Битва за немалую землю

Олег ТОЛКАЧЕВ: “Москву надо продавать на рынке!”

  Настольная книга первого заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя Комплекса по имущественно-земельным отношениям Олега Толкачева — Земельный кодекс. Олег Михайлович знает его наизусть, как, впрочем, и остальное земельное законодательство. Вопросы, связанные с покупкой-продажей земли, впервые с дореволюционных времен стали в Москве актуальными.
    
     — Олег Михайлович, в связи с вступлением в силу кодекса и ряда законов о местном самоуправлении в Москве придется проводить серьезный земельный раздел. Как власти собираются делить землю города на российскую собственность, муниципальную и районную?

     — Постойте... Никаких районных земель не будет. Надо внимательно читать законы. Вопросы разграничения прав собственности прописаны сразу в нескольких федеральных актах. И для Москвы и Санкт-Петербурга сделаны исключения: здесь земли будут делить не на три, а на два уровня — федеральную и государственную собственность города. Конечно, Москва может принять решение выделить районам земли из своих владений, но обязать нас это делать никто не может.
     — Но ведь и на два уровня поделить московскую землю наверняка непросто.
     — Да, тут есть ряд спорных моментов. В одном законе говорится, что России должны принадлежать земли, на которых находятся предприятия и ведомства, до приватизации бывшие федеральными, а субъекту Федерации — муниципальные. Но опять же — к Москве это не относится. По Закону о статусе столицы в собственности Москвы находится вся земля за исключением участков, на которых расположены органы госвласти. Получается, земли, где находятся российские министерства, ведомства и уж тем более предприятия, — собственность Москвы. Решение о разделе земель будет принимать Правительство России — сейчас этим вопросом занимается согласительная комиссия. Но даже если она примет решение не в нашу пользу, мы обратимся в Конституционный суд.
     — Это очень принципиальный вопрос для Москвы? Потеря земель чревата серьезными убытками?
     — Для Москвы это важно, так как земельные платежи приносят колоссальные доходы. В прошлом году их объем по столице составил 6,1 миллиарда рублей, в то время как вся остальная Россия “заработала” на земельных платежах лишь 3,9 миллиарда. В Москве собирать платежи проще: у нас составлен кадастр, в котором содержится описание всех земельных участков города — их границы, история, недвижимость, форма собственности.
     — Но ведь имущество районам все-таки придется передавать. Не попадут ли в собственность управ школы, детские сады и другие социальные учреждения?
     — С 2003 года у районов появятся свои бюджеты. И у них будет возможность получить собственность. На первое время они смогут выкупать за свои средства какие-то здания и прочее имущество — если позволит город. Кроме того, город по своему усмотрению может что-то передать им бесплатно. Возможно, появятся дарители, которые решат, например, завещать району свою квартиру. Но о передаче школ и детских садов речь пока не идет и в ближайшие года два идти не будет.
     — В Москве теперь разрешена частная собственность на землю. Непонятно только, что после всех разделов можно будет продавать.
     — Будет составлен специальный кадастр. Уже очевидно, что туда войдут земли, которые выставлялись для продажи на аукционе в Зеленограде, а также ряд подготовленных к продаже участков в “Москва-Сити”. Есть и другие варианты, но говорить о них пока рано: в Москве еще нет закона о платном землепользовании, который мы будем обсуждать на заседании правительства 25 июля. До принятия этого закона никаких аукционов не запланировано. Опасаться продажи земли не стоит: собственники не смогут делать на своих участках все, что захотят. Земли будут продаваться только под целевое назначение, а условия типа “строительство четырехэтажной бани” будут оговорены уже в конкурсных документах.
     К тому же далеко не все участки в Москве в принципе могут быть проданы. Нельзя продавать участки, которые запрещено приватизировать, земли, изъятые из оборота: заповедники, земли, предназначенные для нужд транспорта, связи, объектов космического производства, земли, где находятся здания ВВС, военные суды, — список большой. А еще нельзя продавать земли, определенные Генпланом города под строительство транспортных структур, коммуникаций. Таких земель в столице — большинство. Так что разговоры о том, что завтра продадут жилой микрорайон, Третье кольцо или Красную площадь, не имеют под собой основы.
     — Главный вопрос: сколько будет стоить земля?
     — В Законе о введении в действие Земельного кодекса говорится, что цена на землю не должна превышать 5—30-кратной ставки земельного налога — это сущие копейки. Но для Москвы могут сделать исключение. Ведь сейчас рыночная цена земли в центре доходит до 7 миллионов долларов за гектар, за Садовым кольцом — 0,5—1 миллион за га.
     — В “МК” часто звонят владельцы московских частных домов с вопросом, что выгоднее: оформить участок в частную собственность или в аренду. Те, кто идет первым путем, сетуют, что с них дерут бешеные деньги...
     — Согласно новому Земельному кодексу владельцы частных домов (в том числе и в Москве) имеют право на одноразовое оформление земельного участка в собственность бесплатно. А что касается других расходов, то пока земельный налог и арендная плата для частных домов, установленные правительством Москвы, примерно равны. Что будет дальше — покажет федеральный закон, который сейчас разрабатывается. Планируется введение единого налога на недвижимость — сейчас же налогом облагается земля отдельно, а строение отдельно.
     — А какова ситуация с разделением памятников на федеральные и городские?
     — Сейчас над внесением изменений в российский Закон о культурном наследии народов России (в просторечии — о памятниках), который был отклонен Советом Федерации, трудится согласительная комиссия. Дело в том, что закон смешивал два понятия: о форме собственности и об уровне значения памятников в шкале мировых ценностей. Вот простой пример: Тверская, 13, дом бывшего генерал-губернатора Москвы, когда-то выкупленный управой у частника в городскую собственность, сейчас является памятником федерального значения, но принадлежит городу. И сейчас в столице 1330 памятников принадлежит Москве, а 894 — России. В то же время из них лишь 393 — памятники городского значения и 1831 — федерального. То есть в городской собственности находится почти тысяча памятников федерального значения. И мы не собираемся просто так дарить их или отдавать. Вы поймете почему, если сравните полуразвалившийся Дом Пашкова, принадлежащий России, и процветающую галерею Шилова, принадлежащую городу, — они находятся через улицу. Если бы нам отдали Дом Пашкова, отвечаю: через год он был бы доходным. А так он простаивает уже десять лет. А федеральные власти хотят поступить просто: вместо того чтобы сделать ремонт в своей квартире, отнять у соседа квартиру с евроремонтом...
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру