Непотопляемый Камикадзе

Кинокамеру научили взлетать, как птица

26 мая 2002 в 00:00, просмотров: 478
  Шикарную иномарку “рвануло” как раз на мосту. Тугой огненный шар вздыбился над искореженным корпусом, осколки со свистом полетели прямо в объектив кинокамеры, расположенной буквально в двух метрах от места происшествия... “Стоп! Снято!” — режиссер явно был доволен тем, как удалось отработать эффектный эпизод для будущей картины. А оператор с беспокойством наклонился над своей хрупкой техникой. Но камера совершенно не пострадала от столь близкого взрыва: ее предусмотрительно упрятали в защитный контейнер.
 
   
     Нынешний зритель избалован спецэффектами, которыми его угощают авторы новых фильмов. Однако, хотя на вооружении современных постановщиков теперь есть компьютерные технологии для создания “чудес” на экране, многие фокусы все-таки приходится делать с помощью киносъемочной аппаратуры. Для этого необходимо особое — порой совершенно уникальное! — оборудование. В России такой эксклюзив создают на единственном предприятии.
     — Практически вся техника, которую мы изготавливаем, заказана операторским цехом киностудии “Мосфильм”, — рассказывает один из руководителей фирмы Евгений Борисов. — Вот, например, изготовили бокс для подводных съемок — герметичный контейнер, в который устанавливается кинокамера, снабжен специальным монитором, пультом управления механизмами камеры... “Кинонаутилус” уже использовался при создании фильма “Бременские музыканты” и новой ленты Александра Гордона. А первые испытания вызвался провести наш коллега, инженер Евгений Бердников: взял бокс с кинокамерой, маску, ласты и отправился на соседний Останкинский пруд — вот уж прохожие удивлялись, что “водолаз” в таком “лягушатнике” плавает!..
     Еще один эксклюзив — так называемая краш-камера. Это особо прочный контейнер, используемый для съемок всяких экстремальных ситуаций — взрывов, например. Название этому боксу его создатели придумали подходящее: “Камикадзе”.
     — На Западе подобные вещи считаются одноразовыми, — продолжает Евгений. — Нужно, скажем, показать взрыв автомобиля с расстояния в полтора метра — ставят такой ящик, в него прячут дешевую кинокамеру и устраивают задуманный “фейерверк”... А после того как эпизод отсняли, поврежденное оборудование без сожаления выкидывают — для них главное, чтобы пленка в камере не пострадала. Ну а в России — совсем иное дело. При создании наших малобюджетных картин аппаратурой особо не покидаешься! Так что требования у наших кинематографистов весьма суровые: даже после самых жестоких испытаний и кинокамера, и защитный бокс должны остаться невредимыми. Помню, на съемках одного из фильмов оператору-постановщику захотелось для пущей эффектности снять эпизод, где прямо в объектив камеры летит шар от боулинга. Установили киноаппарат в краш-камеру, заехали ей по стеклу, которое защищает оптику, этим самым шаром... Кадры-то получились действительно эффектные, но от сильного удара стекло все-таки треснуло. Пришлось менять...
     На счету бокса “Камикадзе” и другие подвиги “во имя искусства”. Его даже колесами БТРа утюжили. А однажды кинокамеру, спрятанную в этом контейнере, сбросили с самой верхотуры Воробьевых гор: режиссеру хотелось показать мир глазами героя фильма, который катится кувырком с крутого склона.
     — У Ивана Дыховичного в фильме “Копейка” был задуман эпизод, когда “Мерседес” мчится по льду залива и должен врезаться в корабль... Снимали все это несколькими камерами, причем одну из них под защитой нашего контейнера установили прямо в салоне лимузина. Однако случилось непредвиденное: возле самого борта корабля лед не выдержал, проломился, и автомобиль ушел под воду. Вместо одного трюка получился другой!.. Когда утонувшую технику вытащили на берег, мы с удивлением и радостью обнаружили, что “Камикадзе” не подкачал даже в таких непредвиденных условиях и защитил отснятую пленку в кинокамере.
     В погоне за неожиданной “картинкой” авторы фильмов заставляют инженеров поломать голову. Уже упоминавшийся Александр Гордон захотел в своем фильме показать взлет селезня, что называется, “от первого лица” — чтобы зрителю передались ощущения птицы, поднимающейся в воздух с водной глади. Конструкцию пришлось городить сложную. Кинокамеру спрятали в водонепроницаемый бокс, а его закрепили на стреле специального крана, где была оборудована еще и площадка, на которую улегся оператор. Затем наступил черед “водных процедур”: съемочную технику чуть притопили в пруду, и по команде “Мотор!” стрела пошла вперед и вверх, так что бокс с кинокамерой вырвался из-под воды в окружении бурунов, брызг и пены... “Киноселезень” взлетел очень правдоподобно.
* * *
     — ...А вот это — жилет для легкой камеры, — два Евгения, Борисов и Бердников, показывают некий набор ремней, лямок и стержней, отчасти смахивающий на конскую сбрую. С помощью такой оснастки кинокамеру удается прикрепить прямо к снимаемому человеку, чтобы он оставался в центре кадра даже во время самых сложных и резких своих передвижений. — В недавно законченном фильме “Звезда” есть момент, где герой бежит, отстреливаясь от фашистов. Лицо артиста крупным планом во время этого динамичного эпизода как раз и снимали при помощи данного приспособления... Конечно, работать в такой амуниции, закрепленной на теле, непросто: сам жилет весит 2 килограмма да плюс камера, установленная на конце стержней, — 5 с половиной кило... А тут еще главный оператор фильма вошел во вкус и, ради пущей эффектности кадра, предложил исполнителю роли не просто бежать, но и падать в канаву со всеми этими “доспехами”! Правда, чтобы не случилось травм, артиста во время падения страховали по бокам каскадеры... Для другой кинокартины, где снимался эпизод поединка боксеров на ринге, с помощью нашего жилета камеру закрепили над плечами одного из участников боя — так, чтобы в кадре была видна макушка этого боксера и руки в перчатках, наносящие сокрушительные удары.
     Вслед за необычным жилетом корреспонденту “МК” была продемонстрирована “палочка-выручалочка” — небольшая металлическая труба с ручкой и крепежными элементами. Из дальнейших пояснений выяснилось, что это незамысловатое устройство дает возможность “пасти” кинокамеру у самой земли. Киноаппарат крепится к нижнему концу палки-штатива, оператор берется за рукоять... Вы миноискатель когда-нибудь видели? Так вот, эта конструкция весьма на него смахивает. Подобные “киноприбамбасы” позволяют, в частности, снимать эпизоды “от лица” все тех же животных — скажем, показать на экране, что видит собака, рыскающая по лесу, или лиса, удирающая через густую траву...
* * *
     По заказу “Мосфильма” наши умельцы занимались и усовершенствованием импортных кинокамер. Оказалось, например, что даже самый “навороченный” киносъемочный аппарат из Германии (который стоит, между прочим, более двух миллионов марок!) не может нормально работать на холоде. Вот и пришлось ломать голову, как согревать фирменные немецкие “Аррифлексы”, чтобы те не боялись русских морозов.
     Кроме того, кинотехники изготовили специальную приставку для вращения камеры вокруг горизонтальной оси. (Именно благодаря ей в “Старых песнях о главном-2” удалось “закрутить в мировом пространстве” певицу Валерию.) Уже готово еще одно хитрое приспособление, позволяющее с помощью обычной кинокамеры снимать очень медленно происходящие процессы — скажем, то, как движется по небу Луна или распускается цветок... Сейчас специалисты предприятия озабочены иной проблемой: они разрабатывают кинокамеру для рапидной (ускоренной) съемки — вместо обычных 24 кадров этот “пулемет” должен “щелкать” аж 200 кадров в секунду!
     — В России собираются возрождать уже крепко подзабытое стереоскопическое кино — помнится, в 1970-е был настоящий бум на такие “объемные” фильмы. В нынешнем году планируется начать съемки первой после столь длительного перерыва стереокартины-сказки. Нам пришлось под этот проект заниматься модернизацией старой стереосъемочной аппаратуры, выпущенной в СССР четверть века тому назад. Совместно со специалистами из научно-исследовательского кинофотоинститута сделали и специальный бокс для подводных стереосъемок...
* * *
     Современная профессиональная камера — вещь чрезвычайно сложная и капризная. (По уверениям специалистов, на ее работу может повлиять даже тепло рук оператора!) Так что над каждым своим “эксклюзивом” кинотехникам приходится возиться по нескольку месяцев. Работа кропотливая, требующая отменных знаний, опыта... и — увы! — находящаяся в России “на грани вымирания”: в институтах уже перестали готовить специалистов в области создания киноаппаратуры.
     Впрочем, в нынешнем году при участии Союза кинематографистов и входящей в него Гильдии кинотехников, возглавляемой Иосифом Барским, Госкино впервые за последние несколько лет выделило хоть какие-то средства на создание специальной киноаппаратуры. Значит, работа российских умельцев-киноинженеров все-таки нашла поддержку у государства. Будем надеяться, что это не кинотрюк и лед тронулся по-настоящему.
    


Партнеры