Пять эшелонов экономики: радикальная смена приоритетов

Ассоциация менеджеров
и международная консалтинговая компания Ernst & Young (CIS)
провели исследование, в котором приняли участие свыше 350 руководителей компаний
всех ключевых отраслей
и регионов России.

Цель исследования – определить главные приоритетные задачи, стоящие перед руководителями, а также их динамику за последние три года, оценив, насколько высоким будет интерес высшего менеджмента российских предприятий именно к вопросам развития бизнеса, а не решения его проблем.
Сравнение точек зрения руководителей ведущих компаний страны с тем, что они думали два–три года назад, говорит о полной смене их приоритетов. Если охарактеризовать полученный результат одним словом, то еще недавно главным для менеджера было сохранить бизнес, а сегодня на первом месте задачи по его развитию.
Это говорит об оптимистическом настрое ведущих менеджеров страны. Этот факт тем более интересен в связи с тем, что со страниц газет и журналов мы гораздо чаще слышим заявления о многочисленных проблемах экономического роста российской экономики. Это говорит о несовпадении точек зрения руководителей-практиков и тех, кто чаще всего выступает на страницах газет и журналов.

Руководители компаний оценили полный спектр ключевых управленческих задач
Для целей анализа в рамках исследования было выделено три ключевые сферы интересов компании по организационно-технологическому признаку. Первая сфера является источником ресурсов компании – это кадры и финансово-материальные ресурсы, то есть то, что определяет экономику предприятия. Вторая сфера сконцентрирована собственно внутри компании и включает сплоченную управленческую команду, корпоративную культуру, информационные технологии. Третья сфера – рыночная среда, в которой работает компания, – включает в себя рыночное позиционирование компании, качество обслуживания клиентов, способы ведения конкурентной борьбы. Отдельно от этих ключевых сфер была выделена деятельность компании по изменению условий своего функционирования через политическое влияние, или лоббирование.
В формализованном виде, внутри вышеуказанных областей, наиболее приоритетные задачи, стоящие перед российскими менеджерами, представлены в схеме 2.

На повестке – захват новых рынков
Как показало исследование, наибольший интерес для компаний – независимо от отраслей, в которых они функционируют, – представляет увеличение доли компании на рынке, в то время как три года назад в качестве основной задачи виделось сохранение бизнеса. Это и понятно: кризис 1998 года на сегодня успешно преодолен, и руководителям-менеджерам компаний надо смотреть в будущее. Кроме того, захват рыночной ниши всегда является одной из важнейших задач развития и функционирования бизнеса.
Важным фактом является то, что активное участие топ-менеджеров в политической жизни страны признано наименее важным приоритетом.
Общая картина приоритетов топ-менеджеров российских компаний представлена на схеме 3.

Пять эшелонов российской экономики
При проведении более детального анализа предпочтений менеджеров по отраслям компании из различных отраслей можно объединить в стабильные группы по критерию наиболее важных задач, стоящих перед ними. Согласно ответам респондентов, можно выделить пять групп (схема 4).

Цель – ЭКСПАНСИЯ
Группа 1 – легкая, лесная и деревообрабатывающая, пищевая промышленность, машиностроение, профессиональные услуги, сельское хозяйство.
Совпадение приоритетов руководителей предприятий этих отраслей – рост доли компании на рынке – обусловлено схожестью проблем и условий, в которых развиваются отрасли, несмотря на значительные различия в их производственной деятельности.
Полученный результат позволил выявить наиболее значимые причины, лежащие в основе того, что приоритеты менеджеров из различных отраслей совпали. К ним относятся: повышенная конкуренция в отрасли со стороны отечественных производителей; функционирование в составе крупных холдингов; расширение количества потребителей за счет высвобождения доли рынка после ухода иностранных конкурентов; наличие потенциала для быстрого увеличения объема производимой продукции; желание реализовать эффект «экономии на масштабах» при производстве и реализации продукции.
В настоящее время достаточно интенсивно идет объединение предприятий в крупные холдинги, которые за счет увеличения объема выпускаемой продукции позволяют снизить издержки на единицу выпускаемого товара.
Консолидация в холдинги позволяет расширить спектр производимых товаров/услуг и привлечь дополнительное финансирование. Такие холдинги с успехом функционируют в лесной, кондитерской, легкой промышленности и среди предприятий, оказывающих профессиональные услуги. Однако поскольку формирование холдингов не является единичным случаем, а достаточно распространенным явлением, особенно в сфере сельского хозяйства, то оно лишь выводит конкуренцию среди экономических субъектов на новый качественный уровень.
Желание компаний более интенсивно развиваться и расширять долю на рынке обусловлено еще и необходимостью реинвестирования выручки, получаемой в результате реализации произведенной продукции, которая для российских компаний является на сегодня основным источником инвестиционных средств, поскольку привлечение внешнего финансирования для компаний указанных отраслей достаточно проблематично. Также это связано с недостатком оборотных средств, низкой нормой прибыльности инвестиций, отсутствием кредитных историй, а в некоторых случаях и незначительными масштабами ведения бизнеса.
Важным выводом, который позволяет сделать проведенное исследование, является то, что руководители предприятий не только осознают необходимость расширения бизнеса, экспансии на существующие сегменты рынка и захват новых рыночных ниш, но уже и реализуют это на практике. Это означает, что в ближайшем будущем следует ожидать не только значительного усиления конкурентной борьбы на территории России, где все в основном уже поделено, но и на бизнес-экспансии в страны СНГ.
Поскольку задача повышения качества обслуживания клиентов является неотъемлемой частью мероприятий по захвату рынка, то вполне логично, что она стала второй по приоритетности среди опрошенных респондентов.

Цель – КЛИЕНТ
Группа 2 – телекоммуникации, финансовый и сервисный сектора.
В эту группу отнесены отрасли, для предприятий которых первостепенными задачами являются повышение качества обслуживания клиентов. Это компании, занятые в сфере сервиса, телекоммуникаций, и предприятия, оказывающие финансовые услуги. Их ориентация на оказание услуг является главным фактором выбора в качестве основной задачи повышения качества обслуживания клиентов. Помимо этого их объединяют следующие особенности их бизнеса: обострение конкуренции во всех трех секторах; прямая зависимость финансовой эффективности предприятия от степени удовлетворенности клиента услугами компании; зависимость финансового результата от эффективной PR-политики – работа компаний по привлечению клиента для обслуживания на постоянной, регулярной основе.
Бурный рост в туристическом бизнесе, растущие потребности в телекоммуникационных услугах и ограниченность длинных ресурсов в финансовом секторе заставляют компании, занятые в перечисленных видах бизнеса, активизировать свою деятельность по привлечению и повышению качества обслуживания клиентов.
Понятно, что увеличение доли компании на рынке и повышение качества обслуживания клиентов – задачи тесно связанные, но именно в отраслях, ориентированных не на разовое, а на постоянное предоставление услуг клиентам, задачи повышения качества обслуживания, а следовательно, и удовлетворенности клиента выходят на первый план.
Следующей по приоритетности задачей, названной респондентам, является проблема привлечения долгосрочных инвестиций.

Цель – ИНВЕСТИЦИИ
Группа 3 – энергетика и строительство.
Тот факт, что среди первоочередных приоритетов руководителей предприятий электроэнергетики и строительства было указано привлечение долгосрочных стратегических инвестиций, свидетельствует о том, что данные отрасли российской промышленности испытывают определенный дефицит финансирования. Также это свидетельствует о том, что руководители предприятий этих отраслей готовы поделиться контролем над бизнесом со сторонними инвесторами. Не исключено, что скоро на рынке корпоративных облигаций можно ожидать появления ценных бумаг ведущих строительных компаний страны.
Данные опроса позволяют формализовать факторы, обуславливающие высокую актуальность привлечения инвестиций для этих отраслей народного хозяйства: стремительное старение основных фондов; высокая стоимость фондов, высокая стоимость первоначальных вложений (капитального строительства); длительный срок оборачиваемости инвестиционных ресурсов; недостаточный объем внутренних источников финансирования.
Полученный результат говорит о том, что в данных секторах российской промышленности привлечение внешних инвестиций является важным условием нормального ведения бизнеса. Для электроэнергетики это тем более актуально в связи с предстоящей реформой.
Эффективное ведение хозяйства в условиях конкуренции и открытого рынка предполагает получение максимальной прибыли не только за счет внешних источников (расширения доли рынка, увеличения количества клиентов и т.д.), но и за счет совершенствования внутренней структуры. Прежде всего необходимо установление контроля и сокращение производственных затрат, именно эта задача была поставлена респондентам на второе место.

Цель – ФИНАНСОВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Группа 4 – топливный комплекс, химическая промышленность и черная металлургия.
Для предприятий этих отраслей наиболее приоритетной является задача контроля и сокращения затрат.
Анализ полученных данных позволяет констатировать, что зависимость этих отраслей от сокращения издержек связана прежде всего с невозможностью увеличивать цены на отпускаемую продукцию и ограниченной емкостью рынков сбыта, не позволяющей увеличить объем выпускаемой продукции и за счет этого сокращать издержки.
Основными причинами стремления этих предприятий снизить издержки за счет контроля и сокращения собственных затрат являются: ограниченный внутренний спрос на российском рынке; регулирующая роль государства на рынке продукции нефтеперерабатывающих и добывающих предприятий, компаний химической и черной металлургии; ограниченность западных рынков сбыта по ряду товарных групп (квотирование, запретительные пошлины, антидемпинговые расследования и т.п.).
В значительной степени экономический рост России приходится именно на эти отрасли, и именно им приходится первым изыскивать возможности интенсивного ведения бизнеса. Положительным моментом является то, что российские предприятия стали использовать рыночные методы хозяйствования и все чаще обращают внимание на достижение максимальной эффективности деятельности при минимальных издержках.
После кризиса 1998 года российские менеджеры более всего были озабочены обеспечением управляемости бизнеса через создание эффективной команды. В настоящий момент формирование управленческих команд практически завершено в большинстве отраслей. В то же время на рынке ощущается дефицит квалифицированных специалистов среднего и низшего звена управленческой иерархии, именно поэтому одной из приоритетных задач было признано привлечение и удержание квалифицированных специалистов.

Цель – КАЧЕСТВО
ПЕРСОНАЛА
Группа 5 – транспорт и торговля.
Отрасли, первостепенной задачей которых является поиск и удержание квалифицированных кадров – торговля и транспорт, – тесно взаимосвязаны друг с другом. Организация эффективных торговых и транспортных потоков является важной составной частью устойчивости экономики.
В современной экономической ситуации сбыт не менее важен, чем производство. Бесперебойная доставка продукции, фрахт грузового транспорта, работа хранилищ и портовых терминалов требуют грамотной и квалифицированной организации. Пренебрежение квалифицированными кадрами именно в этих отраслях повышает издержки производства, снижает норму прибыли.
Организация работы с конечным потребителем предполагает качественные консультации как с самими потребителями, так и с производителями продукции. Необходимость квалифицированных кадров в сфере перераспределения продукции, товаров и услуг является закономерной, поскольку эти отрасли являются весьма быстроразвивающимися и в значительной степени зависят от рыночной конъюнктуры.
Остальные задачи из тех, что оценивали респонденты, также являются актуальными для российского бизнеса, однако, как показали ответы опрошенных менеджеров, – в значительно меньшей степени, чем пять рассмотренных выше. Помимо прочего можно констатировать, что систематическая составляющая при их распределении по отраслям отсутствует.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что важность полученных результатов опроса заключается в их новизне и соответствии практике, и подтверждается тот факт, что приоритеты задач, решаемых российскими менеджерами, за прошедшие два года кардинальным образом изменились в сторону интенсификации развития бизнеса и захвата новых рынков.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру