Улов на крови

Угрозы браконьеров генералу оказались смертельными

  Скончался генерал Виталий Гамов... Российский пограничник умер в больнице японского города Саппоро на острове Хоккайдо, в стране, сопредельную границу с которой он охранял. Но убили генерала не самураи — свои... Те, кого он и защищал. Убили за то, что был неподкупен, не давал браконьерам заниматься рыбно-икорным бизнесом, на котором держится весь местный криминал. Начальник территориального отдела Федеральной пограничной службы в Южно-Сахалинске генерал-майор Гамов мешал многим: браконьерам, перекупщикам, крабовым и рыбным магнатам. Всем тем, кто творит беспредел во всем Дальневосточном регионе. Главного пограничника Сахалина уговаривали, предупреждали, грозили... Поговаривают, что заказчиков покушения на генерала нужно искать не на Сахалине, а гораздо “выше”.
     Цена жизни генерала Виталия Гамова — как минимум 12 миллионов рублей. Именно такая сумма штрафов была предъявлена пограничниками браконьерам только за четыре месяца этого года. Общий же “ущерб” рыбной мафии, которой не дают развернуться в Дальневосточном регионе погранцы, оценивается в гораздо большие суммы. Ставка больше, чем жизнь... И трагическая судьба генерала Гамова, квартиру которого забросали бутылками с зажигательной смесью, лишь небольшой эпизод в настоящей войне на Тихом океане, развернутой браконьерами против пограничников. Здесь стреляют, здесь есть жертвы.
     Недавняя история с захватом в плен пограничной досмотровой группы — из этой же серии. История криминальная: капитан траулера “Рекин” (порт приписки Магадан) пошел на беспрецедентные действия в отношении поднявшихся на борт для осмотра погранцов во главе с капитаном Дмитрием Юдиным. Рыболовное судно с захваченной погрангруппой рвануло в сторону Японии, посылая при этом сигналы SOS. Рыбаки не могли не представлять последствий такой дикой выходки, но страх лишиться браконьерского улова и быть оштрафованными оказался даже выше страха наказания за уголовное преступление в отношении должностных лиц. И лишь предупредительный огонь с самолета и действия сторожевика “Воровский” смогли предотвратить пересечение “Рекином” государственной границы.
     Браконьерство в Дальневосточном бассейне приобрело в последние годы повальный характер. Рыбаками-нарушителями управляют грамотно: денег от государства они получить не могут, купить квоты на вылов рыбы — тоже, а значит, вынуждены заниматься браконьерским промыслом. Браконьеры — это лишь первое звено рыбной мафии: за ними стоят перекупщики сырья, обработчики, перевозчики. Все под контролем криминала.
     Еще Петр I говорил: “Торговля рыбой — дело исконно воровское. А посему жалованье им положить мизерное да вешать по одному в год, чтоб другим неповадно было”. Эти слова, похоже, не потеряли актуальности и сегодня: количество возбужденных уголовных и административных дел в отношении браконьеров только за минувший год перевалило за 500. И тенденции к снижению этой грустной статистики, увы, не предвидится — по данным ФПС количество браконьеров увеличивается с каждым годом и поставило под угрозу промышленный лов рыбы во всем регионе.
     Перечисление задержаний браконьеров на Дальнем Востоке могло бы занять многие страницы, поэтому ограничимся лишь краткой хронологией.
     20 февраля 2001 года — в японский порт Вакканай под предлогом ремонта зашел российский траулер СТМ-17, подозреваемый в браконьерстве, уходивший до этого в течение 12 часов от пограничных сторожевиков и самолета.
     28 января 2002 года — 6,5 тысячи крабов изъяли дальневосточные пограничники на двух российских судах-браконьерах.
     28 марта — пограничники арестовали близ Курильских островов самую крупную дальневосточную плавбазу “Петр Житников”, приписанную к порту Владивосток.
     26 апреля — кораблями морской охраны России и Японии за ведение незаконного промысла краба задержано сахалинское судно-нарушитель “Селесте”. Пограничники обнаружили 84 крабовые ловушки и четыре тонны краба.
     20 мая — пограничники задержали два браконьерских судна за незаконный промысел в районе Северных Курил. Траулер “Тобаго”, который под боливийским флагом вел добычу краба, 4 часа пытался уйти от преследования. На борту другого сахалинского траулера было обнаружено около 400 тонн минтая.
     24 мая — пограничники задержали судно-нарушитель “Рекин” недалеко от границы с Японией. Экипаж судна до этого нейтрализовал досмотровую группу, поднявшуюся на его борт, и попытался скрыться в Японии.
     На пути браконьеров стоят не только пограничники и рыбинспекторы, но и МВД, ФСБ, прокуратура. Увы, в этой преграде немало дыр. Принимаемые контролирующими и правоохранительными органами меры по борьбе с контрабандой и браконьерством в регионе Дальнего Востока не адекватны сложившейся криминогенной обстановке. Для пресечения преступной деятельности не в полном объеме используются предоставленные полномочия. Нередки случаи, когда должностные лица сами совершают нарушения природоохранительного законодательства. Генерал Гамов со своей принципиальной позицией — сам не гам и другому не дам — оказался белой вороной в списке тех, кому купюрами закрывают глаза на браконьерство. Таких если не покупают, то...
     ...Японские врачи делали все что могли для спасения жизни российского генерала-пограничника и его супруги, тоже пострадавшей во время покушения. У Виталия Гамова были обширнейшие ожоги — до 90 процентов — кожного покрова, а также верхних дыхательных путей. Сердце генерала, так болевшее за судьбу российских рубежей и богатств родной страны, не выдержало и остановилось. В 7.45 по московскому времени.
     Виталий Иванович умер в День пограничника. На Руси считается, что если человек умирает в чей-то день рождения, то, значит, он его сильно любил. Генерал Гамов всей душой был предан пограничным войскам...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру