Волга, Волга

Неизвестные факты из жизни любимого автомобиля Юрия Деточкина

21 июля 2002 в 00:00, просмотров: 1156
  21-й “Волге” давно уже пора поставить памятник, потому что именно эта (а не какая другая) машина стала не только классикой отечественного автомобилестроения, но и его гордостью по сей день. Самая удачная модель ГАЗа за 70 лет истории завода стала единственным советским автомобилем, экспортировавшимся в 75 (!) стран мира. В Бельгии ее называли “танком на колесах”, в Финляндии и Норвегии — “танком во фраке”, а в Англии — “рабочей лошадью”. За модель с оленем образца 1958 г. машина была удостоена Гран-при на международной выставке в Брюсселе, и это достижение осталось единственным в современной эпохе русских авто.

     Первая “Волга” сошла с конвейера 15 октября 1956 г., последняя — 15 июля 1970 г., и за этот период было выпущено 638.875 тыс. экз., из которых почти 30% ушло на экспорт. “Волгой” бредили, о ней мечтали, ее боготворили. Она не раз становилась почти главной героиней отечественных фильмов. Достаточно вспомнить хотя бы четыре ленты.
     Первая — “К Черному морю” (1957 г., реж. Андрей Тутышкин), где герой в исполнении Анатолия Кузнецова разъезжал на бордовой красавице. Второй, пожалуй, была дурацкая комедия Генриха Оганисяна 1963 г. “Три плюс два”, где также фигурировала “Волга”, в финале “подружившаяся” с горбатым “Запорожцем”. Больше других любил “ГАЗ-21” Эльдар Рязанов (сам в прошлом обладатель этой машины), запечатлевший ее в фильмах “Берегись автомобиля” (1966) и “Старики-разбойники” (1971).
     К середине 60-х у “Волги” был уже своеобразный культ, причем в рекламе она не нуждалась. В свободной продаже “21-й” не было, а стоимость ее равнялась почти пятидесяти месячным зарплатам инженера...
     А теперь — немного истории.
     Горьковский завод приступил к проектированию новой машины уже после смерти Сталина, когда с начала производства “Победы” прошло 7 лет. Разработка автомобиля шла сногсшибательными темпами: возглавляемая конструкторами Борисовым и Невзоровым команда через каких-то пять месяцев подготовила ходовой прототип, а еще спустя год с небольшим три “Волги” отправились на государственные испытания. К тому времени основные черты характерного облика “ГАЗ-21” уже сформировались, за что отдельное спасибо еще одному “отцу” машины — якуту Льву Еремееву. Он же является автором отлично знакомой каждому из нас стремительной фигурки оленя, украшавшей капоты ранних “Волг”. Хотя по другой версии олень появился вовсе не в Якутии, а на берегах “русской реки, олицетворяющей СССР”, из-за пожеланий финнов, первыми изъявивших желание заполучить на экспорт напичканную хромом “Волгу”. И, естественно, автором оленя являлся некий финский художник...
     Итак, испытания позади, и начало массового выпуска приурочили, как и полагается, к важному событию. К съезду КПСС, как ни старались, не успели — пришлось ориентироваться на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, открывшийся в Москве летом 1957 года.
     Первая из пошедших в серию модификаций называлась “ГАЗ-21Б”. На машину устанавливался двигатель от “Победы” с нижним расположением клапанов, рабочий объем которого был увеличен с 2112 “кубиков” до 2432, в результате чего его мощность возросла с 52 до 65 лошадиных сил. Двигатель вращал задние колеса через трехступенчатую механическую коробку передач и разгонял автомобиль до 120 км/ч. Как у большинства американских машин того времени, рычаг КПП располагался у “Волги” на рулевой колонке. Из прочих особенностей конструкции отметим передние рычажные амортизаторы — диковинку сегодня.
     К осени ГАЗ приступил к производству абсолютно нового двигателя, предназначенного для “двадцать первой”. Этот четырехцилиндровый верхнеклапанный мотор с блоком из алюминиевого сплава при объеме 2445 куб. см развивал мощность в 65 л.с.; его товарный вариант имел уже 70 л.с. Возросла и максимальная скорость: теперь она составляла 130 км/ч, а до 100 км/ч автомобиль разгонялся всего за 35 секунд (по тем временам — круто). Машина выпускалась в трех исполнениях — 21, 21А и 21В; как вы догадываетесь, версия “А” оснащалась трехступенчатой гидромеханической коробкой-автоматом, которая после соответствующей доводки позже появилась на “Чайке”. Иными словами, “ГАЗ-21А” стал первым советским автомобилем с полноценным “автоматом”.
     Увы, суровая отечественная действительность поставила крест на многих передовых технических решениях, нашедших применение на “Волге”. Низкое качество трансмиссионной жидкости резко сокращало срок службы деталей АКПП, а ремонтировать ее по сути было негде. Из разных источников известно, что было выпущено около 700 “Волг” с “автоматом”, но до сегодняшнего дня не дожила ни одна.
     В 1958 г. в Брюсселе “ГАЗ-21” выиграла Гран-при, но по некоторым данным эта победа была чисто “бартерной”. Дело в том, что первые 3—4 года “Волга” изготавливалась из бельгийской стали, доработанной советскими химиками-технологами. Именно они создали суперкузов на основе бондаризации (далее просим прощения за сложные химические термины) — ускоренного фосфацирования в специальном агрегате. Кузов “Волги” тщательно промывался горячим раствором фосфорнокислых солей цинка в присутствии азотнокислого натрия и углекислой меди. В результате на поверхности образовывалась мелкокристаллическая фосфатная пленка, защищавшая металл от коррозии. Для нанесения грунта вращающийся кузов погружался в окрасочную ванну. Применявшиеся технологии обеспечивали защиту от коррозии не только наружных, но и внутренних панелей (которые при обычной обработке были бы недоступны). И тем не менее первые владельцы правдами и неправдами доставали на оборонных заводах корабельный сурик и обрабатывали им крылья и днище...
     За годы выпуска было три основных модельных ряда — “звезда-клыки”, “акулья пасть” и “китовый ус”.
     Что касается модификаций, то за 14 лет их было аж 53 (такое никаким “Жигулям” не снилось). Самыми популярными были — универсал, такси, санитарная. Каждая модификация имела буквенный индекс (А, Д, В, Е, Б и т.д.), а самыми экзотическими были “ГАЗ-21АЮ” (для тропического климата, с возможностью установки второго радиатора и кондиционера), “ГАЗ-21ПО” (для субтропиков, с особой оцинковкой кузова и способностью не кипеть в горах), М-21Д (только на экспорт, с форсированным двигателем и хромированными молдингами по бокам и на крыльях).
     И, наконец, самая экзотическая модель (интересно, сохранилась ли хоть одна?) — “ГАЗ-23”. Это был “волк в овечьей шкуре”, предназначавшийся только для КГБ. У нее был 8-цилиндровый двигатель 3,5 л мощностью под 200 л.с. от “Чайки” с “автоматом” и гидроусилителем руля. Был еще и дизель, но купить его можно было только в Европе.
     В 1962 г. с “Волги” исчезли олень и “клыки”. Тогда посчитали, что именно эти две хромированные и слишком дорогие в производстве “игрушки” очень опасны при столкновении с пешеходом. Тогда же изменили полярность бортовой сети автомобиля: на кузов подается “минус” (вместо “плюса” на первых моделях). Начали установку телескопических амортизаторов вместо рычажных и фильтра тонкой очистки топлива. Устранили централизованную систему смазки шасси. На часть автомобилей вместо фильтров грубой и тонкой очистки стали устанавливать центробежный масляный фильтр. Впрочем, ввиду его ненадежности вскоре вернулись к первоначальной схеме очистки масла. Впервые в 1962 году появился и омыватель переднего стекла, катафоты на задних подфарниках и брызговики.
     Для Англии начали изготавливать “Волги” с правым рулем (“ГАЗ-21П”).
     В 1962 году проведено последнее внешнее обновление “Волги”. Автомобили “третьей серии” отличались облицовкой радиатора с 36 узкими прорезями, бамперами, нижними декоративными накладками, заводским знаком, подфарниками, задними фонарями и фонарем освещения номерного знака. В салоне применены новые обивочные материалы. Вместе с установкой новых бамперов спереди появились буксировочные крюки. Серьезной модернизации был подвергнут двигатель: его мощность возросла до 75 л.с.
     Базовая модификация получила индекс “ГАЗ-21Л”. Производились также: “ГАЗ-21У” с улучшенной отделкой, “ГАЗ-21УС” с 85-сильным движком, “ГАЗ-21Т” — для такси (с 1963 года на нее устанавливали раздельные передние сиденья); экспортная модификация — “ГАЗ-21М”. Последняя отличалась от базовой установленными хромированными окантовками лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних крыльев и стилизованными надписями “Волга” на передних крыльях. На экспортные машины также устанавливались форсированные до 85 л.с. двигатели.
     Одновременно с началом выпуска “третьей серии” появилось серийное производство легкового автомобиля на базе “ГАЗ-21” с кузовом типа универсал. Базовая модель получила индекс “ГАЗ-22”. Модификация универсала для экспорта имела индекс “ГАЗ-22М” (ее можно видеть в фильме “Кавказская пленница”) и отличалась от базовой набором декоративных хромированных элементов — аналогично модели М-21М.
     В 1964 году завод произвел еще одну модернизацию “Волги”. Внешне она при этом не изменилась. Автомобиль получил усиленные передние лонжероны, роликовые подшипники в ступицах передних колес. Было модернизировано переднее сиденье: понижена высота подушки и введена возможность регулировки наклона спинки. Установлен отопитель большей производительности и модернизированы стеклоочистители. Впервые на наших машинах появилось правое, наружное зеркало заднего вида.
     Именно в 1964 г. появилась версия “ГАЗ-21Н” с установленным на полу между сиденьями (как у современных машин), а не на руле, рычагом КПП, и эти машины сегодня наиболее ценятся среди коллекционеров.
    



Партнеры