«транснефтепродукт» ищет новые выходы

НА РЫНКЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ВТОРАЯ «ТРАНСНЕФТЬ»

1 июня 2002 в 00:00, просмотров: 213

Форсирование строительства новых веток трубопроводных магистралей «Транснефтепродуктом» позволит напрямую связать нефтеперерабатывающие мощности российских компаний
с терминалами нефтяного порта. А в перспективе более экономичная инфраструктура поставок позволит нефтяникам увеличить объемы поставок бензина и дизельного топлива на европейский рынок. Президент «Транснефтепродукта» Сергей МАСЛОВ считает,
что стабильность цен на нефтепродукты на западном рынке и новые экспортные маршруты предоставят российским нефтяникам
шанс снизить зависимость от колебаний цен на сырую нефть
и получить постоянный источник доходов на новых, более рентабельных рынках сбыта.

Считается, что из-за отсутствия прямых выходов к экспортным маршрутам Россия теряет ежегодно миллиарды долларов при экспорте углеводородного сырья. Но главное даже не это, а уязвимость и зависимость российского ТЭКа от политики сопредельных государств.
Не случайно главный проект ОАО «АК «Транснефтепродукт» на сегодня – это строительство нового продуктопровода «Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск». По расчетам специалистов компании, новая магистраль принесет государству доход как минимум в $200 млн. И главное – расширит экспортные возможности страны и значительно улучшит инфраструктуру нефтеэкспорта. В результате НПЗ Башкирии, Нижнего Новгорода, Перми, Омска, Ярославля и Киришей окажутся напрямую связанными с терминалами нефтеналивного порта, и это сильно упростит систему поставок и сделает ее более экономически выгодной.
Предполагается, что часть средств для реализации этого проекта «Транснефтепродукту» удастся получить от Европейского банка реконструкции и развития. Есть предварительная договоренность о финансировании с банком ING. В целом на реализацию проекта «Транснефтепродукту» необходимо $800 млн. Однако российские нефтяные компании уже предоставили монополии гарантии будущих поставок. Немаловажно и то, что часть новой магистрали будет проходить в одном техническом коридоре с уже действующим нефтепроводом «Транснефти». Это значительно удешевит строительство. Как рассчитывают в «Транснефтепродукте», все эти факторы позволят окупить вложения всего за пять лет.
Президент «Транснефтепродукта» Сергей Маслов утверждает, что этот проект – единственный способ для компании приступить к назревшей модернизации: будущие доходы от эксплуатации построенных магистралей позволят поддерживать в рабочем состоянии все существующее хозяйство монополии. А оно не в лучшей форме: большинство трубопроводов построены 25–30 лет назад, и изношенность сети на сегодня составляет не менее 70%. Сильная головная боль руководства компании – хищение нефтепродуктов. Хотя правоохранительные органы ведут в этом отношении серьезную работу, стало понятно, что без создания собственной службы обеспечения безопасности продуктопроводов «Транснефтепродукту» не обойтись. Но ее эффективность во многом зависит от оснащения трубопроводов современными системами обнаружения утечек. Сейчас ими оборудовано около 5 тыс. км – всего четверть «трубы» монополии.
Аналитики полагают, что реализация новых проектов позволит и «Транснефтепродукту» укрепить свой статус. Прежде считалось, что монополия скорее ориентирована на внутренний рынок, и потому она не слишком интересовала нефтяников. Теперь ситуация начала меняться. Сам факт, что нефтяники уже гарантировали «Транснефтепродукту» загрузку новых магистралей после их ввода в эксплуатацию, говорит о том, что в рядах компаний произошла смена настроения – теперь они заинтересованы в быстрых темпах строительства новых веток и будут поддерживать начинания монополии. Впрочем, заинтересованность нефтяников имеет чисто экономическое объяснение: по оценкам аналитиков, экспорт нефтепродуктов по трубе гораздо выгоднее железнодорожной транспортировки как минимум на 30%.
Новые стройки имеют и большое политическое значение – построенные магистрали укрепят экспортную независимость страны. Так, ввод ветки «Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск» позволит экспортировать бензин и дизельное топливо в Европу с НПЗ Башкирии, Нижнего Новгорода, Нижнекамска, Перми, Омска, Ярославля и Киришей, минуя все республики бывшего Союза. А значит, тарифные сборы останутся внутри страны, а не пойдут соседям, как раньше.
Прямой выход российского топлива на европейский рынок важен еще и потому, что, в отличие от постоянно колеблющихся цен на нефть, цены на светлые нефтепродукты вот уже несколько лет стабильно растут.
«Принятые в правительстве решения еще раз подтверждают высокий государственный статус проекта», – считает вице-президент «Транснефтепродукта» Светлана Сидорова.
После ввода в эксплуатацию нового магистрального продуктопровода объем перекачки топлива в направлении порта Приморск достигнет 10 млн. тонн в год. В дальнейшем, при необходимости, пропускная способность на этом направлении может быть увеличена в 1,5–2 раза.
Не секрет, что трубопроводная сеть «Транснефтепродукта» создавалась под систему жесткого централизованного планирования. Когда она рухнула, многие связи разрушились или стали очень неустойчивыми. По большому счету сейчас «Транснефтепродукту» нужно создавать новый механизм взаимодействия с нефтяными компаниями, потребителями и властями регионов. Насколько это удастся, покажет время. Если же все задуманное руководству «Транснефтепродукта» удастся воплотить, сравнительно небольшая компания имеет шанс в будущем стать законодателем правил игры на нефтяном рынке и получить такой же сильный рычаг влияния, как и «Транснефть».



Партнеры