Ни один пианист не погиб под роялем

Конкурс им. Чайковского близится к финалу

18 июня 2002 в 00:00, просмотров: 266
  Тихо подобрался к финалу XII Международный конкурс им. Чайковского. Сегодня в завершающий, третий тур вступают пианисты, скрипачи и виолончелисты. Однако на фоне поразившей Москву спортивной лихорадки это музыкальное состязание — единственное в России имеющее мировую значимость — выпало из поля зрения общественности. На уличных экранах “игры” из консерваторских залов не транслируются.
     Похоже, чтобы засветиться, непременно требуется скандал. А такового за почти две недели, что проходит конкурс, на нем не наблюдалось. Никто из соперников не обломал друг о друга скрипичных смычков и ни один пианист не погиб под ножками рояля. Понятно: тут и на сцене, и в зале — люди культурные, а болельщики-меломаны — это вам не футбольные фанаты. Последние, правда, все же вторглись в музыкальную жизнь.
     Во время массовых беспорядков в Москве, китайский скрипач Чэнь Си получил незначительное повреждение плеча. Чтобы дать конкурсанту возможность прийти в себя, оргкомитет состязания принял решение отложить выступление скрипача до последнего дня второго тура. Чэнь Си предстал перед жюри и публикой в воскресенье вечером и играл блистательно. Еще не смолкли звуки его скрипки, как в зале раздались оглушительные аплодисменты. Согласно решению жюри во главе с Владимиром Спиваковым , Чэнь Си не только вышел в финал, но и удостоился благодарственных слов председателя жюри за “проявленное мужество и стойкость характера”. Кстати, именно Спиваков особенно ратует за чистоту и честность конкурса, репутация которого в минувшие годы была изрядно подмочена необъективностью судей. По предложению маэстро для работы жюри введена новая оценочная система. Вместо традиционной 25-балльной системы теперь на первых двух турах оперируют словами “да”-“нет”, что означает, допущен ли к следующему этапу или не допущен. Но, похоже, и этот метод далек от совершенства, коли Спиваков до сих пор сокрушается по поводу одного корейского мастера, который, по словам Владимира Теодоровича, был достоин, но не прошел на второй тур. “Надо как-то вернуться к этому вопросу”, — сетует маэстро. Он же запретил членам жюри, чьи ученики играют на конкурсе, голосовать за них, а на третьем этапе они и вовсе лишаются права голоса.
     Однако как сработает этот принцип на практике — пока затрудняется сказать даже председатель жюри пианистов Владимир Крайнев . “Эмоционально я — за, — говорит он. — Но у меня у самого двое учеников играют на конкурсе. Трудно быть честным”. Лишь жюри вокалистов во главе с Евгением Нестеренко никаких новаций не приняло. Здесь все по-старому. “Мы увидим, лучше это или хуже”, — хитро улыбнувшись, заметила Ирина Архипова .
     Предварительные итоги таковы: в финал вышли 24 исполнителя на фортепиано, скрипке и виолончели. Треть из них — россияне. Есть за кого поболеть. Особенно зная, что если в футбол мы учимся играть, то музыку давно играем первоклассно.
    


Партнеры