Смертельный номер

Знаменитый клоун предчувствовал свою гибель

31 мая 2002 в 00:00, просмотров: 843
  “Ребята, пожалуйста, не надо!” Это были последние слова Александра Осипова — легендарного Шурика из “АБВГДейки”, художественного руководителя Центра циркового искусства и просто знаменитого клоуна. Легендарный артист цирка, отдавший всю жизнь манежу, был расстрелян в ночь на четверг во дворе пятиэтажки на улице Новаторов, где он снимал квартиру последние несколько лет. Циничное и на первый взгляд абсолютно безмотивное убийство человека, которого многие заслуженно называли лучшим в своей профессии за последние годы.
    
     “Цирковые” убийства — не редкость для Москвы. В разное время от рук убийц погибли коммерческий директор цирка на Цветном бульваре Седов, завхоз того же цирка Зеленцов... Тогда детективы были единодушны: подоплека обоих преступлений — большие деньги. И сегодня, в случае с трагической гибелью Александра Осипова, финансовая версия выходит на первый план.
     События разворачивались по классическому московскому сценарию. Осипов постоянно задерживался в Центре циркового искусства допоздна, иногда даже ночевал там, а если и приезжал в малогабаритную квартиру на юго-западе столицы, то глубоко за полночь. Спешить циркачу было не к кому: мать живет в Алма-Ате, с женой артист расстался, но не порвал отношений — обожал свою 16-летнюю дочь и регулярно помогал семье деньгами, хотя сам не шиковал. Вчера он вернулся с работы примерно без пятнадцати два. Незадолго до этого, примерно в половине второго, двор неожиданно погрузился во тьму.
     “У нас разом погасли две лампочки — над шестым и седьмым подъездами”, — рассказывают жильцы пятиэтажки. Осипов жил как раз в седьмом, на последнем этаже. Мы сначала думали — хулиганы постарались, и только потом поняли: наверное, это тоже работа киллера”.
     Очевидно, за несколько десятков метров до парадного Осипов заметил двоих мужчин. Он даже ускорил шаг, попытался “срезать угол” по газону, но преступники начали стрелять по ногам. Циркач упал и вскрикнул: “Ребята, пожалуйста, не надо!” — этот возглас слышали соседи, которые засиделись у телевизора. Третий, последний выстрел был сделан по “классическим” канонам, в голову. Бандиты не стали обыскивать Александра — сотовый телефон “Нокиа” и связка ключей остались лежать рядом.
     Когда жильцы выбежали на улицу, Осипов был еще жив, но говорить уже не мог, только хрипел. Врачи ничего не смогли сделать — при таких ранениях люди не выживают.
     Известие об убийстве 46-летнего директора повергло в шок всех, кто хоть раз в жизни сталкивался с Александром. Осипов закончил Казахский государственный университет по специальности телерадиожурналист. В цирк он пришел в 24 года. Зрители узнали его сначала как талантливого коверного клоуна, выступавшего в паре с Владимиром Ивановым, затем как одного из авторов и режиссеров-постановщиков спектаклей в Большом московском цирке на проспекте Вернадского, как клоуна Шарша в новогодних цирковых сказках. В 1993 году циркач стал лауреатом международного фестиваля “Голден цирк” в Риме. А за спектакль “Дорогие мои москвичи” к 850-летию столицы, в котором Осипов был соавтором, режиссером и исполнителем главной роли, он получил премию правительства Москвы в области литературы и искусства.
     Те, кому сейчас 16—18, наверняка помнят клоуна Шурика из популярной телепередачи “АБВГДейка”. “Он стал как бы продолжателем моего образа, — рассказывает “МК” другой популярнейший комик, Валерий Левушкин. — Александр пришел в 1995 году, уже после моего ухода, и сразу пришелся ко двору”.
     “Это один из самых порядочных, трогательных и доверчивых людей, — едва сдерживает слезы бессменная ведущая “АБВГДейки” Татьяна Черняева. — У цирковых вообще очень развита взаимовыручка, и Саша всегда был готов помочь, хотя порой сам нуждался. Он... как бы вам сказать... негромко веселый, не бесшабашный, но с прекрасным чувством юмора. И бесконечно талантливый”.
     После ухода с телевидения Осипов занимал пост заведующего отделом перспективных программ в цирке на проспекте Вернадского. А в 2000 году возглавил Центр циркового искусства. И тут у Осипова начались неприятности. Нет, в профессиональном плане все шло прекрасно — Центр являлся своего рода мастерской для цирковых, и приходившие сюда артисты под началом Александра выпускали блестящие программы. Возникли проблемы совсем другого плана.
     Татьяна Черняева: “Насколько я знаю, в марте центр посещала комиссия, проверялась финансовая деятельность организации. Саша очень нервничал, переживал... Он говорил, что все бумаги смотрели без него, а потом долго не могли прислать копию результатов ревизии. Конечно, ничего там не нашли. Но Александра такая бесцеремонность расстраивала...”
     Перемены в настроении Осипова замечали и другие его знакомые. Недавно он съездил в командировку в Таиланд и после этого совсем сдал. Возможно, пресловутая комиссия нашла все-таки какие-то нарушения. Или у Осипова были иные причины для беспокойства?
     Кому и для чего понадобилось убивать Александра? Недоумевают все. “Я уже слышал по радио всякую чушь о коммерческой подоплеке убийства, — говорит заместитель руководителя Центра циркового искусства Николай Васянин. — Но ведь мы — государственная бюджетная организация, в которой каждый рубль под контролем Минкульта и Росгосцирка. Никаких коммерческих проектов мы не ведем, все расчеты — только по безналичке, даже в аренду сдать не имеем права ни метра. Да и кроме того, Осипов был честнейшим человеком, его основной функцией вообще являлось творчество, постановка новых номеров и программ. Не понимаю...”
     Но сам Александр явно ждал удара. За два дня до смерти он выдал мрачный прогноз: “Мне кажется, что меня ждет какая-то гадостная история. Вроде того, что я еду, вдруг меня останавливает милиционер, лезет в багажник, копается там, а потом заявляет: “У вас наркотики!” Увы, действительность оказалась еще страшнее.
    



Партнеры