И “Звезда” с “Войною” говорит

Кто и почему отказал Рудинштейну

  Все ближе и ближе летняя фестивальная лихорадка, которая каждый год неотвратимо начинается с самого российского киносмотра, который, по сложившейся традиции, имеет два имени: неформальное — “Кинотавр” и официальное — XIII Открытый Российский кинофестиваль. Пройдет он, как всегда, с 1 по 13 июня.
     Что отличает нынешний сочинский фестиваль, который вот уже несколько лет как вроде “устаканился”, так это невероятное количество интриг, слухов и сплетен — от серьезных изменений в команде до резких колебаний среди фильмов-конкурсантов. И “МК” решил обратиться прямо к президенту группы компаний “Кинотавр” Марку Рудинштейну.
     — Марк Григорьевич, что новенького?

     — Я никогда ничего не хотел нового. Новое может быть только кино и люди, его делающие, а сам фестиваль — консервативное здание. Ну, отметим мы то, что у нас тринадцатый фестиваль — чертова дюжина, и хочется какой-то мистики, чертовщинки. Ну, еще пять-шесть картин будут показаны в новой цифровой системе, в том числе “Русский ковчег” Сокурова — в категории спецпоказ. Новое оборудование мы установили и в Зимнем театре, и в бесплатном кинотеатре для народа на площади перед ним. Да, и теперь на площади, кроме обычной программы — повторов картин большого конкурса и спецпоказов — будет проходить свой конкурс “Зрительский взгляд” со своим жюри под председательством прозаика, драматурга, продюсера Валентина Черных. Причем сами зрители тоже смогут проголосовать — перед каждым просмотром они получат по анкете.
     — Как никогда, в этом году за пару месяцев перед началом сильно трясло программу главного конкурса.
     — Да нет, всего выпало две картины — “Дневник камикадзе” Дмитрия Месхиева из основного конкурса и “Гололед” Михаила Брашинского из “Дебюта”.
     — А как же мэтры, которых вы заявляли еще в апреле, — Кончаловский, Лунгин, Дыховичный?
     — Кончаловский хотел дать свой “Дом дураков”, он так и сказал: сначала я еду в Канн, а потом к вам. Но случилось неожиданное: его не взяли в Канн, и он договорился, что его покажут на Венецианском фестивале. А по правилам таких крупных фестивалей картина не имеет права нигде “засвечиваться”. С Лунгиным вышла история, что его французский продюсер заявил: мол, у него не готова копия. А нам нужно было уже “закрывать” каталог, поэтому мы договорились, что “Олигарх” скорее всего пойдет у нас как спецпоказ. Месхиев же стал серьезной потерей из-за внекиношных игр своих продюсеров.
     — На днях в интервью “МК” Дыховичный сказал, что его даже не спросили, когда ставили в конкурс, поэтому в Сочи он не поедет.
     — Это неправда. С Дыховичным мы тоже вели переговоры... Но, видимо, у него есть какие-то обиды на фестиваль, что когда-то его картину недооценили... Меня поражает: ну ладно, если б я обидел — но я все время был поклонником и сторонником его кино, выносит же вердикт жюри. И потом, если ты сделал картину, зачем ее прятать — что, тебя пригласили в Канн, в Венецию? Нет же. Чем мне симпатичен тот же Гордон, он пришел и сказал: “Возьми меня. Пусть ругают, пусть хвалят, но просто хочется услышать о себе хоть что-то”. (Известный своей эпатажностью радио- и тележурналист Александр Гордон со своей картиной “Пастух своих коров” выступит в конкурсной программе “Дебют”. — Авт.)
     — Что касается жюри, вы отошли от укоренившейся в последнее время привычки: приглашать не только людей кино, но и из смежных областей?
     — Нет, просто у нас добавлялись номинации и мы приглашали новых людей. В этом году сам председатель жюри Глеб Панфилов отобрал трех человек. Правда, мы потеряли Василия Аксенова: к сожалению, в приглашении была допущена опечатка и он высвободил не то время, что требуется, — он приедет на несколько дней в качестве гостя. Но мы нашли достойную замену: Евгений Евтушенко. (Кроме вышеназванных, в состав жюри конкурса XIII ОРКФ войдут: оператор, режиссер Михаил Агранович; композитор Вадим Биберган; актер Сергей Маковецкий; актриса Вера Сотникова; киновед Ольга Суркова; режиссер Али Хамраев; актер, продюсер Леонид Ярмольник; киновед Валерий Фомин. — Авт.)
     — А вы не боитесь, что у Панфилова слишком субъективный и достаточно жесткий взгляд на происходящее в нашем кинематографе, поскольку ему есть с чем сравнивать — он сам получал призы на всех фестивалях мира — в Канне, Берлине, Венеции, Карловых Варах, Локарно, Москве...

     — Я никогда не скрывал, что моей задачей всегда было привлекать тех, кто поначалу ходил в противниках нашего фестиваля — в прошлом году, скажем, жюри возглавлял Марк Захаров. Мне всегда хотелось переломить их сознание — показать, что это фестиваль, который делается на полном серьезе. И их мнение для меня очень важно — это закрепление имиджа фестиваля. И решение Панфилова приехать в Сочи очень радостно. Я стараюсь уже не для себя, я уже, так сказать, на исходе...
     — Как на исходе?
     — Скоро будет решаться вопрос о том, чтобы придать фестивалю государственный статус, и тогда меня могут снять — я хочу этого. Я сам попросил — пришел к Швыдкому и сказал: поймите, я устал, я больше не в силах подставлять собственную жизнь и тянуть все финансово. И скоро на коллегии в Минкульте наш вопрос будет рассматриваться. Наш фестиваль единственный является институтом, который работает весь год, проводя не только большой летний фестиваль, но и много других — “Лики любви” зимой, “Кинотаврик” осенью и так далее.
     — И что вы будете делать, если вас тогда задвинут?
     — Главное, не пропасть делу — называйте его как хотите, в народе он все равно останется как “Кинотавр”. Вопрос не в том — со мною или без.
     — Марк Григорьевич, ходят слухи, что у вас в этом году возникли серьезные финансовые трудности — было время, когда бюджет фестиваля составлял два с половиной миллиона долларов...
     — А случалось и 700 тысяч долларов. Но сегодня у нас 1300 тысяч долларов. Я ведь как считаю: мы что-то и зарабатываем, у нас есть прибыль — продажа путевок, например, и есть затратная часть — размещение и питание съемочных групп, гостей и журналистов. VIP-гости, кстати, сами за себя платят — Жириновский, Касьянов, Хакамада, Немцов. А людей кино пройдет по нашей лестнице человек 300. На открытие и закрытие приедут зарубежные звезды — Дольф Лундгрен на открытие Международного фестиваля — и Эрик Робертс — на его закрытие.

Конкурсная программа XIII ОРКФ:

     “Ботинки из Америки” (реж. Аркадий Яхнис)
     “Башмачник” (реж. Владимир Зайкин)
     “Война” (реж. Алексей Балабанов)
     “Займемся любовью” (реж. Денис Евстигнеев)
     “Звезда” (реж. Николай Лебедев)
     “Коллекционер” (реж. Юрий Грымов)
     “Летний дождь” (реж. Александр Атанесян)
     “Любовник” (реж. Валерий Тодоровский)
     “Повелитель луж” (реж. Сергей Русаков)
     “Первокурсница” (реж. Юрий Рогозин)
     “Письма к Эльзе” (реж. Игорь Масленников)
     “Раскаленная суббота” (реж. Александр Митта)
     “Сказ про Федота-стрельца” (реж. Сергей Овчаров)
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру