Стечение обстоятельств

Самолет погубил руль высоты?

30 июля 2002 в 00:00, просмотров: 1147
  После каждой крупной авиакатастрофы десятки и сотни экспертов высказывают на страницах СМИ свое мнение относительно причин очередной трагедии. Чаще всего эти оценки — диаметрально противоположные, хотя по большому счету глобальных версий, как правило, совсем немного: отказ техники, ошибка экипажа, ошибка наземных служб или так называемые непредвиденные обстоятельства. Мы попросили проанализировать несчастный случай в аэропорту “Шереметьево” как непосредственных участников расследования катастрофы, так и независимых специалистов.

* * *

     — Для установления истинной причины катастрофы и предотвращения подобных происшествий в будущем создана государственная комиссия по расследованию авиационного происшествия с самолетом “Ил-86”, бортовой номер 86060, — заявил “МК” заместитель руководителя Межгосударственного авиационного комитета Олег ЕРМОЛОВ. — В районе аварии в первый же день были найдены фрагменты одного из “черных ящиков”. Но устройства, записывающего информацию, среди них не оказалось. Также уже найден аварийный накопитель информации. Кроме того, обнаружены бортовые регистраторы параметрической и звуковой информации. Они доставлены в Межгосударственный авиационный комитет, и специалисты комитета приступили к их исследованию. Данные именно с этих устройств должны пролить свет на причину аварии.

* * *

     “МК” связался с начальником инспекции по безопасности полетов “Аэрофлота” Александром КОЛДУНОВЫМ, который входит в комиссию по расследованию причин катастрофы самолета “Ил-86” “Пулковских авиалиний”.
     — Александр Александрович, каковы, на ваш взгляд, причины трагедии?
     — Пока об этом говорить еще рано. Но уже практически точно можно сказать, что двигатели работали нормально, и причина не в них. Не подтвердилась информация и о том, что самолет перед взлетом не прошел технической проверки. Она была — и никаких неполадок не обнаружила.
     Наиболее вероятной версией на сегодня является потеря скорости вследствие увода стабилизатора (одна из горизонтальных плоскостей крыла, обеспечивающая устойчивость самолета на критических участках полета — взлете, посадке) на нерасчетные углы атаки. Именно это и могло стать истинной причиной трагедии. Но все подробности — только после официального решения комиссии.
     — В связи с мощными вспышками на Солнце многие говорили о возможных именно в эти дни техногенных катастрофах. Нет ли здесь какой-то зацепки?
     — Мы с вами не будем гадать на кофейной гуще, а такие предположения — именно из области гаданий. И вспышки на Солнце, на мой взгляд, к катастрофе отношения не имеют. Проблемы именно технические.

* * *

     Одна из наиболее расхожих версий катастрофы — “Ил-86” мог упасть из-за попадания в двигатель птицы. Однако руководитель специально созданной орнитологической комиссии, сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН Сергей ЗОЛОТАРЕВ высказал в интервью “МК” свои сомнения:
     — Мы, конечно, все проверим, для того и создана наша комиссия. Только из опыта известно, что с галкой или вороной в одной турбине самолеты садятся практически без проблем. Чтобы рухнуть такой махине, нужно, чтобы птицы парализовали сразу оба двигателя. Но это возможно только в случае столкновения самолета с целой стаей пернатых, что в конце июля просто исключено. У птиц сейчас не перелетный период, да и орнитологическая служба аэропорта активно отпугивает их от взлетной полосы. С начала работы специальных установок, издающих тревожные для врановых звуки, в аэропортах стали регистрировать по одному-два столкновения птиц с самолетами в год. Раньше их было в десятки раз больше.

* * *

     Летчик-испытатель, Герой России Магомед ТОЛБОЕВ так прокомментировал “МК” катастрофу в “Шереметьево-1”:
     — Я испытывал этот самолет. И даже после катастрофы продолжаю считать, что это самый надежный самолет в мире. Если у него отказывает один из четырех двигателей (основная официальная версия), он может не только преспокойно совершить безаварийную посадку, но и продолжать лететь. Отказ одного двигателя никак не может служить причиной трагедии. Тем более у самолета не могли отказать сразу все четыре (приходилось слышать и такое). Они могли отказать, только если самолет вместо бензина заправить водой... Скорее всего, дело тут в чем-то другом.

* * *

     — Внешне авиакатастрофа в “Шереметьево” очень похожа на трагедию в этом же аэропорту двухлетней давности, когда погиб журналист Артем Боровик, — говорит независимый эксперт по расследованию авиационных происшествий Валентин НИКОЛАЕВ. — И тогда, и сейчас имел место непреднамеренный выход на режим сваливания. Это довольно часто становится причиной катастрофы: например, в 80-х годах при схожих условиях в Пушкине разбился “Ту-104” с морскими офицерами на борту. Другое дело — почему так случилось, почему экипаж допустил “сваливание” самолета. Здесь можно выдвинуть несколько версий.
     Версия первая — нестандартность полета. Ведь командир экипажа Константин Иванов, каким бы опытным пилотом он ни был, привык летать на полном самолете. А это совсем разные вещи — подниматься в воздух на машине, забитой багажом и пассажирами, или на фактически пустом лайнере. Когда взлетаешь налегке, следует учитывать, что при взятии штурвала на себя “до пупа” (есть такое жаргонное выражение) самолет гораздо быстрее набирает высоту и действительно может непроизвольно занять вертикальное положение.
     Не следует сбрасывать со счетов и внешние факторы — такие, например, как сдвиг ветра. Это означает резкое изменение скорости ветра на небольшой высоте: например, в первые секунды полета ветер дул в одну сторону, а еще через пару секунд — в другую. Кстати, американцы уже давно занимаются изучением этого явления, и, по их данным, на совести ветра — около 20% авиапроисшествий. У нас же почему-то ветер сбрасывают со счетов. А ведь в воскресенье и погода способствовала такому развитию событий: сильный прогрев воздуха — плюс особенности местного ландшафта (самолет взлетает по полю, а потом набирает высоту над лесом).
     Версия об отказе двигателей действительно вызывает сомнения — уж больно они у “Ила” мощные. Хотя вспомните опять же трагедию в Иркутске, когда “Руслан” упал на жилые дома. Там внезапно вышли из строя как раз три двигателя: в один перестало поступать топливо, с двумя другими произошло то, что в авиации называют “помпаж”. При помпаже нарушается приток воздуха в двигатель, и агрегат просто “захлебывается” топливом. Двигатель в таких случаях начинает “кашлять”, происходит выброс пламени оранжевого цвета. Кстати, именно такое явление наблюдали свидетели воскресной катастрофы. Так что как минимум один двигатель, вероятно, все же вышел из строя. Но только из-за этого “Ил” не мог упасть. Тут явно имело место стечение целого комплекса обстоятельств.
     Еще один вариант — нарушение аэродинамической системы. Например, закрылки могли не убраться синхронно: левый “ушел”, а правый не изменил положение и “перевернул” самолет. Такое, кстати, случалось с “Илом” другой модификации — в середине 80-х в Витебске.
     Наконец, то, о чем говорил представитель “Аэрофлота”, — возможно нарушение управляемости руля высоты. Даже на кадрах с места катастрофы видно, что так называемый триммер (“руль на руле”) стоит в таком положении, какое он обычно принимает, когда самолет должен снизиться. Почему это произошло? Вот главный вопрос для тех, кто расследует эту трагедию. В любом случае на устранение нештатной ситуации у летчиков было от силы 5 секунд. Увы, спасти самолет при таких условиях крайне сложно.
    





Партнеры