Следующая остановка — Смерть

Водитель ночного автобуса душил своих пассажиров

  Ира Березуцких исчезла в ночь с 15 на 16 апреля. При крайне загадочных обстоятельствах, от которых за версту разило преступлением. Четверокурсница Московского инженерно-строительного института будто испарилась из обычного междугороднего автобуса по пути из столицы в подмосковный город Чехов.
     Никто из пассажиров позднего рейса Москва—Чехов, дремлющих в полутьме салона в потертых креслах, даже не разглядел попутчицу, которая час с лишком ехала с ними в “Икарусе” от метро “Южная”. Никто не видел, на какой остановке она вышла. Да и выходила ли вообще?..
Рейс 22.20
     Обстоятельства казались настолько подозрительными, что уже через день, 17 апреля, чеховская прокуратура, даже не имея на руках трупа, возбудила уголовное дело по 105-й статье, ч. 1 — “Умышленное убийство”. Такое бывает редко — только если налицо явные указания на возможность убийства. Ну там, человек пропал с большими деньгами... А какие деньги у студентки?
     Фото 21-летней Ирины напечатали в городской газете “Чехов-2000”, расклеили на остановках, описали приметы. Крошечный шрамик от давнего ожога на подбородке, родинка на правой щеке. Голубые глаза, серебристый плащ... Пушистая брошка — “аистенок”.
     Но девушку с такими приметами никто не вспомнил. Может, тайком рванула за приключениями?..
     — Ну что вы! Об этом и речи не было. Ирочка из тех, кто по-умному планирует жизнь, — всплеснула руками Галина Владимировна, директор поселковой школы. — И школу окончила с серебряной медалью.
     Плюс — студентка одновременно двух вузов! Ире мало было экономического факультета в МИСИ: по выходным она еще ездила на юрфак в Чехов (там при 2-й гимназии открылся филиал Современного гуманитарного института). Одновременно работала. И даже мальчика своего, Костю, с которым дружила лет пять, приохотила к учебе и заставила поступить в вуз.
     Нет, Ира Березуцких точно выехала из Москвы. Последним рейсом, в 22.20. И до родного дома почти добралась. Тому было подтверждение. В 23.20 мать позвонила дочери на мобильник:
     — Иринка, ты где сейчас?
     Девушка ответила, что подъезжает к Чехову. Пусть папуля выйдет к шоссе и встречает ее на остановке...
Все манушкинцы так делают
     Немножко местной топографии. Без нее в этой истории не обойтись.
     У автобуса Москва—Чехов конечная остановка — около автовокзала. Там он высаживает пассажиров, разворачивается, переваливает узкий мост через речку Лопасню и порожняком катит в автопарк по старой Симферопольской дороге, в сторону Серпухова. Сразу за мостом — единственный съезд с шоссе, к деревне Дубна. Дальше по трассе открывается левый поворот к поселку Манушкино, спрятанному за жиденьким леском, а через километр правый поворот — на ПАТП (пассажирское автотранспортное предприятие).
     Как раз в Манушкине живет семья Березуцких. От города всего 5, максимум 10 минут езды. Мама Ирины Людмила Ивановна, учительница, всегда просит шоферов подвезти до поселка — ведь все равно по пути. Все манушкинцы так делают. Те, кто возвращается поздно (работают, учатся в Москве), уверенно останавливают любой автобус, идущий в ПАТП. И водители — молодцы! — никому не отказывают.
     Никто и предположить не мог, что этих поездок следует опасаться. Глупо! Бесперебойные автобусные рейсы на Москву для многих подмосковных городов стали такими же привычными и удобными, как домашняя бытовая техника. Куда удобней электричек.
     А Ира так поехала в первый раз. Утром спросила у мамы: буду поздно — как лучше добраться?
     Попроси шофера, посоветовала мать.
     16 апреля, первый час ночи. Отец, Виктор Березуцких, прождал на шоссе минут 40. Автобус все не шел.
     — Витя, у нас беда! — выдохнула Людмила Ивановна.
     Изо всех сил стараясь не волноваться, отец сел в машину и медленно поехал в сторону Чехова. Навстречу летел “Икарус” — тот самый, рейс 22.20. Отец посигналил, остановил: пустой! Спросил водителя о дочери: “Молоденькая, в серебристом плаще...”
     Чумазый водитель буркнул сквозь зубы, что такой пассажирки у него не было.
Дюймовочку никто не видел
     16 апреля, раннее утро. Родители всю ночь искали Иру. Кружили на машине у автовокзала, возле ПАТП, поехали в сторону Дубны — другого-то съезда с дороги нет. После бессонной ночи, полной самых ужасных предположений, кинулись в дежурную часть чеховского ГОВД.
     Спасибо местному угро. Искать студентку начали в тот же день, без отговорок и волокиты. А может, подействовал бешеный напор отчаявшегося отца — директора известной в Чехове строительной фирмы, — который поднял на ноги всех кого смог?..
     У начальника угрозыска Вячеслава Лаушкина, старшего “убойной” группы Сергея Родионова и всего оперативного состава милиции началась “икарусная” страда. Если учесть, что сообщение маленького Чехова со столицей довольно интенсивное — автобусы челноками снуют туда-обратно каждые 20 минут, — работы оказалось невпроворот.
     Три группы, получив размноженные фотографии Ирины, занялись розыском горожан, которые обычно к концу дня возвращаются из Москвы — примерно с 20.00 до конца движения. Не видели ли те девушку? К тому же студентка свободно могла сесть не на чеховский автобус, а на один из других проходящих, хотя бы на серпуховский. В них на остановках тоже заходили милиционеры со снимком в руках.
     А что в результате? Полный ноль. Никто ничего не видел.
     Правда, усталые пассажиры могли просто не заметить попутчицы за высокими спинками сидений. Рост-то у Иры — всего 1,52. Дюймовочка...
Подворный обход
     Но кое-что все-таки нашли. В тот же день выяснили, что один из междугородних “Икарусов” чеховского ПАТП (тот самый, встреченный на шоссе Виктором Березуцких) отчего-то вернулся в парк на 40—45 минут позже графика.
     Водитель пояснил, что машина сломалась. Людей он развез, но пришлось чиниться на выезде из города, около моста.
     Этот мост, старый-престарый, сейчас как раз ремонтируют — вся правая сторона дорожного полотна раскопана. Рабочие оставляют там на ночь строительную технику, и поэтому милицейский патруль нет-нет да и проезжает мимо, приглядывает, как бы не растащили чего ценного.
     Так вот, патрульные доложили: в указанное время автобуса у моста не было.
     Город разбили по секторам. По горячим следам проводили, как положено по инструкциям, подворный обход: по деревням вдоль шоссе, магазинам, автозаправкам. Все силы бросили на “проческу”, привлекли сотрудников с других участков.
     И — нашли свидетеля. Живет в частном доме у дороги. Поздно ночью 15 апреля он видел “Икарус”, на сумасшедшей скорости несшийся к Дубне. Этим “Икарусом” мог быть только тот, что выехал из Москвы в 22.20, якобы чинился среди ночи и в который скорее всего села студентка.
     17 апреля. Шофера задержали по подозрению в убийстве, прокуратура возбудила уголовное дело.
Странные свидетельницы
     Задержанный, Валентин Ефимов (до окончания расследования фамилия изменена. — Р. М.), на допросе держался стойко. Да вы с ума сошли — какая пассажирка? Какое Манушкино?!
     — Я всех высадил на конечной остановке. Да у меня и свидетель есть — пасынок, со мной в Москве был...
     16-летний мальчишка подтвердил слова Ефимова: ага, ехал с отчимом в “Икарусе”, маленькой хрупкой девушки в серебристом плаще не видал. В Чехове слез “у танка”, то есть на остановке в центре города, около памятника Великой Отечественной.
     Одновременно начали отрабатывать причастность к исчезновению студентки лиц, которые раньше проходили по особо тяжким преступлениям. Милиция с помощью привлеченных солдат обшаривала леса вокруг Чехова: вдруг обнаружится труп Дюймовочки, ее вещи... Студенты-москвичи из МИСИ тоже собрались на поиски, но родители Иры их отговорили.
     И в милиции, и в прокуратуре заметно нервничали. Вот-вот истекут трое суток, на которые можно задержать человека без предъявления обвинения, а подозреваемый не признается. Придется выпускать?..
     — А тут еще заявились две дамы: мать и дочь, — усмехаются в городской прокуратуре. — Будто бы пассажирки с того самого рейса. У метро “Южная” в автобус поднялись первыми. Водитель не нашел сдачи с 500-рублевой купюры, и дамочки уселись на переднее сиденье — ждать, пока наменяет. Поэтому прекрасно разглядели всех остальных пассажиров. Говорят, Ирины Березуцких там не было.
Тихонький, закодированный
     Сыщики совсем загрустили. Но тут всплыло одно интересное обстоятельство. По неофициальным, но верным данным, накануне визита в прокуратуру обе свидетельницы имели доверительную беседу с родной мамой шофера, хозяйкой торговой палатки. Да и с другими материалами дела их показания тоже не стыковались.
     Стали копать подноготную Ефимова. 1966 года рождения, живет в центре Чехова (кстати, в соседнем с прокуратурой доме, на улице Дружбы). Утверждает, что несудим (надо проверить!). В ПАТП работает второй год, а до этого сменил много специальностей, даже в бухгалтерах побывал. Но на работе претензий к нему нет. Официально разведен, лет десять живет с гражданской женой. Кроме двоих старших детей сожительницы в семье есть общий ребенок — 5-летняя девочка.
     — Да нормальный парень, — удивился сменщик Ефимова. — И девки у него были, и постоянная любовница. Ну закодированный — так с кем не бывает?
     — Тихий. Нет... тихонький, — сказал мне встреченный в тесном коридоре конторы ПАТП пожилой водитель. И вздохнул: — Эх, раньше у нас “на Москву” без партбилета не ставили...
Ефимов заезжал в Дубну
     И тут, когда до истечения трехдневного срока задержания осталось всего несколько часов, оперативным путем выяснили: у Ефимова есть друг-приятель в Дубне.
     Еще сыщики помнили, что сколько ни звонили потом родители дочери на мобильник в ту роковую ночь, ответа не было. Запросили сервисную службу. Служба выдала: около 0.00 зарегистрирован входящий звонок на указанный номер — в районе деревни Дубна. Значит, Иринин телефон все-таки принял звонок в Дубне.
     — Да, было, — нехотя поведал милиционерам приятель Ефимова. Заезжал к нему Ефимов в гости несколько дней назад. Ненадолго, среди ночи. Предложил: “Там у меня в “Икарусе” девка. Будешь... на двоих?..”
     Но хозяин будто бы отговорился: “Я пьяный, мне сейчас не до девок”. Гость уехал неизвестно куда и девушку с собой увез.
     Дружка взяли. Он сразу раскололся: признался, что в его присутствии Ефимов изнасиловал девушку и придушил — возможно, даже до смерти:
     — Когда мы ее тащили, она была без сознания...
     Друг-приятель якобы предложил кинуть полузадушенную жертву у дороги, но шофер не согласился и в одиночку поволок Ирину к лесополосе. Что Ефимов творил с ней в лесополосе, он не знает.
Колготки в лохмотьях
     20 апреля. Оперативники нашли тело Ирины Березуцких в 400 метрах от дороги Дубна—Ваулово, в ельнике. Подонок сначала душил ее, потом долго волочил по земле: колготки в лохмотьях. Несколько раз ударил ножом в грудь. А после закидал срезанными тем же ножом еловыми ветками.
     Из “Икаруса” изъяли все ножи, какие там были (опера нашли даже клинок, спрятанный в рычаге переключения передач), и отправили на экспертизу. Ее результаты пока не готовы. Насиловали девушку или нет, тоже ответят эксперты.
     Дюймовочка не была слишком доверчивой. Взахлеб пересказывала родителям лекцию, как надо опасаться маньяков. Набравшись духу, я спросила несчастную Людмилу Ивановну: что могло случиться в том страшном автобусе? Дочь обманули: дескать, свернем на минутку, заеду в одно место, а потом тебя довезу?..
     — Нет, что-то произошло еще у моста. Он же погнал “Икарус” на бешеной скорости... Ситуация его как-то подтолкнула.
     Как? На этот вопрос предстоит ответить следствию.
Серийный убийца?
     Заволновался весь Чехов.
     — Говорят, у Ефимова пассажир в автобусе ехал, а потом и говорит: “Кого ж вы за руль сажаете!..” Его уже задерживали за попытку изнасилования, да только он отмазался, — поведал мне шофер в автопарке.
     Дамочка несерьезного поведения будто бы пожаловалась: Ефимов и ее “душил и насиловал”. А еще в прокуратуру вполне официально обратилась 45-летняя жительница Чехова и призналась, что два года назад Валентин Ефимов изнасиловал ее, при этом пытаясь задушить. Это заявление сейчас проверяется.
     Вспомнили и кое-что посерьезнее. Еще в 1996 году в деревне Ваулово пропала 44-летняя преподавательница биологии из сельской школы. Ушла на дачный участок с корзиной огородной рассады — и все. В Венякове нашли полуобгоревший труп 17-летней девушки, гражданки Украины, которая приехала поступать на учебу. Значит, серия?..
     — В нашем районе из-за того, что не установлен обвиняемый, прекращены четыре уголовных дела. Сейчас поднимаются аналогичные дела в Пущине, в Протвине, — объяснил начальник криминальной милиции ГОВД Юрий Топилин. И с надеждой добавил: — Если б серия, легче было бы Ефимова дожать...
     Неужели поймали маньяка? Все новые эпизоды пока проверяются. А по убийству Ирины Березуцких Валентину Ефимову уже предъявили обвинение.
     На допросах он сначала все отрицал, а потом стал валить вину на дружка: тот, мол, приставал к девушке. Дружок не остался в долгу и сообщил, что является очевидцем и другого, предыдущего убийства, совершенного Ефимовым.
     “Черный сериал” продолжается.
     Похороны Дюймовочки вышли очень горькими. С ней прощались студенты МИСИ, ее группа из Чеховского филиала, одноклассники, учителя и жители Манушкина. Процессия шла медленно, и все старались не смотреть на шоссе, где запыленные “Икарусы” сворачивали в парк...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру