Наследство “сумасшедшего”

Каждому посетителю Третьяковки — по “Черному квадрату”

22 мая 2002 в 00:00, просмотров: 239
  “А где у вас тут “Мона Лиза”?” Вопросы, которые ежедневно слышат от публики экскурсоводы Государственной Третьяковской галереи, иногда — хоть стой хоть падай. Но сотрудники Третьяковки не сомневаются — наш народ как стремился к прекрасному, так и продолжает стремиться. А главным хранилищем культурных сокровищ была и остается главная картинная галерея страны, куда не зарастает народная тропа.
     Сегодня у Третьяковки день рождения — ровно 146 лет назад основатель галереи Павел Михайлович Третьяков купил свою первую картину, начав коллекцию, а в 1892 году подарил ее Москве. Тогда она насчитывала 1280 картин, 518 рисунков и 9 скульптур.

     Сейчас Третьяковка — это 130 тысяч работ и 1 миллион 300 тысяч посетителей в год. Это огромный музейный комплекс, состоящий из трех зданий. Первое — “терем” в Лаврушинском переулке с коллекцией русского искусства начиная с древнерусских икон и заканчивая художниками-передвижниками. Рядом, в Инженерном корпусе, проводятся выставки. Искусство ХХ века с недавних пор получило постоянную прописку на Крымском валу, в одном здании с Центральным домом художника.
     — Сам Павел Михайлович считал, что первой в его коллекции была картина Шильдера “Искушение”, — рассказала нам старший научный сотрудник Третьяковской галереи Татьяна Юткевич. — Но по документам ясно, что 10 мая (или 22-го по новому стилю) 1856 года он купил не Шильдера, а Худякова — “Финляндские контрабандисты”. И у нас в архиве сохранилась расписка в получении художником задатка.
     Возможно, сам основатель запамятовал, однако память его современников сохранила подробности. Третьяков вместе со своим братом Сергеем, следуя тогдашней моде, поначалу увлекался “голландцами”. А потом, поняв, что имеет очень мало знаний, чтобы безошибочно покупать старую западную живопись, решил переключиться на русскую. И только современную — как правило, Павел Михайлович покупал картины непосредственно у художников.
     Вообще, Третьяков был личностью интереснейшей. Будучи человеком твердых моральных устоев, он спонсировал тогдашних, как бы мы сейчас выразились, авангардистов. “Бунтарь” Крамской подолгу жил у него в доме (тогда же и портрет Третьякова написал), а вот его знаменитую “Неизвестную” Павел Михайлович не купил, поскольку на ней была изображена содержанка. Отказался покупать “Аленушку” Васнецова (она же “дурочка”). Упорно не принимал творчество Врубеля, в чьих сюжетах чувствовал какую-то “червоточинку”. И одновременно за “туркестанскую серию” Верещагина, состоящую из более 100 работ, отвалил столько денег, что купеческая Москва сочла его сумасшедшим. Однако какой сумасшедший спустя четыре года после покупки первой картины станет писать завещание? А вот Третьяков составил его в 1860 году — решив, что коллекция будет подарена городу.
     Уже тогда в галерею приходило более 50 тысяч человек в год, причем Павел Михайлович намеренно не брал плату за вход, чтобы русское искусство было доступно “и дворникам, и прачкам”. Нанятые коллекционером смотрители вспоминали, что Третьяков часто по ночам сам ходил по залам, проверял температуру. В общем, все происходило как в настоящем музее. Недаром Александр III, посетив в 1881 году галерею Третьякова и увидев, что на свои деньги может сделать один купец, по возвращении в Петербург распорядился организовать Русский музей.
     Что и говорить — Павел Михайлович Третьяков сделал великое дело. Он не только основал крупнейшую картинную галерею русского искусства, он, как сказал Крамской, “вынес на своих плечах всю русскую школу живописи”. Последними его словами было: “Берегите галерею”...
     Сегодня основные посетители Третьяковки — школьники. Как и раньше, все учебники литературы иллюстрированы хрестоматийными картинами из собрания галереи. Самые дисциплинированные — это, конечно, курсанты военных училищ и солдатики из частей Московского военного округа. Самые неожиданные экскурсанты — сотрудники ФСБ Белоруссии (“стояли как штык и слушали” — вспоминают сотрудники галереи) и студенты училища парикмахерского искусства, которые в течение года чуть ли не каждую неделю в большом количестве приходили в Третьяковку изучать на портретах... прически. “Первая реакция экскурсантов, — делятся с нами сотрудники Третьяковки, — это радость узнавания. Где-то они это уже видели: у бабушки на коврике, в учебнике, на фантиках”.
     Видели, а все равно путают. И вот самые распространенные ошибки — картину Васнецова “Богатыри” почему-то называют “Три богатыря” (по аналогии с “Тремя медведями”, видимо), а “Иван Грозный и сын его Иван” упорно называют “Иван Грозный убивает своего сына”.
     Экскурсии в Третьяковке проводятся с утра до вечера. Если в галерею приезжает высокопоставленная делегация (а это происходит один-два раза в неделю и чаще), залы не закрываются для публики, а экскурсионные группы просто придерживаются на несколько минут, пока русское искусство покажут высоким гостям. Как правило, для них открывают центральный вход, и они сразу по центральной лестнице проходят к экспозиции, минуя билетные кассы и гардероб. А зря — теперь там работает еще и магазин, где кроме альбомов продают еще и майки с “Черным квадратом” Малевича.
     Галерейщики считают, что самое лучшее время для посещения их галереи — это лето. После 16 часов попасть в Третьяковку можно практически без очереди, особенно в будние дни. Билеты стоят от 10 рублей — для детей до 25 — для взрослых. А каждое третье воскресенье месяца вход в галерею и вовсе бесплатный.
    


    Партнеры