За 800 р. тренеры работать не будут

  Лишь 8 июля состоится заседание исполкома РФС, на котором, надеемся, будет представлен новый руководящий штаб нашей команды. А пока отдуваются старые начальники, и в первую очередь старший, пока еще, тренер сборной России Михаил Гершкович. Его домашний и служебный телефоны осаждают по сей день. Все желают поговорить с человеком, который был участником чемпионата мира и ответственен за выступление России. Чтобы удовлетворить вполне естественное любопытство, “МК” организовал прямую линию. Было задано несколько десятков вопросов. Вашему вниманию — ответы на самые интересные и наиболее часто встречавшиеся.
    
     — Анатолий из Волоколамска. Хочу выразить благодарность редакции за встречу с вами. И вам — за мужество. Все-таки непросто выходить на люди в такой вот момент. Я болельщик со стажем, вы мне запомнились как игрок, искавший удачу у чужих ворот, пропагандировали атакующий футбол. Готовы ли начать работать самостоятельно, есть ли какие-нибудь предложения?

     — Приглашений нет. Но я на самом деле готов поработать на клубном уровне.
     — Может ли исполком российского футбола принять решение, запрещающее совмещение должностей в клубе и в сборной?
     — Во всяком случае, я на это очень надеюсь.
     — Что нового открыли вы для себя на этом чемпионате мира?
     — Футбол уже достиг совершенства, и отыскать что-то новое чрезвычайно трудно. Но скажу, что этот чемпионат стоит особняком прежде всего с точки зрения климатических условий. В Японии, например, беспокоили не столько жара и влажность, сколько перемена давления по нескольку раз в день. Это очень сказывается на физическом состоянии игроков. Было заметно, что тот, кто сильней физически, тот и выигрывает. Отсюда — результаты. Чемпионат показал, что хорошее функциональное состояние команд и есть залог победы.
     — Константин Васильевич, инвалид войны I группы. Болею за “Спартак” с 37-го года. Скажите, Михаил Данилович, что случилось с нашей командой?
     — Конечно, результат, который мы там показали, нельзя назвать удовлетворительным. Все огорчены. Основная причина — команда не была хорошо подготовлена, а в условиях японского климата на первый план выходит функциональная подготовка.
     — Не было ли каких-то сил, повлиявших на выступление команды, на ее настрой?
     — Нет, никто в нашу работу не вмешивался. Команду мы сумели уберечь. Надо искать причины в ошибках тренерского состава, а не в каких-то потусторонних деяниях. Сейчас необходимо проанализировать произошедшее, чтобы люди, которые придут работать после нас, этих ошибок уже не повторяли.
     — Мы верим нашим тренерам. А вот игрокам? Некоторые играли, а некоторые, извините, ходили пехом...
     — Да, я согласен, но у них просто не было сил. Плохо мы их подготовили.
     — Я вам желаю: перестройте нашу команду так, чтобы мы наконец радовались! Будьте здоровы! Всем ребятам привет!
     — Гугель Александр, Москва. Здравствуйте. Мне показалось, что не только в футболе, но и во многих игровых видах спорта сквозит какая-то бесхарактерность. Ведь когда нет физических кондиций и должного технического оснащения, иные на характере побеждают. Вот все сетуют, что у нас нет детского футбола, что нет денег. Не думаю, что в Сенегале и Коста-Рике больше детских школ, что там в футбол вкладываются огромные деньги. Но тем не менее люди играют и проходят в какие-то следующие этапы. И последнее, я знаю, что вы против приглашения иностранных тренеров в сборную России: мол, не поймут наш менталитет. Но кого нам приглашать? Олег Романцев, который считается лучшим тренером и доминирует на внутреннем фронте, на международном ничего выиграть не может — ни со сборной, ни со “Спартаком”. Что же говорить об остальных? Кого ставить: Газзаева, Семина, которые связаны с клубами?

     — По поводу характера я полностью с вами согласен. Я в свое время играл и учился на опыте старших товарищей. Здесь нужно сказать, что не все смогли в полной мере, когда тяжело, когда непростой климат, переломить себя и сыграть “через не могу”. Что касается Сенегала и Коста-Рики, то там совершенно другие климатические условия, которые позволяют играть в футбол круглый год и строить на каждом шагу спортивные площадки. Кстати, в Сенегале к футболу относятся очень серьезно. Вложены приличные деньги, приглашены квалифицированные специалисты из Франции. И вот результат — все игроки сборной Сенегала выступают в сильных профессиональных клубах Франции. В Бразилии, как ни странно, средств в футбол вкладывается меньше, но на каждом пляже играют дети, с тех пор как начинают ходить. Это их призвание, они понимают, что только через футбол могут себя проявить. А вспомните, сколько у нас существовало детских организованных турниров, таких, как “Кожаный мяч”, сколько детских команд было в районах, городах, при ЖЭКах? И все они финансировались государством. Детский тренер получал 250—300 рублей, мог содержать семью. Сейчас его оклад 800—1000 рублей, кто же будет работать? Без государственной поддержки мы не сможем возродить футбол.
     Теперь об иностранном специалисте. Что он сможет? Функционально подготовить игроков — нет. Времени перед играми слишком мало. Создать психологический климат — нет. Для этого как минимум нужно хорошо знать язык и русскую душу. Не всегда деньги определяют успех, иногда просто ласковое слово, умение расположить к себе человека, зная черты его характера, действует намного сильнее. Мое мнение — России нужен свой тренер. Как это сделать? Например, перекупить у клубов Семина или Газзаева. Сейчас “Локомотив” с ЦСКА возглавляют таблицу, и не случайно. В этом — тренерская заслуга. Давайте проведем мысленный эксперимент. Вот в прошлом году чемпионат Италии закончили на первых двух местах “Ювентус” и “Рома”. Давайте поменяем тренеров — Газзаева и Семина отправим в Италию, а Липпи и Капелло — в Россию. Что будет?
     — Я считаю, что “Рома” и “Ювентус” просто вылетят.
     — Я так не считаю, потому что они укомплектованы выдающимися футболистами. Когда лет 5 назад я ездил с группой специалистов на стажировку в Италию, мы обратились к Липпи с просьбой поделиться опытом функциональной подготовки. Он сказал: “Дорогие мои, вы что-то перепутали, это я учился по конспектам ваших Лобановского и Зациорского”.
     — У нас так никто не работает, физическая подготовка — небо и земля по сравнению с зарубежными командами. А на футбол много людей не ходят потому, что смотреть не на что. Мы же выдвигаем хулиганство как главный фактор непосещения стадионов.
     — Я с вами согласен. Хотя, если брать тренировочный процесс западного клуба и нашего, мы тренируемся в два раза больше. А толку вдвое меньше. Все потому, что уровень мастерства и профессионализма их игроков значительно выше.
     — Ну а турки почему выигрывают? Ведь у них нет выдающихся звезд!
     — Сказывается отношение к футболу со стороны государства. В Турции настоящий футбольный бум. Огромные деньги вкладываются в развитие футбола, начиная с детского.
     — Может быть, собраться футбольной общественности, тренерам — и бывшим, и нынешним — и выработать программу?
     — В том-то и дело, что программа есть. Но нет, видимо, денег на ее финансирование. Хотя возможны всякие варианты. В некоторых странах есть поблажки с точки зрения облегчения налогового бремени для бизнесменов, которые вкладывают деньги в футбол. В частности, в Чехии, Китае. У нас пока и этого нет.
     — Михалев Петр. Мы возлагали большие надежды на Сычева, а его держали на лавке...
     — Это вопрос тренерской тактики. Если бы мы Сычева выставляли с первых минут матча, когда соперник был свежий, то он не так бы себя проявил. Мы правильно делали, что выпускали Сычева во втором тайме, когда чужие защитники уставали. И, выходя на измотанного соперника, он демонстрировал свои лучшие скоростные качества. В данном случае наша тактика сработала.
     — А не усилил бы игру команды Филимонов? Тем более Нигматуллин в течение всего года, как перешел в итальянский клуб, не имел практики.
     — У нас к Нигматуллину нет никаких претензий, он сыграл на очень хорошем уровне. И ни в одном пропущенном голе не виноват.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру