Жир Вашему дому

Похудеть можно будет без помощи диет

На Кавказе говорят: красивая женщина — толстая женщина. К большому огорчению знойных мужчин, красавиц в мире скоро совсем не останется. Похоже, ученые нашли наконец способ борьбы с лишним весом. А какая женщина им не воспользуется?..
     Оказалось, склонность к ожирению запрограммирована в генах. К такому выводу пришли шведские ученые из университета Гетеборга. Пока неизвестно точно, как работает выявленный ген. Известно только, что на одних людей он действует сильнее, нежели на других.
     Масса жира у подопытных мышей с активированным геном FOXC2 составляла десять процентов веса тела, тогда как у обычных мышей — тридцать процентов. Зато по весу они ничем не отличались от собратьев: он сохранялся за счет мышечной массы. Кроме того, у экспериментальных животных был ниже уровень холестерина, жирных кислот и сахара в крови.
     Параллельно со шведским “геном жира” американские ученые обнаружили другой ген — MGIC. Это деформированный ген, который в нормальных условиях контролирует в организме мышей производство так называемых адипоцитов — клеток, предназначенных для отложения жира “про запас”. И если блокировать работу аналогичного человеческого гена, то можно будет контролировать вес по своему усмотрению.
     — Безусловно, это открытие, — заявил ведущий специалист Республиканского центра репродукции человека Алексей Семенович ПЕВЦОВ . — В жировых клетках мышей, обладающих активным “геном жира”, обнаружено увеличение митохондрий, в которых происходит образование энергии из питательных веществ. Эти клетки потребляют кислорода в четыре раза больше, чем обычные. До этого считалось, что в основе ожирения лежит энергетический дисбаланс, заключающийся в несоответствии между количеством калорий, поступающих с пищей, и энергетическими затратами организма. Но причина дисбаланса не была установлена. Теперь можно будет разработать новые подходы к профилактике и лечению ожирения и сахарного диабета.
     Вопрос в том, как работает этот ген. Пока он обнаружен лишь у мышей, но не у человека. Не факт, что ген поможет человеку похудеть — возможно, вес останется тем же, только вместо жира будут мышцы. Думаю, что в обоих случаях — и шведском, и американском — возможны побочные явления. Первый способ может быть чреват для человека, у которого этот ген активируют, второй — вообще еще мало изучен. К тому же, если избыточный жир не сможет откладываться в организме, он ведь должен куда-то исчезнуть? Значит, он будет сжигаться, а это может привести к смертельно опасному отложению липидов в печени.
     Скоро ли российские пациенты смогут воспользоваться новым методом? Думаю, для этого должно пройти лет пять-шесть. Я не исключаю, что за это время мы узнаем про “ген жира” много нового. Главное — не попасть в руки мошенников, а они, я уверен, на новой волне “борьбы с ожирением” обязательно появятся.