Куй железо!..

Лицо поэта обработали с помощью молота

10 июня 2002 в 00:00, просмотров: 559
  Тихая дачная Салтыковка стала в эти дни местом сбора “металлистов” и “огнепоклонников”. Вы сообразили, о ком идет речь? Для непонятливых сформулирую по-другому: сюда, в подмосковный поселок, съехались истинные наследники самых распространенных в России фамилий — Кузнецовых и Ковалевых... Опять не ясно? Ну тогда вынужден прибегнуть к “казенному” языку официальных документов: 8 июня на территории Музея кузнечной науки и техники начался Первый конкурс России по художественной ковке.
  
   Как известно, каждый человек — кузнец своего счастья. Но те, кто приехал поучаствовать в конкурсе, куют собственное счастье в прямом смысле слова. Раскаленный кусок металла — на наковальню, тяжелый молот — в руку, и... Процесс пошел!
     Всякого зрителя-дилетанта, оказавшегося на территории музея, где проводится это “состязательное мероприятие”, удивляет вопиющее несоответствие между выставочной частью конкурса (там размещены для оценки членами жюри уже готовые произведения участников) и демонстрационной работой кузнецов в мастерской, оборудованной на заднем дворе. Как увидишь там тяжелые молоты, угловатые наковальни, большущие шипцы-клещи; как взглянешь на груду неподатливых металлических прутьев, сваленную в углу... Не-е! Вот этим из этого никаких “художественных тонкостей” сотворить нельзя! Однако, пройдя буквально несколько десятков шагов, убеждаешься, что для настоящего кузнечных дел мастера ничего невозможного не существует: перед главным зданием музея выставлены фрагменты ажурных решеток, вычурные светильники, декоративные панно... Один из участников привез даже выкованный им профильный портрет Пушкина!
     На конкурс съехались более 40 “последователей Сварога и Вулкана” — из Екатеринбурга, Рязани, Костромы, Тюмени, Суздаля, Челябинска... Умелец из небольшого уральского городка Верхняя Салда Д.Маслов продемонстрировал композицию из кованых фигурок животных. Житель Магнитогорска В.Рагушин удивил многих членов жюри, показав им очень оригинальное распятие — небольшой крест, обвитый какими-то причудливыми стеблями, гроздьями винограда. Галим Гатаулин привез из Тюмени островерхий шлем — точную копию древнерусских доспехов...
     — А где же знаменитые кованые розы, которые традиционно считаются “визитной карточкой” любого мастера художественной ковки? — поинтересовались мы у президента Союза кузнецов России Ю.Зимина.
     — В прошлые годы на наших праздниках-фестивалях действительно много всяких кованых цветов можно было увидеть, — рассказал Юрий Анатольевич. — Существовала даже такая традиция: каждый участник соревнований должен продемонстрировать свое мастерство, изготовив прямо на глазах зрителей такую чудо-розу... Но повторяться из раза в раз не хочется. Ведь наши российские кузнецы способны делать куда более оригинальные вещи. Достаточно посмотреть на выставленные здесь сегодня конкурсные произведения!
     ...В “тыловой” части музейной территории мастера, сменяя друг друга, колдовали возле мерцающих огнем горнов и звонких наковален — трудились над созданием всяких подсвечников, узорчатых кронштейнов... А репортеров “МК” при взгляде на них мучил вопрос: если бы, к примеру, было дано задание из литературной классики — подковать блоху? Справились бы?
     — Насчет блохи — это, конечно, чересчур, — улыбнулся Юрий Зимин. — А вот куриное яйцо подковать вполне возможно. Что и доказал один из умельцев, челябинский кузнец Еремин. Однажды он привез к нам в музей удивительный экспонат: цельную скорлупу обыкновенного куриного яйца, на поверхности которого миниатюрными гвоздиками закреплены 24 маленькие подковки!
    


    Партнеры