Новая песня о старом авто

Подпишет ли Россия приговор подержанным иномаркам?

20 июня 2002 в 00:00, просмотров: 291
  Подзабытая уже история с введением высоких пошлин на подержанные иномарки снова набирает обороты. По сведениям “МК”, сегодня на стол премьер-министра должны положить “доработанную” концепцию развития отечественного автопрома, которая — кроме всего прочего — предполагает и своеобразный запрет на ввоз старых забугорных авто.
     Похоже, что за два месяца, прошедшие после последнего обсуждения документа в Белом доме, стороны так и не смогли договориться по вопросу о введении или невведении запретительных мер.
    
Как стало известно нашей газете, документ этот, после того как был завернут Касьяновым, не претерпел кардинальных изменений. Все, что было добавлено в саму концепцию развития автомобильной промышленности, носит исключительно технический характер. Что же касается пошлин на подержанные иномарки, то их показатели почти не изменились. Так, Касьянову снова предложат подписать такое повышение пошлин на иномарки, при котором растаможка иномарки старше 7 лет для населения увеличивается почти в 2,5 раза, а для организаций — в 3—4 раза.
     Необходимость введения таких пошлин разработчики документа (Минпромнауки и Минэкономразвития) объясняют постоянным старением парка автомобилей России. По их данным, около половины легковых автомобилей в стране имеют срок службы более 10 лет (притом что в большинстве стран Европы их не более 30%). Отсюда проблемы с утилизацией, экологией, аварийностью и так далее.
     Как обычно, не обошлось и без модных слов в защиту отечественного производителя. Рост ввоза подержанных иномарок, как считают авторы документа, может привести к снижению выпуска автомобилей отечественными заводами, что уменьшит поступления в бюджеты, ухудшит экономику предприятий и, следовательно, вызовет тяжелые социально-экономические последствия. В качестве аргумента в пользу пошлин разработчики называют ряд стран с низкими доходами населения, которые ограничивают ввоз подержанных авто из-за рубежа: Молдову, Украину, Польшу, Чехию, Словению, Болгарию, Венгрию, Индию...
     До 75% ввозимых из-за рубежа подержанных автомобилей имеют стоимость от 3 до 9 тысяч долларов. Это соответствует той ценовой нише, в которой на нашем рынке продаются автомобили, выпускаемые отечественными производителями. Как предполагается, уменьшение ввоза таких импортных автомобилей будет компенсироваться увеличением поставок российских заводов.
     Правда, отечественные заводы вряд ли смогут собственными силами заполнить эту нишу. Для этого нужны инвестиции и помощь иностранных автогигантов. А вот тут-то и начинаются разногласия между Минэкономразвития и правительством.
     В Белом доме согласны с тем, что защитные меры необходимы. Только Касьянов заявляет, что сейчас в России защищать некого. Именно поэтому следует выждать несколько лет, в течение которых в страну придут иностранные автомобильные концерны и возродятся отечественные заводы. Сначала они станут производить конкурентоспособную продукцию, а уж потом можно и пошлины на подержанные иномарки обсуждать. Срок ожидания колеблется в пределах 3—4 лет.
     Однако в Минэкономразвития так не считают. Как сказал “МК” руководитель Департамента инвестиционной политики министерства Сергей Баев, пошлины должны быть введены в первую очередь. Баев считает, что без создания благоприятного инвестиционного климата роста отрасли ждать не стоит. Иностранным автогигантам сейчас гораздо выгоднее ввозить в Россию новые сверкающие иномарки, нежели налаживать их производство внутри страны. А как только заработают “ограничители”, иностранцы просто вынуждены будут прийти и осесть на российском рынке. По прогнозам, вновь активизируется “Рено”, создадут новые проекты “Фольксваген”, “Фиат”, а также концерны из Японии и Южной Кореи. Как подчеркнул Баев, в результате этих мер на российских предприятиях с участием зарубежных инвесторов выпуск легковых автомобилей может быть увеличен в 2005 году в два раза — до 300 тысяч.
     Однако замруководителя аппарата российского правительства Алексей Волин в беседе с корреспондентом “МК” заметил, что, несмотря на длинные дискуссии, позиция правительства по этому вопросу не изменилась. “Ввести пошлины без развития производства и притока инвестиций на этот рынок — невозможно. А то у нас часто получается: пошлины есть, а автогигантов все нет. Да и вообще эти все разглагольствования — на уровне ковыряний в носу. Пусть они (Минэкономразвития. — Е.З.) сначала докажут, что мировые автоконцерны согласны наладить у нас производство качественных авто или уже что-то начали делать. После этого можно будет говорить и о введении защитных мер”, — подчеркнул он.
     Будет ли на этот раз подписана концепция развития автопрома, предсказать сложно. В Минэкономразвития считают, что скорее да. Хотя нужно учесть еще и тот момент, что само по себе это решение является непопулярным. Введение запретительных пошлин на подержанные иномарки вряд ли обрадует народ и прибавит рейтинга премьер-министру. В некоторой степени еще и поэтому документ никак не может “обзавестись” автографом Касьянова...
    




Партнеры