Страшные сны Леонида Кучмы

Стрелочника нашли быстро. Причину трагедии, возможно, не назовут никогда

29 июля 2002 в 00:00, просмотров: 205
  Украина в трауре. Скорбная горка цветов у входа на военный аэродром “Скнилов” растет с каждым часом. А число жертв львовской трагедии, которая произошла во время показательного авиашоу в субботу, все увеличивается. И хотя до оглашения официальной версии происшедшего пройдут многие дни, может быть, и месяцы, никак не отмахнуться от мысли, что у этой трагедии есть некий свой, неповторимый, украинский фактор.
     — Я и раньше считал, что военные должны с особой ответственностью относиться к выполнению различных военных учений. Гражданские лица не должны зависеть от того, что делают военные, — эти слова украинского президента Леонида Кучмы после трагедии звучат как запоздалое покаяние. В какой-то момент число жертв разбившегося “Су-27УБ” (учебно-боевой) составило 78 и совпало с числом жертв самолета “Ту-154”, сбитого в прошлом году украинской ракетой. Но затем перешагнуло этот страшный счет. Скоро год, как памятные учения со стрельбой по живым мишеням продемонстрировали истинное состояние вооруженных сил “незалежной”, а заодно — лицо украинской власти: растерянное, но пытающееся всеми силами сохранить хорошую мину при плохой игре.
     — Это словно плохой сон, — говорил Кучма, прибыв во Львов. И тотчас заявил, что впредь запретит проведение в стране такого рода зрелищ. Хотя вообще-то это стоило сделать намного раньше. После того как был сбит “Ту-154”, когда было ясно, что украинские ВВС и в целом армия далеки не только от стандартов НАТО, но и от стандартов бывшего СССР, во времена которого был создан “Су-27”.
     Создавали его в пику американскому “F-16 Eagle” (“орел”). И по тем временам наш орел не уступал американскому хищнику. По крайней мере в статистике авиакатастроф. Сыпались с неба “F-16 Eagle” довольно часто. В марте 2001-го два таких самолета разбились в Шотландии (оба пилота погибли), два “орла” упали в Атлантику из-за неисправности двигателей, два погибли в Неваде “из-за ошибок пилотов”, были и другие случаи, и в каждом конкретном специальная комиссия американских ВВС скрупулезно выясняла причины.
     Особенно интересен рапорт о причинах гибели одного из “близнецов” “Су-27” 19 марта 2000 года во время шоу, проходившего близ авиабазы Кингсвилл (штат Техас). Пилотировал его опытный летчик, (как и на аэродроме “Скнилов”, где “Су-27УБ” вели два полковника), и тем не менее произошла катастрофа. Причин ее оказалось несколько. Пилот “F-16” вряд ли собирался повторить “подвиг Чкалова”, в чем сейчас обвиняют украинских летчиков, он просто намеревался выполнить фигуру высшего пилотажа на малой высоте, но “не учел поднявшийся боковой ветер”. Кроме того, как позже выяснилось, пилот потерял ориентацию, запутавшись в скрещивающихся взлетно-посадочных полосах аэродрома. Инструкция требовала от летчика в этих обстоятельствах, особенно при боковом ветре, прекратить выполнение фигур и уйти в сторону от зоны шоу, но летчик рискнул, и двухвостый близнец “Су-27” рухнул.
     В таких ситуациях даже эксперты делают поначалу весьма осторожные выводы. Факторов, которые привели к львовской трагедии, как мы можем судить по аналогичным примерам, может быть несколько. Пока же Кучма уволил главнокомандующего ВВС Украины генерал-полковника Виктора Стрельникова. Символическая фамилия — стрелочника нашли быстро.
    


Партнеры