КРУИЗ ВОКРУГ ЦВЕТА

Красный — это власть, синий — стабильность, а розовый — романтизм

14 июля 2002 в 00:00, просмотров: 438
  Говорят, способность итальянцев смело сочетать яркие цвета в одежде связана с тем, что природа “государства-сапожка” с избытком наделена живописными красками. Различать многочисленные оттенки у южан — в крови. А вот в Норвегии, напротив, живут поклонники сдержанных цветов: местным жителям как-то привычней созерцать снежные крыши, неброские серо-зеленые растения и затянутое облаками небо.
     Пользуясь привилегией различать многочисленные оттенки цвета (которой нет у братьев меньших), человечество никогда не задумывалось о том, что за этим стоит целая философия. И лишь в XX веке цвет стал предметом изучения ученых, модельеров и... кинематографистов.
    
     Разработал теорию цвета философ Карл Юнг, а уже вслед за ним француз Макс Люшер создал первый научный тест из серии: “скажи, какой ты любишь цвет, и я скажу кто ты”. Плод умственных усилий Люшера занимал по меньшей мере несколько сот страниц. Но до наших дней тест сократился до удобоваримых для обывателя размеров и стал более демократичным по содержанию. Теперь любая домохозяйка, выбрав из десятка с лишним разноцветных квадратиков наиболее понравившийся, может самостоятельно заключить: какой у нее темперамент, в каких цветах ей не следует ходить на свидания или встречаться с работодателем, и с каким партнером ей можно рассчитывать на долгое безоблачное будущее...
     Любители КРАСНОГО считаются людьми активными и рискованными. Этот цвет “забивает” все остальные и ассоциируется с властью и превосходством. Красный цвет возбуждающе действует на физиологию человека: от него учащается дыхание и поднимается давление. Это его качество недвусмысленно связано с выражением “улица красных фонарей”. Дамы, одетые в красное, однозначно пользуются повышенным вниманием у окружающих. И умело этим пользуются. К слову сказать, на последней церемонии “Оскара” многие кинозвезды женского пола, словно сговорившись, нарядились в красное. Среди них — ирландская певица Эния и актриса Кейт Уинслет. Результат был налицо: на экипировку обеих дамочек обратили внимание все без исключения модные фотографы и критики. Другой вопрос, что платья “красных девиц” писаки разнесли в пух и прах...
     СИНИЙ, напротив, олицетворяет духовное начало и ассоциируется со стабильностью и спокойствием. Этот цвет может заменить легкие успокаивающие средства: он понижает давление и замедляет дыхание. В одежде синий сигнализирует о консерватизме и сдержанности. По этой причине синий особенно любят финансисты, политики и... англичане (любимый цвет Маргарет Тэтчер, а также один из “фаворитов” королевы Елизаветы). А вот кинозвезды, памятуя об убийственном выражении “синий чулок”, предпочитают ГОЛУБОЙ: цвет благополучия, свободы, а по определению хиппи — еще и нирваны (голубой — один из любимых оттенков Бритни Спирс, Бориса Беккера и Кристины Агилеры).
     ФИОЛЕТОВЫЙ, по мнению Люшера, связан с мистикой и интеллектом. Что касается эмоционального воздействия, это второй (после черного) “закрытый” цвет. Так что если вам необходимо установить с кем-либо контакт (например, с работодателем на собеседовании), от всех оттенков фиолетового лучше отказаться. И наоборот, при необходимости отгородиться от злопыхателей фиолетовый сработает получше железных рыцарских доспехов.
     РОЗОВЫЙ свидетельствует о романтических настроениях, граничащих с простодушием. Любительницы одеться в “цвет Барби” не прочь скостить себе пару-тройку лет и ожидают от воздыхателей традиционных букетов с ленточками, посиделок в летних кафе и прогулок под звездным небом. К слову сказать, Барбара Картлэнд, производительница доброй сотни слезоточивых дамских романов, — давняя поклонница розового (даже спит под розовым пологом на розовых простынях и подушках). Часто одевается в розовое Николь Кидман. Однако ее появление в розовом на последней церемонии “Оскара” критики восприняли в штыки: мол, слишком уж слащаво.
     ЖЕЛТЫЙ — цвет витаминов, солнца и золота. Одним словом, он несет в себе позитивное начало и присутствует практически во всех детских рисунках. Также желтый часто эксплуатируют в рекламе, поскольку он символизирует еще и богатство. Что касается одежды, в больших количествах желтый цвет вызывает неоднозначную реакцию: на вас обязательно будут оборачиваться. Но чаще всего с выражением удивления на лице. Еще больше привлекает внимание ОРАНЖЕВЫЙ цвет. Именно поэтому “черные ящики”, которые устанавливают в самолетах на случай авиакатастроф, — на самом деле оранжевого цвета.
     БЕЛЫЙ — единственный цвет, который может достойно конкурировать с черным в самых разных сферах: на подиумах, светских вечеринках и в декоре помещений. Он символизирует женственность, чистоту и потребность в духовном росте. Белый традиционно предпочитают носить “шикарные женщины”: Шэрон Стоун, Мадонна, Элизабет Тейлор. Что объясняется просто: он привлекает внимание, и “дама в белом” должна спокойно реагировать на многочисленные пристальные взгляды.
     Если пациент из всей палитры красок выбирал ЧЕРНЫЙ, Люшер без лишних раздумий ставил суровый диагноз: тяжелая форма депрессии. В психологии этот цвет трактуют буквально: он сигнализирует о чувстве страха и опасности. Впрочем, у представителей модного мира на сей счет сложилось совершенно независимое мнение...
    
     Черное платье в белый горох
    
     “Я заставлю вас всех носить черное”, — заявила в начале прошлого века Коко Шанель. И, как всегда, оказалась права. В XX веке в гардеробах и на витринах модных бутиков однозначно царствовал черный, а классикой моды стало маленькое черное платье от Шанель. Конечно, были и послевоенные 50-е годы, окрашенные в самые лучезарные цвета, и цветочно-пестрая эпоха “детей цветов”, однако черный никогда не исчезал. Он лишь брал реванш на пару лет и неизменно возвращался: то принимая форму готической романтики, то — военной униформы, а в конце 90-х — на волне минимализма. По мнению историка моды Александра Васильева, не только двадцатый, но и XIX век был окрашен в черные тона. И это, по его мнению, связано с затяжными периодами экономической депрессии и общей социальной нестабильности.
     Среди модельеров, выделявших из цветового спектра черный, — уже упомянутая Коко Шанель, а также Кристобаль Баленсиага, Ив Сен-Лоран, Соня Рикель, Том Форд.
     Психологи по-разному объясняют стремление окружать себя черными вещами: с одной стороны, они утверждают, что черный — цвет “сильных мира сего” (достаточно упомянуть партийные черные “Волги” и “Чайки”, кожанки чекистов и обилие черных фраков и вечерних платьев на самых привилегированных светских мероприятиях). С другой стороны, те же психологи говорят, что черное предпочитают носить люди, которые стремятся “потеряться в толпе” и закрыться от внешнего мира. Еще одна версия — черный обожают люди с шизоидными наклонностями (в качестве наглядного примера столпы науки часто упоминают двух таких разных персонажей, как Мэрилин Мэнсон и... Майкл Джексон). Если же отбросить все доводы психологов и рассмотреть черный цвет с практической точки зрения, плюсы очевидны: он благороден, уместен на любом мероприятии, и он однозначно стройнит.
     Однако далеко не все дизайнеры предпочитают работать с черным. Англичанка Вивьен Вествуд утверждает, что черное носят те, у кого отсутствует фантазия. Сама Вивьен не ограничивает себя в выборе цветовой гаммы (достаточно вспомнить ее ярко-зеленые платья в сочетании с волосами цвета марокканского мандарина). Любимые цвета итальянца Джорджио Армани — серый, бежевый и синий. Валентино, создавая свои коллекции, отталкивается от “трех китов”: черного, белого и красного. Той же гаммы придерживается и отечественный кутюрье Вячеслав Зайцев. А Джанни Версаче всегда предпочитал белый.
    
     Страна апельсинов и “желтый дом”
    
     Если в странах Латинской Америке дамочки обожают наряжаться во все желтое (дабы в этом удостовериться, достаточно посмотреть пару-тройку серий любого телесериала), то в Сирии человек в желтом натолкнет прохожих на мысль, что у него недавно скончался близкий родственник. У большинства народов желтый считается символом богатства и счастья, но в некоторых странах этот цвет воспринимают со знаком “минус”. У персов желтый ассоциировался с глубоким отчаянием, в России он и вовсе считался цветом безумия, о чем красноречиво свидетельствует выражение “желтый дом”. Сегодня многие россияне не решаются дарить близким желтые цветы, полагая, что это может привести к разлуке. Сей факт, в свою очередь, вызывает неподдельное удивление у флористов из европейских стран... Одним словом, в каждой стране — своя реакция на цвета.
     Даже если весь мир, повинуясь диктату дизайнеров, оденется следующим летом в голубое, в Китае и Бразилии это модное веяние наверняка проигнорируют. Потому как в Поднебесной голубой считается цветом траура, а на родине пятикратных чемпионов мира по футболу ассоциируется с печалью. Сведения о любимом цвете в том или ином царстве-государстве были бы хорошей пищей для того же Макса Люшера. Любит нация голубой — стало быть, там процветает демократия и свобода, любит красный — значит, или народ слишком эмоциональный, или в стране бушует революция (красный — самый “политизированный цвет”).
     Итак, голубой — цвет номер один в США. Вслед за ним американцы называют “аквамарин”, а на третье место ставят фиолетовый (дистанция с окружающим миром). Хорошей репутацией пользуется в Ирландии, Австралии и Египте зеленый (цвет спокойствия, процветания, плодородия и мира). В Голландии любят оранжевый, а из фруктов, видимо, предпочитают апельсины. Белый — фаворит Мексики (на втором месте у мексиканцев — красный). В то же время в Китае, Вьетнаме и Индии белый означает смерть и горе. У утонченных французов наиболее приятные ощущения вызывает серо-зеленый цвет. И, если верить психологам, во Франции просто ненавидят черный. Впрочем, судя по неизменно черным туалетам парижанок, это утверждение вызывает некоторые сомнения.
     Красный любят в Ирландии и Ираке. В Китае и Индии он символизирует смех и энтузиазм. А вот почему красный ставят на первое место и россияне — вопрос неоднозначный. С одной стороны, на Руси красный издавна считался цветом приятным во всех отношениях. С другой — после 1917 года он сильно политизировался. Тем более красный указали в анкетах главным образом люди постпенсионного возраста... Также в России любят синий, зеленый и голубой цвета. Причем зеленый предпочитают на Севере и Дальнем Востоке, а синий — на Северном Кавказе.
    
     “Белая перхоть, черный снег”
    
     Умело воздействием цвета на психику пользуются в кинематографе. Женщину-вамп непременно наряжают в красное, а для актрисы, изображающей “саму невинность”, подбирают что-нибудь розовое. Последний пример — фильм “Восемь женщин” Франсуа Озона. Фанни Ардан, игравшая дамочку свободных нравов, была в красном, Катрин Денев (хоть и неверная, но все же мать семейства) — в пасторальном темно-зеленом, Изабель Юппер (старая дева) — в скучном коричневом, Виржини Ледоуен (студентка а-ля Барби) — в розовом, а Эмманюэль Беар (порочная горничная, но с виду — святая невинность) — в контрастных черном и белом.
     Часто тот или иной цвет фигурирует в названиях фильмов. Слышишь “красный” — значит, жди круто замешенную мелодраму (“Женщина в красном”, 1979), что-то о политике (“Красный октябрь”) или американский боевик о русских (“Красная жара”). Голубой в названиях присутствует, чтобы подчеркнуть: фильм пронизан идеями свободы, отрешенности и, возможно, он с некоторым оттенком грусти (“Голубая лагуна”, 1980; “Голубые Гавайи”, 1962). Пурпурный настраивает зрителя на “серьезный сюжет” с трагическими нотками (“Пурпурное сердце”, 1944; “Цвет пурпура”, 1985). Наиболее часто в названиях фильмов эксплуатируют черный и белый (“Черная кошка, белый кот”). Белый фигурирует в титрах, когда создатели фильма собираются поведать о чем-то светлом или философском (“Белая ложь”, 1991; “Белая мама”, 1980). Черный, как правило, используется в триллерах, фильмах ужасов и предвещает убийства и катаклизмы (“Черная рука”, “Черная метка”, “Черный снег”).
     Последний пример, где в названии фигурирует черный цвет, — “Люди в черном-II”. Эту картину, правда, никак не отнесешь к драме или “ужастику”. Но в данном случае все логично: густой черный цвет “разбавляют” светлые шутки, белоснежные улыбки героев в тридцать два зуба и такой же ослепительно белый... шампунь против перхоти. Компания, производящая сей косметический продукт, является спонсором картины: согласитесь, перхоть на черных плечах “спасателей планеты” — как-то несолидно.
    


Партнеры