Безумный из египетских ночей

Генеральная репетиция поминок отменяется

13 июля 2002 в 00:00, просмотров: 498
  Оказывается, среди творческой элиты, которая так любит публично отмечать юбилеи, премии и выслугу лет, есть белые вороны. Замечательный и удивительный театральный режиссер Петр Фоменко никогда публично не гуляет собственный день рождения. И более того, называет подобные мероприятия генеральной репетицией поминок. Сегодня Петру Наумовичу исполняется 70 лет. Но все, кто мечтал бы его поздравить, не имеют ни малейшего шанса обнаружить юбиляра в столице.
     Вообще, у него удивительная творческая судьба — спектакли он делал всегда особенные, неповторимые. Ставил в крупнейших и известнейших театрах Москвы и Петербурга. Актеры его обожают. Воспитал в ГИТИСе, где вел режиссерский курс, массу замечательных режиссеров. На его учеников — колоссальный спрос. И тем не менее Фоменко нигде никогда не был главным, постов ему в театрах не предлагали, хотя именно его спектакли делали кассу любого академического храма — “Без вины виноватые”, “Пиковая дама”, “Плоды просвещения”... Но похоже, что генеральское кресло с сопутствующими благами ему не очень было нужно. Несколько лет назад он построил собственный театр на основе одного курса. Театр получил название “Мастерская Петра Фоменко”. Его визитной карточкой стали потрясающие спектакли и отсутствие собственной крыши над головой. В то время, когда посредственные, но пробивные художники получали новые здания или переделанные старые, Фоменко с учениками мотался с одной съемной площадки на другую. “Волки и овцы” — лучший спектакль по Островскому — играли в Музее Ермоловой. Международный успех “Фоменок” также не способствовал появлению собственной сценической площадки.
     Наконец дали — на Кутузовском проспекте, в бывшем маленьком кинотеатре. Это место останется в истории благодаря именно молодому театру, созданному мастером Фоменко. В последние годы справедливость восторжествовала, и хоть и запоздало, но Петр Наумович стал получать заслуженное — национальную театральную премию, Государственную. Только в этом году он стал обладателем сразу нескольких “Золотых масок”. И что же?
     А ничего — Фоменко в своем репертуаре. Марши не заказывает, столов не накрывает, нужных гостей не зовет. Более того, в собственный день рождения исчезает из Москвы. И никто не знает куда. В театре давно смирились с менталитетом шефа и, например, прошлый его день рождения отметили без него: выпили в буфете, написали поздравительное письмо и отправили ему. Буквально на деревню дедушке — триста километров от Москвы, где в глубинке Тверской губернии затерялась его покосившаяся дачка. Ну не навороченный коттедж — иначе это был бы не Фоменко. Несуетный человек, нетусовочный художник, трудоголик. В этом сезоне он выпустил спектакль “Безумные из Шайо”, а в жару репетировал “Египетские ночи”, премьера состоится в сентябре.
     Несмотря на всю нелюбовь к собственным круглым датам, мы поздравляем Петра Наумовича и желаем ему оставаться такой же белой вороной — и в искусстве, и в жизни. Ибо связь — непосредственная.
    


Партнеры