Зэки-заочники спят спокойно

Судьи Калугина и Литвиненко должны очень спешить

  На протяжении последних лет в России не раз проходили “шпионские” процессы. Однако со времен знаменитого дела предателя Гордиевского заочные суды в нашей стране не практиковались.
     И вот вчера должно было состояться первое заседание Мосгорсуда по делу бывшего генерала КГБ Олега Калугина. Он обвиняется в “государственной измене в форме выдачи государственной тайны другому государству” (в данном случае — США).

    
     Процесс перенесли на 4 июня в связи с тем, что адвокат Евгений Бару не успел ознакомиться с материалами дела. Бару — бесплатный адвокат, назначенный судом в порядке ст. 64 УПК.
     Дело Калугина должно рассматриваться спецчастью Мосгорсуда, поскольку на процессе речь пойдет о секретных сведениях, представляющих государственную тайну. Ожидается, что обвинение потребует от суда максимального наказания, то есть 20 лет лишения свободы. Кстати, аналогичный процесс должен начаться сегодня в Наро-Фоминске в отношении другого экс-чекиста — скандально известного подручного БАБа Александра Литвиненко.
     Оба они отказались явиться в суд по повестке, поскольку считают свои дела политическими. А на допросы обоих вызвали в конце марта. При этом следователи прекрасно понимали, что добровольной явки обвиняемых не будет, и заранее готовились к заочным процессам в соответствии с действующим УПК РСФСР. Однако с вынесением приговоров судам придется поторопиться — ведь с 1 июля вступает в силу новый УПК, по которому заочные суды отменяются. Поэтому адвокатам обвиняемых есть резон всячески затягивать процессы до “часа икс”.
     Дело Калугина было возбуждено Главной военной прокуратурой в марте 2001 г. Основанием послужили несколько интервью Калугина, в которых он предал огласке сведения, “подставившие”, по мнению российских спецслужб, американских агентов КГБ. Кроме того, экс-чекист выступил в США на суде в качестве свидетеля по делу о шпионаже 73-летнего полковника Джорджа Трофимоффа, руководителя центра допросов советских перебежчиков в Германии, подозреваемого в передаче секретных сведений разведке СССР и России. На основании показаний Калугина последний был признан виновным в шпионаже в пользу СССР и приговорен к пожизненному заключению.
     Ранее против Калугина уже возбуждали уголовное дело по обвинению в разглашении государственных секретов, но после августовских событий 1991 г. его прекратили. Тогда Калугин заявил, что болгарский писатель-диссидент Георгий Марков был убит в 1978 г. в Лондоне по требованию Тодора Живкова. А орудия убийства — яд и зонт — были якобы предоставлены КГБ.
     После этого в 1994 г. бывший начальник Управления внешней контрразведки ПГУ отставной генерал-майор Олег Калугин спешно уехал в США, где теперь занимается политическим и пиар-консультированием и проводит экскурсии по шпионским местам. Естественно, прессе Калугин заявляет, что ни в чем не виновен. Он говорит, что поводом для нового процесса могло стать его интервью НТВ о возможной причастности чекистов ко взрывам домов в Москве и Волгодонске, фрагмент которого использован в скандальном фильме Бориса Березовского.
     Об этом же говорит в своей книге “ФСБ взрывает Россию...” и Александр Литвиненко. Он уже год живет в Лондоне, куда через Турцию сбежал от нашего правосудия. В 1998 г. подполковник 7-го отдела Управления по разработке и пресечению деятельности организованных преступных формирований ФСБ (УРПО) собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что получил от начальства приказ убить Березовского. К тому времени Литвиненко уже проходил в качестве обвиняемого по нескольким уголовным “крышным” делам. А вскоре был уволен из ФСБ.
     Литвиненко принимал участие в расследовании знаменитого покушения на БАБа, когда машину последнего взорвали на Новокузнецкой улице. Литвиненко молниеносно приехал к другу-олигарху сразу после убийства Влада Листьева и, угрожая пистолетом, задержал оперативников с Петровки до приезда “своих”.
     В 1999 г. Литвиненко попал в Бутырку. Но в ноябре того же года суд вынес ему и его коллеге подполковнику Александру Гусаку оправдательный приговор с формулировкой “за недоказанностью участия в совершении преступления”. И тут же, в зале суда, их арестовали повторно по подозрению в более тяжких преступлениях: похищении человека, вымогательстве, превышении должностных полномочий и убийстве. Через месяц Литвиненко был освобожден под подписку о невыезде и сбежал...
     Теоретическая вероятность вынесения обоих приговоров до 1 июля есть, а кассационное разбирательство допускается и в отсутствие осужденного. Но скорее всего, судам не удастся уложиться в оставшийся месяц и придется приостановить процессы, опираясь на ст. 238 нового УПК, которая позволяет это сделать, если “обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно”. А также “в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в судебном разбирательстве отсутствует”.
     К тому же Литвиненко защищает опытный адвокат Михаил Маров, который часто прибегает к тактике затягивания процесса. Он уже заявил, что занят в другом процессе, который быстро не завершится.
     Вчера Литвиненко устроил теле-мост с российскими журналистами и заявил, что готов участвовать в процессе заочно. В Россию он возвращаться не собирается. Но хочет восстановиться на службе в ФСБ через суд. А пока написал книгу о своей “чекисткой” работе, но не уверен, что ее опубликуют в России.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру