Береги автомобиль

  В среднем по Москве за сутки угоняется от 25 до 35 автомобилей. То есть по 1000 в месяц. Но, как отмечают сами милиционеры, во втором полугодии 2002 года следует ожидать всплеска количества угонов (краж, грабежей и разбойных нападений на водителей). Во-первых, по многолетней статистике, летом и осенью традиционно возрастает число похищений авто. Плюс в столице наметилась общая тенденция к увеличению автоворовства.
   
     Среди автомобилистов существует немало мифов на тему угонов. Можно долго “ломать копья”, выясняя, какой из них наиболее правдив. Истина, как обычно, будет болтаться где-то посередине, и самое лучшее — делать какие-то выводы, опираясь на информацию, взятую не из досужих разговоров всезнаек в курилке, а исходя из фактов и цифр, полученных из реальной жизненной практики (желательно чужой). Новое автомобильное приложение к “Московскому комсомольцу” — “МКмобиль” — вот уже четыре месяца ЕЖЕНЕДЕЛЬНО анализирует ситуацию с автоугонами в столице. Так что кое-какими наблюдениями поделиться мы уже можем.
Главный миф
     От угона нет приема: если кто задумает всерьез украсть твой автомобиль, то его уже ничто не спасет.
 
    Данное утверждение верно лишь отчасти. По оперативным сводкам, 35—40 процентов из всех похищенных автомобилей в столице не были оснащены ни сигнализацией, ни противоугонными механическими блокираторами. Следовательно, чуть ли не добрая половина потерпевших автовладельцев сама виновата в произошедшем угоне. Одной из причин такого халатного отношения к своей собственности является общее заблуждение, что воруют в основном новые автомобили. Практика показывает — ничего подобного.
     Среди угнанных отечественных машин на долю авто, которые старше трех лет, приходится 30—45 процентов, среди иномарок похищается 75—85 процентов старья. Хотя назвать “Ауди А6” выпуска 1998 года откровенным хламом как-то язык не поворачивается. Но даже на такие дорогие автомобили их владельцы не устанавливают никаких дополнительных охранных систем, уповая лишь на штатную противоугонку, которую разбойники уже давно научились с легкостью обходить и нейтрализовать. Кстати, по нашему еженедельному рейтингу угонов, “А6” дважды занимала лидирующие позиции и почти всегда находится в тройке призеров. Вторая модель иномарки, находящаяся на сегодняшний день в фаворе у автоугонщиков, — это “Фольксваген Пассат”. Примечательно, что большинство автомобилистов (даже журналисты “МКмобиля” поначалу), беседуя по поводу суперпопулярности “Пассатов” у автоворов, естественным образом подразумевали автомобили 2000—2002 года выпуска. На самом деле, из всех похищенных автомобилей данной марки лишь 3—5 процентов — действительно новые машины, все остальное — утиль начала — середины 90-х. Понятно, что у владельцев таких “рыдванов” ослаблено внимание к охране собственного автомобиля. Угонщики же прекрасно это чувствуют и пользуются. Всегда балансируя между степенью риска и финансовой выгодой. Примеров выше крыши.
Смена тенденций
     В начале этого года одной из самых популярных по угону машин была “двенадцатая” модель “ВАЗа”.
     Стандартная ситуация. Добропорядочный гражданин покупает в солидном автосалоне модный ныне автомобиль “ВАЗ-2112”. Но радоваться обновке приходится недолго. Через несколько недель машина бесследно исчезает. А остается чувство недоумения: “Как? Ведь машина была на сигнализации, с активированным штатным иммобилайзером, а ее угнали за 10—15 минут, когда я отошел в магазин”. Объясняем: человек стал очередной жертвой недобросовестного отношения к своим клиентам того самого солидного автосалона, где он и приобрел автомобиль. В подавляющем большинстве продаваемые в московских салонах автомобили оснащаются сигнализацией так называемым поточным методом. Алгоритм монтажа на все машины одинаковый до безобразия. Все делается под копирку, так что у некоторых моделей сигнализаций (даже дорогих) для упрощения процесса установки не активируются заложенные в нее штатные функции. То есть защита работает лишь на половину своих возможностей (хотя клиент платит по полной программе). Но это еще полбеды. Московским автоворам уже давно и очень хорошо известно, какие фирмы (особенно крупные), как и по какой технологической схеме производят установку сигнализации. Информация о методе монтажа охранной системы позволяет за считанные минуты угнать практически любой автомобиль. Кстати, рекламная наклейка фирмы, торгующей автомобилями, на заднем стекле или на номерном знаке — не что иное, как информационный маячок для бандитов. Название фирмы дает возможность с большой долей точности сделать предположение, какая на автомобиле установлена сигнализация и по какой схеме она смонтирована.
     Самый пик по угонам “двенадцатых” пришелся на февраль-март, сейчас наблюдается некоторый спад. То ли автосалоны устали принимать жалобы от своих пострадавших клиентов и начали работать на совесть, то ли народ стал поумнее и монтирует сигнализацию в эксклюзивном варианте. И, видно, почувствовав, что основной контингент владельцев “ВАЗ-2112” стал более серьезно подходить к защите своего авто, угонщики в апреле-мае сместили акценты: абсолютными лидерами нашего рейтинга стали “девятки” и “девяносто девятые”.
     Но, как показывает практика, спасти свой автомобиль от угона можно. На редакционный автомобиль “ВАЗ-2112” были совершены уже две угонные атаки. В первый раз угонщики, видно, были молодыми да ранними. Им не удалось даже открыть двери, и они со злости ударом ноги помяли переднее крыло. Вторые жулики попались более грамотные: аккуратно вскрыв двери, обследовали салон и ретировались, убедившись, что с охранной системой ценой в 900 долларов им не справиться. Дважды атаковали и личную “десятку” нашего корреспондента, но преступникам удалось лишь выпотрошить все “мозги” сигнализации и раскидать их вокруг машины, но не завести ее. У угонщиков логика проста: зачем рисковать и “воевать” с серьезной противоугонкой, когда рядом полно машин без сигнализаций? Так что кражам и угонам противостоять вполне возможно — было бы желание. Другое дело грабеж или разбой, где при похищении автомобиля одним из действующих лиц является сам автовладелец.
Разбойная рулетка
     От разбоя и грабежа никто не застрахован. В Москве за четыре месяца зафиксировано 47 разбойных нападений и грабежей.
     На автовладельцев отечественных машин нападают в основном молодые 16—19-летние отморозки. Основная цель разбоя — отнять деньги у водителя, автомобиль же захватывают до кучи. Как правило, это недорогие авто, подержанные “пятерки”, “шестерки”, “Волги”. На владельцев дорогих иномарок и новеньких “ВАЗов” молодежь нападать боится: мало ли на кого нарвешься. Как правило, потерпевших просто выкидывают из автомобиля, иногда “пакуют” в багажник, но редко дело доходит до поножовщины и удушения. Если водителю удается вырваться из лап негодяев и оперативно обратиться в милицию, то в большинстве случаев, как это ни странно, разбойников удается задержать по горячим следам. Основная доля таких задержаний, 80 процентов, приходится на местных сотрудников патрульно-постовой службы. Особо в этом плане отличаются Юго-Западный и Южный округа столицы. Но если с малолетками правоохранительным органам хоть как-то удается совладать, то перед матерыми бандитами наши милиционеры практически полностью бессильны.
     Основными “клиентами” разбойников со стажем становятся владельцы крутых иномарок. Схема действий: автовладелец захватывается вместе с автомобилем, далее на какой-то срок он изолируется от общественности (лес, подвал, собственный гараж). Далее по рукописной доверенности автомобиль перегоняется в укромный уголок (задержать такое авто не сможет ни один постовой ГИБДД, ведь все документы в порядке), где в спокойных условиях совершается предпродажная подготовка машины (новые документы, перебитые номера). Тенденция последних лет — увеличение количества нападений на женщин. Единственное милицейское подразделение в Москве, которое регулярно задерживает серийных налетчиков на автовладельцев, — 7-й отдел МУРа (до 40 и более организованных группировок в год).
Забытое старое
     По информации авторитетных источников из правоохранительных органов, многие автовладельцы, у которых угнали дорогую иномарку, наотрез отказываются подавать заявление в милицию по факту хищения. Точных официальных данных нет, существует лишь осторожное предположение, что в милицейские сводки попадает лишь 70 процентов из всех угнанных иномарок; 30 процентов остается, так сказать, за кадром. Цифра взята не с потолка, а базируется на объективном увеличении количества преступлений, связанных с похищением автомобиля с целью возврата за “вознаграждение”.
     Данный вид преступления особенно характерен для отдаленных регионов России. Например, еще в 1999 году проведенный опрос сотрудников криминальной милиции УВД г. Барнаула, занимающихся борьбой с кражами и угонами автотранспорта, показал, что около 70% похищенных престижных иномарок преступники возвращают потерпевшим за денежное вознаграждение, раскрывать же удается только единицы из указанных преступлений.
     В 2002 году возврат краденого автомобиля за вознаграждение становится все более популярным бизнесом и в столице. Именно бизнесом. Так, в Первопрестольной существует несколько фирм, которые на официальной основе распространяют через СМИ объявления людей, у которых угнали автомобиль, о назначении ими вознаграждения за возврат похищенного. Существуют даже более-менее четкие расценки: 1000—1500 долларов за отечественный автомобиль, 5—10 тысяч долларов и выше — за иномарку. Наличие таких контор минимизирует риск преступника быть задержанным милицией практически до нуля. В приватной беседе руководитель одной такой рекламной фирмы откровенно признался, что 70—80 процентов звонков с ответной реакцией на объявления поступает от посредников угонщиков и даже оперуполномоченных.
     Кстати, столичные милиционеры расходятся во мнении, увеличивается ли количество скрытых угонов с последующим вымогательством денег за возврат автомобиля. Одни это подтверждают, другие категорично сей факт опровергают, утверждая, что такая волна прошла в середине девяностых. Но ведь, как говорится, все новое — это хорошо забытое старое.
    
     Седьмой отдел МУРа по праву можно считать одним из самых элитных подразделений столичной милиции. Только сотрудников этого отдела действительно боятся автоворы. Попав на “крючок” “семерки”, еще ни один разбойник не смог уйти от правосудия. Все свои дела сыщики доводят до суда. В сборе доказательной базы против автоворов им нет равных в столице. Жаль, численность отдела не так велика, и их на всех не хватает.
    
     В век высоких технологий и цифровых систем основным инструментом для взлома автомобилей у воров остаются тривиальные отмычки разного калибра и формы. Изготавливается “шило”, как его называют сами бандиты, из высокопрочной стали. Сменные наконечники вытачиваются под замок конкретной модели автомобиля. Универсальность ключа такова, что с его помощью можно вскрыть и завести двигатель практически любой машины.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру