Через тренера—к звездам

Итоги футбольного Кубка мира-2002

  Вот уже девять дней, как мы живем без чемпионата мира. Без сборной России в качестве его участника — намного дольше, почти месяц. Столько же — без тренера, поскольку Олег Романцев со всем руководящим штабом подал в отставку сразу после окончания игры с бельгийцами. И с тех пор не было для нас вопроса более насущного, более трепетного, более значительного, чем главный тренер главной команды. В пример ставили тех, кто запомнился по Японии и Корее. На волне успехов Хиддинка или Метсю требовали иностранца и для России.
    
     Но с тренером сборной России уже все ясно, и нет смысла возвращаться к этой теме. XXVII чемпионат мира дал богатую пищу для рассуждений иного рода — о роли тренера в заметно изменившихся за последние годы сборных. Речь даже не о методах подготовки к большим турнирам и не о технико-тактическом содержании. Рулевой национальной команды — фигура особенная, с некоторых пор она с трудом вписывается в общепринятые представления о тренерском ремесле. С каждым годом времени на сборы перед матчами и турнирами все меньше, а напряжение из-за насыщенности международного календаря все выше. Уже не работают старые методические пособия и алгоритмы. Тренировочные конспекты прежних лет на новый лад не перепишешь. Приходится крутиться каждому, кто как может.

Только Турция Шенола прибавляла от матча к матчу

     Какова роль тренера в успехе той или иной команды, установить не так уж легко. Если подстерегла неудача, тут вроде бы все ясно: виноват руководитель. Когда приходит успех — лавры победителей обычно делят на всех. Но добраться до истины, кто же все-таки — игроки или тренеры — в большей степени олицетворяет победы, удается не всегда. А очень хочется, особенно тем, кто привык раскладывать футбольное действо по полочкам. Копнуть поглубже на этот раз захотелось многим. Ведь после 64 трансляций из Японии и Южной Кореи каждый из нас вправе считать себя большим докой по части футбола.
     Изложу свой взгляд на события июньских дней с позиции телезрителя, наблюдавшего за ними так же, как и вы, из дома или с работы.
     Возвращаясь к общей оценке тренерской деятельности на чемпионате мира, замечу, что журналисты (и я в том числе) вынуждены судить исключительно по конечному итогу работы. Мы видим только матчи, а тренировки, теоретические занятия и вся подготовительная программа остается вне поля нашего зрения. Такова специфика больших турниров, где в секрете держится любая мелочь, и лишь редкие открытые, но ни о чем не говорящие тренировки выставляются напоказ. С другой стороны, так ли важны все эти нюансы, если хорошо известны основные параметры: турнир краткосрочный, очень насыщенный, почти в каждом матче нужно побеждать, а на подготовку к играм совсем мало времени. В ситуации, когда спортсмены приезжают в сборные после труднейшего клубного сезона, только выдающийся физиолог может распределить тренировочные нагрузки таким образом, чтобы команда набирала форму от матча к матчу, не рискуя провалить начальный отрезок турнира.
     Из 33 главных тренеров (если иметь в виду, что шведами руководили сразу два) с этой задачей на “отлично” справился только турок Шенол. Его команда действительно играла все мощнее и мощнее, хотя в товарищеских мачтах перед началом чемпионата мира выглядела едва ли не самой слабой по физическим кондициям. Но после еще не очень внятной игры с Коста-Рикой турки заиграли так, что буквально не давали дышать соперникам. Китай был смят, Япония лишена пространства для маневра, Сенегал остался без мяча. И только Бразилия оказалась не по зубам. Но вовсе не потому, что была в лучшем игровом тонусе. Просто это Бразилия.

Метсю после побед выпивал с игроками

     К категории команд, где явно ощущалась тренерская рука, отнесу еще несколько: Сенегал, Корею, Ирландию, Соединенные Штаты. Склонен предполагать, что ни одна из них не произвела бы того впечатления без Метсю, Хиддинка, Маккарти и Арены. Каждый брал чем-то своим, особенным. Например, француз Метсю, в распоряжении которого находились исключительно те сенегальцы, которые играют у него на родине, умело развил их заметно возросший за последний год потенциал. Хотя при этом вел не самый подходящий, по нашим представлениям, образ тренерской жизни. Говорят, даже выпивал после побед вместе со своими парнями. И не пиво, а напитки покрепче. И выглядел как-то совсем молодо, хотя возраст у него давно уже не юношеский. Любопытно, что родился он в один год и даже в один месяц с Олегом Романцевым...
     Голландец Хиддинк, снискавший славу самого популярного среди корейцев и получивший даже предложение стать подданным этого государства, на Метсю не похож. Он не носит длинных волос, а выглядит всегда так, словно только что сошел с подиума. Хиддинк, у которого отношения с корейскими игроками долго не складывались, сумел “поработить” их, заставив неукоснительно выполнять его установки и тренироваться, тренироваться, тренироваться. Объем предлагаемой им скоростно-силовой работы (самой сложной из футбольных упражнений) достигал 9 тысяч метров в день. Хотя считается, что вполне достаточно 4 тысяч. Не случайно корейцы выглядели свежее других в финальных отрезках матчей — дожали итальянцев, не спасовали перед испанцами.
     Ирландец Маккарти был хорош тем, что сумел передать свой энергетический заряд игрокам в самые важные минуты — ирландцы трижды сравнивали счет, когда поражение уже казалось неминуемым. И на родине, несмотря на досадный проигрыш испанцам, Маккарти был встречен как герой нации.
     Американский самородок Арена оказался незаурядным постановщиком командной игры. Мало пропускавшие в отборочном турнире американцы не только умело оборонялись, но и очень грамотно строили собственные атаки. Казалось, они шли вперед только тогда, когда хватало сил вернуться назад и в самом адекватном для быстрых контратак количестве.

Фёллер был самым везучим

     Вклад финалистов — Фёллера и Сколари — в успех главных триумфаторов турнира, с моей точки зрения, более скромен. Бразильцы тем и хороши, что даже на самых серьезных турнирах могут позволить себе сыграть в свое удовольствие. Наивно полагать, что тренер им не нужен вовсе, хотя Роналдо, Ривалдо или Роналдиньо не слишком управляемы. Их маневр непредсказуем даже для собственного тренера, не говоря уже о противниках.
     Фёллер возглавил сборную Германии и вовсе случайно. Да, его назначили главным тренером после провального Евро-2000 — но с приставкой “временно исполняющий обязанности”. Всего-то на полгода. До тех пор пока не закончится контракт с леверкузенским “Байером” у Даума. Но потом того уличили в употреблении кокаина — и Фёллер неожиданно оказался у руля сразу двух команд!.. Конечно, поначалу он оказался к этому не готов. Я сам видел, что на тренировках он присутствовал скорее в роли стороннего наблюдателя. Однако его “Байер” принялся побеждать всех подряд, и вскоре Фёллеру поручили руководить сборной на постоянной основе.
     На чемпионат мира команда пробилась через все муки отборочных состязаний. И до начала финальных игр к фаворитам вопреки обыкновению не относилась. Удивительно, но до последнего матча немцы, играя плохо, побеждали. А вот в финале, наоборот, показали приличный футбол, но уступили бразильцам с сухим счетом. В Германии Фёллер не был признан главным виновником торжества и, согласно многочисленным опросам, уступил коллегам из других сборных.
     Видимо, успех “тевтонцев” отождествляется в большой степени с особенностями немецкого менталитета: Германия была самой упрямой, неуступчивой и самой реалистичной командой — ни одного лишнего движения.

Чем Шалимов хуже Катанеца?

     Были и тренеры, чью работу нельзя оценить словами “хорошо” или “плохо”. Скажем, Катанец. Он, может быть, и виноват в том, что не нашел общего языка с игроками, что выдворил в самый неподходящий момент лидера словенцев Заховича, но для маленькой, совсем недавно возникшей на футбольной карте страны само участие в финале такого турнира — большой успех. Во всяком случае, исторических предпосылок к нему у словенцев было не больше, чем у белорусов или, скажем, литовцев. Но словенцам повезло, что среди них вырос первоклассный специалист, прошедший, будучи игроком генуэзской “Сампдории”, итальянскую серию “А”. И даже победивший в этом, самом элитном, турнире. За годы, проведенные на Апеннинах, он впитал в себя мысли таких выдающихся тренеров, как Бошков и Эрикссон. Почему бы нашим Шалимову или Юрану, прошедшим на Западе такую же богатую школу, не пойти по его стопам?
     Если говорить о том, насколько хорошо проявили себя в разных сборных иностранные специалисты, то здесь единой оценки тоже не дашь. Большинство таких приглашений себя, конечно, оправдало. И не случайно после чемпионата мира нам, вдохновленным примерами Хиддинка или Метсю, захотелось видеть в России иностранца.
     Но были и другие, менее удачливые. Немец Шефер не оправдал надежд камерунцев, серб Милутинович — китайцев. И даже блистательный швед Эрикссон не так уж далеко прошел с англичанами. Здесь иностранцы не помогли. А были команды, нуждавшиеся в заморских специалистах, но их услугами почему-то не воспользовавшиеся. Скажем, в Нигерии или Саудовской Аравии на тренеров должной квалификации дефицит еще больший, чем в России. Но там решили идти собственным путем. Что ж, может быть, они и правы.
    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру