фармакологии, позволяющей запредельные тренировочные нагрузки и, если надо, скрывающей запрещенные стимуляторы, проводится кампания в духе “холодной войны”. Спортивные функционеры с гордо поднятой головой говорили в микрофоны: “Россию не удалось поставить на колени, как бы этого кому-то ни хотелось”. Им вторят политики-популисты, палец о палец не ударившие для развития спорта, поддержки атлетов и здорового образа жизни. Они, дескать, как все россияне, горячо болеют за наших олимпийцев и являются подлинными выразителями и защитниками российских интересов. А простые граждане недоумевают: это же до какой подлости дошли воротилы Уолл-стрит, как же они ненавидят русских, что с помощью допинг-манипуляций поставили на первое место норвежцев, а на второе — немцев! Ну Сталина на них нету...
     Еще провокационнее — критика за пропуск американцев в Среднюю Азию. То ли В.В.Путин слишком доверчивый и клюнул на посулы экономической помощи и уступок в ПРО. То ли компромат на него такой, что пришлось уступить.
     А как раз афганский прорыв Путина трудно перехвалить. Впервые в новейшей истории страны наш лидер заставил делать кровавую, грязную работу для России иностранцев. Надолго убрав угрозу быть втянутыми в войну с талибами в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, Кремль милостиво разрешил американцам оставаться там, пока Москве это будет нравиться. А при малейшем неудовольствии российским спецслужбам легко поставить пришельцев перед выбором: или быстро уносить ноги, или посылать обреченный на большие потери значительный экспедиционный корпус, что никогда не разрешит Конгресс без такой неотвратимой угрозы, которая была в Корее и Вьетнаме.
     Зачем же тогда лица, контролирующие некоторые наши СМИ, подводят к выводу: определенные круги в США организовали теракты 11 сентября, дабы добиться мирового господства, окружив Россию базами и ослабив ее влияние? Похоже, выбор пути на Запад или к Диктатору они сделали.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру