ВЕРТОЛЕТ С ГЕОЛОГАМИ ПРОПАЛ В КОНЦЕ ПОЛЕТА

12 июля 2002 в 00:00, просмотров: 296
  Вчера к середине дня оставалась неизвестной судьба экипажа и пассажиров вертолета “Ми-6”, пропавшего без вести на полуострове Таймыр. 21 человек и машина потерялись во время перелета на остров Большевик, где планировалось осуществить смену геологической партии.
     Как стало известно “МК”, вертолет с бортовым номером 21072 авиакомпании “Таймыр” вылетел из аэропорта “Валек” в Норильске 10 июля в 13.00. Это был плановый “геологический” рейс. В ходе полета были запланированы посадки — в Диксоне, на мысе Эклипс, на мысе Челюскина, на острове Большевик, на побережье Карского моря. Расстояние между этими точками составляло, соответственно, 500, 400 и 400 километров. В Диксоне осуществлялась высадка и посадка ряда пассажиров (вертолет в этих краях — часто единственное средство передвижения, и его используют как такси). На последнем этапе на борту находились 5 членов экипажа, 4 авиатехника и 12 рабочих-геологов. Кроме того, пилоты везли буровое оборудование, продукты питания — все, что могло потребоваться специалистам геологоразведочной экспедиции (основной задачей геологов, в частности, было снятие проб грунта на Большевике). Кстати, этот же геликоптер должен был забрать на материк предыдущую партию.
     Последний сеанс связи с “Ми-6” состоялся в 14.31 в среду. Вообще в течение полета экипаж должен был докладывать о ходе путешествия. Через полчаса после очередного доклада воздушное судно должно было приземлиться в Эклипсе, но этого не произошло. Больше от экипажа не поступало никаких сведений.
     Сразу же после исчезновения воздушного судна начались активные поиски. Однако, если во время полета погода была более-менее сносной, то с наступлением четверга она сильно ухудшилась. В районе падения сгустился туман, пошел мокрый снег, и самолеты МЧС и Минобороны были вынуждены вернуться на базу, в Диксон.
     Что могло произойти с вертолетом, пока сказать сложно. Вообще вертолет “Ми-6” считается очень надежной машиной. Он совершил первый полет в сентябре 1957 года и был в то время самым большим вертолетом в мире. В 1960 году “Ми-6” стал первым в СССР вертолетом с газотурбинными двигателями, запущенным в серийное производство. Вертолет имел традиционную конфигурацию, был оснащен двумя легкосъемными крыльями небольшого размаха, которые на 20% разгружали несущий винт в крейсерском полете.
     Во время подъема тяжелых грузов эти крылья удалялись, чтобы обеспечить увеличение полезной нагрузки. “Ми-6” установил в 1962 г. не менее 14 рекордов скорости и высоты с полезной нагрузкой, причем четыре из них оставались непревзойденными до 1983 года. Всего было выпущено около пятисот таких геликоптеров, но к настоящему времени их осталось всего несколько десятков. В общей структуре вертолетного авиапарка доля действующих “Ми-6” составляет лишь 3%. Тем не менее его технические данные впечатляют и сейчас: длина — 33,18 метра, максимальная взлетная масса — 42,5 тонны, максимальная скорость — 300 км/ч, дальность действия — 620—1000 км, полезная нагрузка — 90 пассажиров или 12000 кг груза в кабине.
     Очевидно, что причиной катастрофы “Ми-6” не могли стать просто плохие метеоусловия. В качестве основной версии ЧП эксперты “МК” называют снежную бурю, сопряженную с отказом одного из двух двигателей Д-25В, и крушение при попытке совершить вынужденную посадку на авторотации. Возможно также, что произошло обледенение машины в полете. Наконец, пытаясь сесть в плохих условиях, экипаж мог элементарно потерять ориентацию и врезаться в сопку (высота холмов здесь достигает 500 метров). О перегрузке говорить не приходится. Остается также шанс, что машина все-таки не разбилась, а совершила техническую посадку и люди уцелели. Правда, не вполне понятно, почему они не выходят на связь. В комплекте оборудования на таком вертолете всегда есть резервная радиостанция Р-821, настроенная на частоту 500 Гц. Имеется на борту и достаточный запас продуктов питания, так что, если геологи и летчики живы, помощи они дождутся.
     В авиакомпании “Таймыр” отмечают, что командир экипажа 43-летний Юрий Писаренко — пилот первого класса и имеет огромный опыт полетов именно в северных регионах. В задачу авиационных техников входил осмотр вертолета на промежуточных посадках. Кстати, версию неисправности машины тоже считают маловероятной. Известен и состав бригады пропавших геологов. Это моторист А.Берестнев, рабочие В.Школа, Д.Ломакин, В.Колдорнин, О.Титаренко, машинисты бульдозера В.Савелов, А.Михайлов, О.Белобрагин, М.Воронцов, Ю.Винокуров, Ю.Ильин, а также горный инженер В.Халенев.
     Эксперты вспоминают, что у “Ми-6” не слишком богатая история авиакатастроф. Правда, в 1967 году именно на этой машине, задействованной при тушении лесных пожаров, погиб наш лучший на тот момент летчик-испытатель Юрий Гарнаев. В России же за последнюю пятилетку разбились 4 вертолета “Ми-6”, в том числе два военных. Спасатели надеются, что судьба геликоптера прояснится в ближайшее время. Впрочем, так бывает не всегда — пропавший несколько лет назад на Новой Земле военный вертолет так и не нашли.
    


Партнеры