Что тебе подарить, человек мой деловой?

1 июня 2002 в 00:00, просмотров: 227

Что дарить деловому партнеру и как? Чуть ли
не ежедневно руководители компаний,
топ-менеджеры,
рядовые сотрудники фирм сталкиваются
с этой проблемой. И как выясняется, не всегда принимают правильное решение.
Пока еще культура делового подарка делает
в России первые шаги.
По крайней мере так считает наш сегодняшний эксперт, глава компании, много лет занимающейся подарочным бизнесом, автор книги «Искусство делового подарка»
Вера МИЛОВСКАЯ.
Об этом она размышляет
в беседе с журналистом Владимиром Сафроновым.

Не боги горшки обжигают...
Деловой подарок выбрать трудно?
– Очень.
«ДЛ»: Даже вам, профессионалам?
– Нам легче. Но ведь мы выбираем подарок не для себя, а для конкретного заказчика. Помню, пришли люди, у которых было одно пожелание: чтобы было дорого. Очень дорого. Предложили свои идеи. Скажем, глобус, а в то место, где расположена Москва, вставлен крупный бриллиант. Или красивая шкатулка, в которой много золотых монет…
Преподносить и принимать подарки – одна из важных составляющих успеха в бизнесе. Люди это понимают, потому и обращаются к специалистам.
«ДЛ»: Давайте уточним, чем деловой подарок отличается от обычного?
– Деловой подарок вручается от юридического лица. За человеком, который преподносит подарок, всегда стоит какая-то структура, фирма, которая таким образом хочет выразить свое внимание и уважение к деловому партнеру.
Про подарки частного лица частному лицу написаны десятки книг. Правила этикета предписывают, что уместно дарить, что неуместно, как, при каких ситуациях и прочая, прочая. С деловым подарком все иначе. Фирма решает, что она дарит, что в лучшей степени отражает ее имидж и что она декларирует, даря именно этот подарок. Это могут быть подарки, обеспечивающие рабочий процесс: ежедневники, ручки, настольные приборы. Это все используется в офисе. А можно подарить нечто, что человек возьмет с собой домой. Скажем, набор мягких махровых полотенец, добротный банный халат, уютный плед…
«ДЛ»: Насколько важным критерием для имиджа фирмы является стоимость подарка?
– Давайте сразу определимся: бизнес-подарки, сувениры по их предназначению делятся на несколько групп. Это VIP-подарки, подарки для руководителей, подарки для среднего класса и, наконец, массовая сувенирная продукция. Понятно, что и стоимость подарков из разных групп будет различаться.
VIP-подарки – это дорого, это эксклюзив, это авторский дизайн. Это самая малочисленная группа, и здесь исключительно индивидуальный подход. VIP – это подарки министра министру. Или президентам крупнейших компаний. Подарок для глав союзных государств. Мы выполняли заказы для людей из, скажем так, второго эшелона власти в нашей стране. Про президента я не говорю, пока заказов на подарок для него не было…
«ДЛ»: Ждете?
– В любом случае профессиональный совет дать готовы… Подарки для руководителей – главы фирм дарят коллегам такого же ранга из других фирм. Это могут быть хорошие кожаные вещи, качественные ручки от известных производителей. Скажем, недавно мы сделали заказ: прекрасный кожаный портфель, внутри кожаные аксессуары, от записной книжки до визитницы, плюс дорогие ручки – и все это упаковано в красивую подарочную коробку. Очень часто для руководителей заказываются золотые значки с логотипом фирмы. Они изысканные, надеваются на лацкан пиджака, как ордена.
«ДЛ»: Мне трудно представить, чтобы руководитель одной известной фирмы пользовался портфелем с логотипом другой фирмы, даже дружественной…
– …даже если портфель ему безумно понравился! Разумеется, вещь качественная, дорогая. Поэтому мы своим заказчикам из этой группы советуем логотип наносить где-нибудь внутри. Либо совсем удобный вариант: подарок без всякого логотипа вручается со специально сделанными подарочными визитками. Люди помнят, кто сделал подарок, и могут пользоваться этим предметом в свое удовольствие, не испытывая неловкости, что рекламируют чужую фирму.

Подарочный фонд
руководителя
«ДЛ»: Что из себя представляет подобный фонд – подарки на все случаи жизни?
– Скорее это можно назвать VIP-подарками для VIP-персон. Понятно, что это должен быть подарок определенной ценовой категории. Для этих целей в серьезных подарочных фирмах созданы протокольные отделы. Их задача – формировать подарочный фонд руководителя из, скажем так, обезличенных товаров и выполнять заказы для конкретных людей.
Как это обычно происходит? Руководитель сегодня вспоминает, что завтра ему идти на какое-то торжество к солидным людям. Помощники отправляются «пропахивать» Москву по магазинам в поисках чего бы то ни было. И вот когда это делается срочно, никогда найти ничего не могут.
«ДЛ»: При нашем-то изобилии дорогих бутиков?
– Не забывайте, это все-таки подарок для людей, у которых все есть. Тому, кто дарит, должно быть не стыдно за подарок. Он хочет, чтобы этот подарок не сунули в шкаф, где уже стоят, например, двадцать – пусть даже очень дорогих – подобных изделий. Вице-президент одного очень крупного холдинга говорил мне: «Больше всего я люблю тех, кто приходит с ма-а-леньким подарочком, потому что когда я вижу что-то большое, мне становится плохо. Девать некуда!»
«ДЛ»: Так ведь большое – оно внушительнее!
– Ценность подарка отнюдь не зависит от его размера. Приходится изощряться, чтобы найти то, чего еще не было. Скажем, какие-то эксклюзивные ювелирные вещи. Или очень дорогие действующие модели каких-нибудь паровозиков, пароходов, автомобилей. Механические игрушки из золота, платины, с камнями. Есть замечательные ювелирные фирмы, которые все это готовы делать. И такие вещи заказываются, конечно, единичными экземплярами.
Есть специальные каталоги, по которым можно выбрать одну, две, три дорогие вещи. То есть те вещи, которые никогда не заказываются массовыми тиражами из-за своей цены, но они идеально подходят для подарочного фонда руководителя.
Например, мы работаем с французской фирмой, производящей изделия из кожи. Они замечательно выглядят. Возможно, в магазинах есть такие же качественные вещи. Но, согласитесь, трудно представить себе руководителя компании, который будет бегать по магазинам, стоять у прилавка, щупать эти сумочки… У него просто времени нет! Гораздо удобнее раз в полгода-год посмотреть каталоги, ткнуть пальцем: это, это и это – и больше голова не болит! В шкафу всегда есть несколько предметов, идеально подходящих в качестве делового подарка.
«ДЛ»: Как-то трудно представить, что могут быть универсальные подарки…
– В каждом конкретном случае фонд формируется индивидуально. Руководитель прекрасно знает свой круг, он заранее может предположить, кому он будет вручать подарки. Важны уровень, планка…
Подарочный фонд должен быть эксклюзивный, которого точно ни у кого другого не окажется. Скажем, клиент заказывает десять–двадцать необычных блокнотов, настольных приборов, необычных папок по индивидуальному дизайну. И он может быть уверен, что его подарок будет уникальным – его не купишь в магазине.
Более того, у солидных подарочных фирм всегда есть несколько зарубежных фирм-партнеров, продукция которых просто не представлена на российском рынке.
Конечно, этот НЗ вовсе не исключает, что можно отправить помощника в магазин и купить кому-нибудь в подарок те же швейцарские часы. Но уверенности в том, что не сойдутся две пары одинаковых часов, нет: мир очень тесен, и все покупают в одних и тех же магазинах.
Кстати, как правило, проблем с формированием подарочного фонда не возникает. Руководитель может выбрать из огромного количества образцов именно то, что ему нравится и за что он готов заплатить. Причем это не обязательно должны быть очень дорогие вещи. Главное, что они будут необычные. А уж наша задача – все это заказать и подумать обо всех мелочах, вплоть до упаковочной бумаги, специальных визиток, на которых тот, кто дарит, просто расписывается. Подобные визиточки очень кстати, потому что на деловых подарках такого уровня не ставится никаких логотипов.
«ДЛ»: Заказчик говорит: нужен подарок конкретному человеку, он увлекается тем-то и тем-то…
– …и здесь уже наша задача – найти что-то необычное.
Один из руководителей фирмы, наш клиент, увлекается сигарами. Причем всерьез. Нам однажды пришлось лететь на международную табачную выставку, чтобы подобрать такие аксессуары, которые могли бы подарить ему его компаньоны. Да еще и удивить!
«ДЛ»: Удивили?
– Клиент был доволен. А однажды для такого же любителя сигар мы заказывали в ювелирной мастерской чехол для сигар из платины и ножницы из золота, которыми срезают кончики сигар. Так захотел заказчик. Конечно, подобные заказы эксклюзивны, мы даже не можем заказать себе что-то в качестве образца. Был заказ на записную книжку. В единственном экземпляре. Полностью ручная работа. Особого дизайна, из особенной мягкой бумаги. О переплете я уже не говорю. Более того, были нанесены водяные знаки в виде монограммы владельца этой книжки. Замечательно в качестве VIP-подарка может смотреться дорогой, роскошный фарфоровый сервиз, на котором будет присутствовать монограмма владельца. Вместе с сервизом можно подарить шикарный набор вилок и ложек, и тоже с монограммой на каждом предмете. Это станет фамильной ценностью, и такому подарку удивится даже человек, у которого вроде бы есть все… VIP-подарком может быть ручка из цельного куска золота: фирма «Паркер» предлагает и такое.
Мы работаем с французской фирмой, производящей очень изящные вещи из серебра. Это и имя, и уровень. У нее есть магазин в Москве, но с нами она работает напрямую.
Шикарный подарок для любителя охоты – кожаный чехол для ружья, рюкзак, фляжка… Разумеется, общее правило: эксклюзивным может быть подарок, если клиент к нам пришел заблаговременно. Ну о чем можно говорить, когда в один день нам позвонили сразу из четырех мест и всем к 10 вечера нужны были дорогие швейцарские часы? Причем последний звонок был уже после завершения рабочего дня.
«ДЛ»: Вы знали, кому предназначались подарки?
– Обычно адресат шифруется, но когда сошлись четыре звонка, мы поняли, для кого. Это был один из руководителей одного из наших регионов. Фамилию не скажу – это наши профессиональные секреты.
Четвертые часы мы привозили уже из закрывшегося салона: налаженные связи, нам пошли навстречу. У нас была очень красивая кожаная коробка, специально приспособленная для механических часов – с подзаводом внутри. Подарок был в нее упакован и, в общем-то, смотрелся нарядно. Но об эксклюзивности речи не было.
Другой, противоположный пример. Сотрудники решили заказать для своего шефа необычный настольный прибор. Озаботились этим они примерно за полгода. В отсутствие шефа нас привели в его кабинет, кстати, чудесно обставленный. Задача была – изготовить эксклюзивный настольный прибор, который подходил бы к этому кабинету, и чтобы на каждом предмете прибора была сделана монограмма владельца.
Мы сняли размеры стола, чтобы прибор органично смотрелся именно на нем. Сделали цветные слайды, чтобы при окраске кожи была максимально соблюдена цветовая гамма. Учли даже такие моменты, что тот типовой настольный прибор, которым уже пользовался хозяин кабинета, явно не удовлетворял всем его запросам: в нашем варианте были изготовлены дополнительный лоточек для бумаг и стаканчик для карандашей.
Весь заказ состоял из 12 предметов. Наш дизайнер учел то обстоятельство, что в кабинете не было ни одного круглого предмета, поэтому и стаканчики, и пепельница, и корзина для бумаг тоже были сделаны прямоугольными. Каждый предмет был обтянут кожей, заказ на которую был размещен в Австрии. Причем кожа прокрашивалась вручную, чтобы добиться максимального сочетания цвета. Изюминкой заказа стала монограмма, которая была выпуклой, то есть нанести ее можно было только на стадии раскроя кожи. Даже корзинку для бумаг обтянули кожей, и на ней тоже была монограмма владельца.
«ДЛ»: Вы были ограничены ценовыми рамками?
– Цена оговорена на стадии заказа. Кстати, в подобных случаях деньги не стоят на первом месте в отличие от эксклюзивности и качества исполнения. Поэтому работать над такими заказами нам чрезвычайно интересно.
«ДЛ»: До вас дошла реакция владельца кабинета при вручении подарка?
– Он выбросил старый настольный прибор и пользуется только этим! Ну и, конечно, потрясающей была реакция его подчиненных, когда они получали у нас свой заказ: ожидали, признались они, что это будет шикарно, но не думали, что настолько…
В книге «Протокол Российской Федерации» шеф протокола президента Б.Н.Ельцина вспоминает, как президент США Билл Клинтон был удивлен и тронут подарком от российской стороны – изящными подсвечниками. Оказалось, что эти подсвечники идеально вписались в интерьеры Белого дома. Уверена, что не случайно: над выбором подарка явно поработали профессионалы…
«ДЛ»: …которых заранее запустили в Овальный кабинет в отсутствие хозяина, чтобы они оценили обстановку?..



Партнеры