Мэтр и мэр столкнулись на Сретенке

24 мая 2002 в 00:00, просмотров: 179
  На днях в Москву съехались со всей России, из Европы и стран СНГ ученики всемирно известного режиссера Анатолия Васильева. Они устремились в российскую столицу не только для того, чтобы поделиться творческими находками, но и чтобы спасти учителя. Причем в прямом смысле слова: у Васильева и его “Школы драматического искусства” хотят отобрать здание, что на углу Сретенки и Последнего переулка. “Неужели Госпремия и “Триумф” — это ошибка?! Неужели всемирное признание — это случайность?! За что?!” — спрашивал Васильев у невидимого мэра.
  
   Больше месяца назад Юрий Лужков вознегодовал: мол, строим-строим для культурных деятелей здания, а они, неблагодарные, не используют их. Вот театр на Сретенке почти год бездействует. Не отдать ли нам его тем, кому он нужнее?
     Начальник отдела театров Комитета по культуре Анатолий Александров поспешил нас успокоить:
     — Полушутливое заявление мэра вызвало резонанс в театральных кругах. Но мэр ведь не может знать все. Прошлой весной строители старались как можно быстрее закончить стройку: хотели, чтобы там прошли акции Всемирной театральной олимпиады. И они успели, там действительно играли спектакли. Но по окончании олимпиады строительство продолжилось, и только в конце февраля Васильев подписал акт о приемке. То есть имелись объективные причины, по которым он не мог перевести на эту сцену спектакли с Поварской. Все это мы объяснили мэру. Художник же явно преувеличил масштабы бедствия. Уверяю вас, никто у него театр отбирать не собирается.
     И все-таки чиновник немного лукавит. Откуда тогда появились две разгромные статьи в “Вечерней Москве” и “Московской правде” с их совковым пафосом: Васильев разъезжает по Европам, здание пустует, а ведь у нас так много достойных бездомных коллективов? Художнику не припомнили разве только то, что и учился он на советские деньги. Так в советские времена обычно начинали травлю. А тут еще пошли разговоры о том, что театр на Сретенке хотят отдать другому, не менее именитому мастеру — Фоменко . Но Петр Наумович, будучи человеком благородным, в ответ написал официальное письмо в мэрию с отказом. А Комитет по культуре требует от Васильева отчитываться о каждом своем шаге.
     — Только до перестройки был такой тотальный контроль над творцом, — говорит Анатолий Борисович. — Я так гордился всегда тем, что в современной России художник отвечает только перед самим собой, зрителем и Богом. И вот — нас снова посадили на поводок.
     Обеспокоенные происходящим, ученики Васильева объединились в “Театральное товарищество “Сретенка”, и вскоре они начнут показывать в стенах театра свои спектакли. Кроме того, в июне на Сретенке впервые после двухлетнего перерыва покажут красивейший спектакль “Моцарт и Сальери”. И, будем надеяться, после этого никто уже не сможет упрекнуть Васильева в бездеятельности. Мы продолжим следить за развитием событий в Последнем переулке.
    


Партнеры