МК Другое кино

29 мая 2002 в 00:00, просмотров: 309
КАННСКАЯ ТОРГОВЛЯ

     Фестиваль в Канне знаменит не только собственно конкурсными показами и насыщенной светской жизнью. Одновременно с кинопраздником на Ривьере бурлят кинобудни — в эти сроки здесь проходит один из крупнейших в Европе кинорынков, где продается-покупается все новое кино со всего мира.
     Если говорить о российских покупателях, то в Канне были представлены не только все крупные игроки рынка, но и совсем новые компании, и даже один московский кинотеатр. Появление новых отечественных дистрибьюторов — факт, в общем, положительный. Известно, что у этих компаний есть долгосрочные инвестиции из тех секторов отечественной экономики, где наметились свободные средства, и они решили пустить их в кинобизнес. Минус же в том, что новые компании не только заметно взвинчивают цены, но и норовят скупать кино пакетами на стадии предпродакшна. Огромное количество независимого кино было куплено для проката в России задолго до его представления в Канне. В связи с этим случаются и курьезы. Так, представители одной из отечественных компаний только на кинорынке смогли посмотреть уже купленное кино. Оказалось — полчаса показывают оральный секс, еще полчаса — анальный, потом — просто групповуха. Что делать с этим фильмом — непонятно…
Всего за время работы кинорынка только официально было показано больше тысячи фильмов: в среднем — по 230 показов в день! Естественно, без предварительной аналитический подготовки разобраться в этом потоке искусства нереально. Так, отборщики “МК-Другого кино” стали готовиться еще за несколько месяцев до Канна — составлять ориентировочные графики просмотров и встреч. Однако общий уровень представленного продукта можно признать средним. Те фильмы, которые удалось отобрать для нашей линии, — действительно лучшее из показанного. О них — в следующих выпусках “Арт-хаус-новостей”.
      Многие фильмы конкурсной программы были куплены еще до объявления списка претендентов на “Золотую пальмовую ветвь”. Соответственно, есть смысл ждать в российском прокате “Паука” Дэвида Кроненберга, “Демонопоклонника” Оливье Ассайаса, “Пианиста” Романа Полански (права проданы в одни руки на всю Восточную Европу), “Всё или ничего” Майка Ли, “Вдрызг пьяную любовь” Пола Томаса Андерсена, “Конец Голливуда” Вуди Аллена. Уже во время фестиваля был куплен “Человек без прошлого” Аки Каурисмяки. Интересно, но в отношении других фильмов наши прокатчики проявили осторожность: пока свободны права на фильмы братьев Дарденнов, Майкла Уинтерботтома, Кена Лоуча, Аббаса Киаростами… В то время как в Европу и Америку это кино вполне продается. Объясняется это, правда, не их более высоким культурным уровнем зрительской аудитории, а их количеством кинотеатров — в каждом квартале по 5 штук. Особым спросом в секторе арт-хауса в Европе продолжает пользоваться Восток: конкурсных японцев и корейцев, а также иранца Киаростами купили и во Францию, и в Англию, и в Германию. Кстати, во время фестиваля в Канн пришло известие о глубоком финансовом кризисе, постигшем одну из известных российских компаний-прокатчиков, специализирующихся на прокате арт-хауса. У нас до сих пор эта ниша остается рискованным бизнесом.
     Если говорить о продаже нашего кино за рубеж, то тут картина, скажем откровенно, позорная. Единственный от России стенд “Совэкспортфильма” производит жалкое впечатление: годами не меняющийся плакат мужика с гуслями — единственное украшение экспозиции. Вокруг него и группируются все наши продавцы. Ужасно, но некоторые продюсеры нового русского кино буквально таскали коробки с пленкой по стендам зарубежных фирм с предложением сделки.
     Каннский кинорынок традиционно используется для презентации кинопроектов и инициатив. Так, Никита Михалков распространил информацию о планах скорейшего возведения в России крупномасштабной сети современных кинотеатров при поддержке правительства и прочих традиционных для Михалкова партнеров. Интересной была и презентация нового кинофестиваля дебютного кино в Ханты-Мансийске. Там на газовые деньги решено проводить ежегодный международный смотр молодого кино с очень нехилым призовым фондом. Даст Бог, через какое-то время ханты-мансийские лауреаты покорят Канн новыми своими работами.

ПОРА ВЗГЛЯНУТЬ НА ЭТО “БЕЗ СТЫДА”

     30 мая в кинотеатре “Америка-Синема” арт-хаус-линия “МК-Другое кино” представляет еще одну комедию из своей весенней коллекции. На главном фестивале испанского кино в Малаге фильм “Без стыда” отхватил Гран-при.
     Режиссер Хоакин Ористрелл уже снискал мировую славу в качестве постоянного сценариста фильмов классика испанского кино Мануэля Гомеса Перрейры, самый известный из которых — “Между ног” с Викторией Абриль. “Без стыда” — третий и лучший фильм Ористрелла-режиссера. Главную роль здесь исполнила звезда фильмов Альмодовара “Чем я это заслужил?” и “Кика” Вероника Форке.
     Забавно, что актриса исполняет роль бывшей кинозвезды, которая теперь преподает актерское мастерство в театральной школе. Случайно к ней попадает киносценарий, где изложена тайная история ее любви 20-летней давности. Приезжает на кастинг и сам режиссер будущего фильма — тот самый, который 20 лет назад был ее любовником. Глупо, конечно, но оба делают вид, что не узнали друг друга. А тем временем студенты-четверокурсники начинают репетировать и показывать этюды на темы любви и секса. Дело это, как выясняется, не простое: ведь тело хочет одного, голова — другого, а сердце — третьего. И все же наступает момент, когда все желания вырываются наружу…
      Вообще-то в фильме нет ни Джулии Робертс, ни Брэда Питта, но, если вы внимательно присмотритесь, обязательно их там обнаружите!

МИТЬКИ В ВОСТОРГЕ ОТ КАР-ВАЯ

      Одного из основателей знаменитого движения митьков, питерского художника Дмитрия Шагина, в эти дни трудно застать дома: он готовится к выставке “Митьки в Минске”, которая открывается 1 июня. Кроме того, митьки задумали стать передвижниками. Они готовят большую выставку “Архетипы” (по 4 картины от каждого художника), которая пройдет сначала в вятском музее, а потом отправится по разным российским городам вплоть до 2003 года, а столицы оставит на закуску. Кстати, скоро в Москве выходит первый компакт-диск Дмитрия Шагина, посвященный дружбе Москвы и Питера, — “Москва митьковская”, где его песни будут петь Чиж, Бутусов, Наталья Пивоварова и др. А к 300-летию Петербурга выйдет диск “Митьковский Питер”.
     — Дмитрий, при такой насыщенной жизни хватает ли времени смотреть кино?

     — Конечно! Это для меня и отдых, и некий стимул к работе.
     — Знакома ли вам серия “МК-Другое кино” и есть ли дома кассеты из нее?
— Серию знаю, многие фильмы, выпущенные под этой маркой, смотрел с большим удовольствием: картины фон Триера, Озонушки и другие. А дома у меня — “Любовное настроение” Вонга Кар-вая, я его несколько раз смотрел. Причем как художник — с художественных позиций. Мне нравится, как он снят, какая там музыка. Сам фильм сделан удивительно красиво: красивая актриса, красивые краски, красивые платонические отношения.
     — Что такое, на ваш взгляд, другое кино?
     — Некий слоган, который входит в понятие “другая культура”. На самом же деле — просто нормальное качественное кино, которое должно быть, поэтому для тех, кто понимает, его можно было бы назвать “просто кино”. Остальное — коммерческая мура.
     — Какие фильмы из тех, что вы видели, должны, по вашему мнению, выйти под этой маркой?
     — Новые фильмы Альмодовара, побольше Гринуэя, может быть, хорошее документальное кино. Мы бы поддержали идею выпустить в серии “МК-Другое кино” митьковскую фильмографию: “Трава и вода” и “Полет Икара” Виктора Тихомирова, анимационные “Чудо из чудес” и “Митькимайер, или Митьки никого не хотят победить” художника Александра Флоренского и др.

АНЕКДОТЫ ОТ “СВЯТОГО ДЕРЕКА”

      Арт-хаус-линия “МК-Другое кино” выпустила на видео еще один фильм Дерека Джармена “Витгенштейн” /Wittgenstein (1993). Джармен — уникальное явление британского кино. Родился в 1942 году в семье офицера воздушного флота, считал, что его предками были маори. Режиссер, художник, клипмейкер, декоратор, воинственный боец за права гомосексуалистов. 22 декабря 1986 года ему поставили диагноз: СПИД. Борьба со смертельной болезнью продолжалась 5 лет. В 1991 году канонизирован Сестрами бесконечной благодати как “святой Дерек, рыцарь Целлулоидного ордена”. “Витгенштейн” — предпоследний фильм Джармена.
     Людвиг Витгенштейн никогда не читал Аристотеля, что не мешало ему преподавать философию в Кембридже. Став одним из самых богатых людей Европы, он отказался от наследства и уехал в деревню учить крестьянских детей символической логике. О двух основных его книгах уже полстолетия ведутся споры: то ли они развивают общие идеи, то ли полностью друг другу противоречат. Кроме того, он поражал современников эксцентричными лекциями, пристрастием к Толстому и дешевым американским комедиям, гомосексуальными наклонностями и желанием эмигрировать в Советский Союз, чтобы работать в колхозе. Такая необычная биография может быть снята только в стиле сумасшедших байопиков Кена Рассела (“Листомания”, “Дикий мессия”).
      Джармен использовал комические приемы Рассела. Он сжал многочисленные мемуары до кратких анекдотов и заставил их врезаться в память зрителей красочными вспышками. Близкая смерть заставила Джармена отбросить все лишнее и достичь предельной выразительности.

СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ ИЗ БРИТАНИИ

     Еще один релиз “МК-Другое кино” — авангардный мюзикл Теренса Дэвиса “Далекие голоса, застывшие жизни” /Distant Voices, Still Lives (1988). Дэвис родился в 1945 году в Ливерпуле. Известность пришла после первой же работы — короткометражной трилогии “Дети”, “Мадонна и дитя”, “Смерть и преображение”, которые были основаны на автобиографическом материале. “Далекие голоса, застывшие жизни” закрепили за ним статус выдающегося мастера, который с тех пор сомнению не подвергался.
     Ливерпуль 40—50-х. В день свадьбы невеста сожалеет, что отец не дожил до этого дня. Папа был алкоголиком-психопатом с необъяснимыми приступами нежности: мог избить детей, а потом трепетно оберегать их сон. Простая и недоступная пониманию жизнь, просеянная через старые фотографии. Все становится загадочным без нажима — красноречивы немые вещи и пустяковые песни о главном… Под них мы благополучно проспали половину жизни. Какой смысл все это показывать и травить душу? Дэвис аккуратно отслаивает песни от исполнявших их людей. Он показывает, что музыка, к которой герои прикипели всей душой, не имеет ни малейшего отношения к тому, что происходит с их жизнями. Раз потянув за одну нитку, Дэвис задел какой-то важный нерв. И вот уже вместе с песнями от прожитых жизней отваливаются слова, разговоры, голоса, интонации. Мы стоим в пустом доме, где до сих пор гуляет чье-то эхо. Эффект дежа вю намекает на то, что тебя здесь тоже никогда не будет.
     Всего через несколько лет из этой атмосферы вырастет музыка “Битлз”, и мир изменится навсегда.

     Подробнее см. на www.drugoe-kino.ru



Партнеры