Четыре ошибки львовских авиаторов

Эксперт “МК” о причинах катастрофы

29 июля 2002 в 00:00, просмотров: 416
  Что могло привести к трагедии во Львове? Какие ошибки допустили летчики и устроители шоу? На эти вопросы “МК” попросил ответить эксперта по расследованию авиационных происшествий, летчика с 30-летним стажем Валентина НИКОЛАЕВА.
     — В авиации все знают: крайне нецелесообразно при выполнении столь сложных фигур высшего пилотажа сажать рядом равноценных пилотов — и по званию, и по должности, и по опыту. Два полковника в кабине одного самолета — это чревато всякими неожиданностями. Каждый “тянет одеяло на себя”, старается первым принять решение. Конечно, формально в таких полетах есть старший, но на самом деле в кабине идет скрытая психологическая борьба. Вообще, подобные упражнения (то, что пытались показать во Львове летчики, называется “переворот на развороте”) предпочтительнее выполнять на одноместном самолете. Может, в распоряжении украинских авиаторов их просто не было? В любом случае выделение двухштурвального “Су-27” для подобного шоу — большая ошибка.
     Безусловно, летчики пошли на риск, решив выполнить столь сложную фигуру на такой маленькой высоте (всего около 50 метров). В таких случаях оптимальной считается высота в 100—150 метров. Едва ли полковники приняли такое решение уже в воздухе: все эти тонкости оговариваются при подготовке авиашоу. Соответственно, те чины, которые отвечали за программу, по-видимому, дали “добро” на переворот на малой высоте.
     Очень похоже, что два полковника не слишком тщательно отрепетировали свое выступление. Разумеется, поодиночке они выполняли “переворот на развороте” не один десяток раз. А вместе? Едва ли. Но во время показательных выступлений именно синхронность действий двух летчиков — главный залог успеха. На этом в свое время “прокалывались” многие знаменитости.
     Наконец, расположение зрителей на поле, судя по кадрам из Львова, совершенно не отвечало правилам безопасности. По неписаному правилу, публика на авиашоу занимает места только по одну сторону от взлетно-посадочной полосы. А там люди оказались и справа, и слева. Этим объясняется рекордно большое число жертв.
* * *

     Авиатехника эксплуатируется на Украине с серьезными техническими нарушениями, говорят эксперты КБ “Сухого”.
     Не исключено, говорят они, что причиной трагедии мог стать отказ истребителя “Су-27”, так как “после распада СССР авиатехника на Украине эксплуатируется с серьезными техническими нарушениями”. В последние годы Украина из-за отсутствия средств почти прекратила закупку запасных частей, а хранящиеся на украинских складах со времен СССР запасные части пережили установленные разработчиком и производителем сроки. Кроме того, стало нормой, когда из двух самолетов собирается один.
     Бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал армии Анатолий Корнуков: “На мой взгляд, это была очевидная авантюра с точки зрения организации полетов, потому что над зрителями самолету проходить нельзя... Он должен быть как минимум в 150—200 метрах в стороне от зрительских трибун. То, что в украинском “Су-27” находились полковники, ни о чем не говорит. Может быть, если бы в нем были майоры или капитаны, все было бы по-другому. Большие начальники на такие полеты летают нечасто”.
     Бывший помощник президента Украины по военным вопросам генерал Вадим Гречанинов: “Главное — отсутствие достаточных мер безопасности на земле, которые могли бы позволить пилотам в случае чрезвычайной ситуации маневрировать за пределами территории, где находились люди”. Почему “Су-27” шел на слишком низкой высоте? Это может быть не ошибка, а лихачество”.

По материалам информагентств.


    Партнеры