Падение Александрийского столпа

Мечта всех питерских курсантов

13 июля 2002 в 00:00, просмотров: 517
  Испокон веков курсанты военных и морских училищ в ночь перед выпуском выделывали всяческие кренделя, многие из которых вошли в традиции. Они холятся и лелеются поныне. Так, в Новороссийске слушатели Государственной морской академии накануне выдачи дипломов наряжают в тельняшку и форменную фуражку памятник Пушкину. Курсанты Петербургской морской академии натягивают военную форму на памятник Крузенштерну, выпускники Одесской мореходки со всеми мыслимыми почестями облачают в военное статую Дюка Ришелье, а лейтенанты из Львовского военно-политического училища прилаживают погоны на плечи изваянию Нептуна.
     Сейчас, когда как раз настало время последних выпускных экзаменов и первых выпускных вечеров в военных училищах, академиях и институтах, репортеры “МК” решили выяснить, какие еще необычные обряды бытуют среди профессиональных защитников Родины.
    

     — В военных учебных заведениях ребята живут все вместе не один год, поэтому у них и существуют свои особые, передаваемые из поколение в поколение традиции, как “отрываться” напоследок, — объясняли нам на кафедрах военных заведений.
     Преподаватели, надо сказать, к выходкам своих подопечных относятся терпимо: сами когда-то что-то заканчивали и так же, порой нелепо, праздновали выпуск. А замученные строгим уставом молодые люди между тем, покидая родную alma mater, в ожидании выпуска творят вещи самые невообразимые.
     Предвкушая жизнь новую, выпускники заранее готовятся к своей последней, “королевской” ночи, несущей освобождение и пьянящую свободу. Так, в Саратовском военном училище, начиная за месяц до выпуска, каждую ночь кто-то из выпускников, нарушая все правила дисциплины, бежит в ближайший лес и громко бьет в рельс столько раз, сколько дней осталось до выпуска.
     Особый интерес представляет традиция портить совместно нажитое имущество, а именно — все то, что ребята купили в складчину. Традиция эта связана с невозможностью поделить нажитое и одновременно с нежеланием уступать кому-либо отличную вещь. Над музыкальными центрами, чайниками и прочими ценностями измываются, к примеру, в Костромском филиале военного университета радиационной и химическо-биологической защиты. А в одном московском военном училище особым шиком считается подключить телевизор к сети через большой удлинитель и сбросить с верхнего этажа — так, чтобы он на лету, пока не разобьется об землю, продолжал что-то вещать.
     Популярным символом освобождения и перехода к новой жизни являются также ночные бдения у памятников. Выпускники питерского училища внутренних войск каждый год всем гуртом пытаются, например, свалить Александрийский столп, что напротив Зимнего дворца. Говорят, что предприятие это однажды может увенчаться успехом из-за отсутствия фундамента у монумента.
     Другое военно-морское училище Санкт-Петербурга славится своими походами к Медному всаднику. В ночь выпуска ребята дружно надраивают яйца коню Петра I. А в Тюменском филиале Военно-инженерного университета отмечают выпуск, протирая гуталином сапоги памятнику Воину-освободителю. Особую пикантность зрелищу придает то, что сам памятник сделан из белого камня...
     Без чего еще не может обойтись ни один правильный праздник курсантов-выпускников? О чем говорят не иначе как с трепетом, содроганием, горящими глазами и сладостной дрожью в коленях? Да-да, вы правильно угадали. В Московской академии гражданской защиты МЧС, к примеру, это называется “Золотая неделя”. Спросите у молодых военных, что же такого особенного происходит в эту последнюю неделю перед выпуском, — и вам ответят с радостным предвкушением и восхищением в голосе, что ка-а-аждый день ВСЕ пьют.
     Бесшабашные выходки, развеселые гулянья заканчиваются. Наконец торжественное построение и вручение дипломов. Время загадывать будущее. В Академии МЧС на постамент ставится начищенный солдатский сапог, над ним вешают карту России. На карте выделены регионы, куда ребят могут отправить по распределению. На каждой географической зоне надписана ее денежная стоимость — например, “Москва — 100 рублей”, “Хабаровск — 50 руб.” Вызывают курсанта, выдают диплом, и тут обязательно подойдет парень к сапогу и положит туда денежку. Если в Москве служить хочет, то сто рублей положит, если в Хабаровске — пятьдесят и т.д.
     Распределение это, конечно, шуточное, начальством не учитывается, и в Центральный регион всех не отправят. Но, чтобы судьба тебе подфартила, надо дать ей откуп, внести лепту, задобрить. И набирается так полный сапог мятых денежных знаков. Куда дальше все это добро девается — дело темное. Одни говорят — пропивают; другие — что вытаскивают из сапога все богатство и каждому выпускнику напоследок по бумажке кладут под левый погон, под правый погон и под фуражку. И тут опять вся надежда на удачу: кому достанется по десятке, а кому и по пятисотке перепадет — все по-честному. Судьба!..
     Все-таки не всегда выпускники “хулиганят” и по-черному напиваются: есть еще красивые традиции, связанные с парадами и торжествами в честь выпуска. Так, в вышеупомянутом костромском военном учебном заведении на плацу в завершение парада молодцы в военной форме, проходя мимо своего руководства, подбрасывают вверх горсти монет под торжественную музыку. Облако монет взмывает в небо и со звоном оседает на землю, где их тут же бросаются подбирать радостные дети. Что означают эти “маневры”? Возможно, это дерзкое “нате!” или “вот вам!”, гордый вызов напоследок. А быть может, эта традиция пошла от старого обычая во время венчания осыпать молодых монетами — на добрую, богатую, счастливую жизнь.
    


Партнеры