Кто прокормит солдата Швейка?

За безопасность НАТО платить

30 июля 2002 в 00:00, просмотров: 195
  Для России вступление в Североатлантический союз бывших партнеров по Варшавскому договору Польши, Венгрии и Чехии — как удар ниже пояса. Границы НАТО приблизились к нам еще на 700 километров — теперь время для внезапной агрессии значительно сократилось. Впрочем, не обошлись без проблем и сами новички альянса: помимо того, что далеко не все население этих стран одобряет союз с НАТО, им приходится нести огромные финансовые затраты за подобное военное партнерство.
     За расширение НАТО придется платить — и платить много. Западные страны, которые всегда тщательно просчитывают экономические последствия любого внешнеполитического шага, пока якобы еще не в состоянии определить цену расширения. В НАТО избегают давать официальные оценки стоимости интеграции вооруженных сил Венгрии, Польши и Чехии в атлантические структуры. Однако даже по наиболее дешевому варианту эта затея потянет на сумму в 60 миллиардов долларов в течение 10 лет.
     В общей сложности для новых членов расходы составят порядка одного миллиарда долларов ежегодно, в то время как расходы на переоборудование и оснащение их региональных военных потенциалов составят 600—800 миллионов ежегодно. В соответствии с финансовыми принципами НАТО эти расходы будут возложены на Венгрию, Чехию и Польшу. США же примет участие в финансировании только в тех пределах, которые будут представляться разумными для Соединенных Штатов и одобрены конгрессом. Плата за “натовский зонтик”, заметим, немалая, например, весь оборонный бюджет Польши ранее составлял 2,6 миллиарда долларов, Чехии — 1,025 миллиарда, Венгрии — 641 миллион. При этом Чехии для самостоятельного переоснащения вооруженных сил по натовским стандартам требуется в течение 12 лет тратить на эти цели 80 процентов оборонного бюджета. Это притом что Прага на закупку вооружений и военной техники расходовала только 14 процентов оборонного бюджета, а на инфраструктуру — всего четыре.
     В чем же заключаются расходы новичков альянса? Это:
     — содержание чиновничьего аппарата в военной штаб-квартире НАТО (SHAPE);
     — взносы в бюджет НАТО;
     — модернизация вооружений и подгонка их под североатлантические стандарты;
     — рост бюджетных расходов на оборону.
     До последнего времени на вооружении армий этих стран находилась практически только техника советского образца. Периодически она модернизировалась и обновлялась за счет собственной “оборонки”, выпускающей, опять же, оружие и технику по советским “лекалам”. Теперь Венгрии, Польше и Чехии предстоит равняться на натовский калибр — в альянсе существуют весьма жесткие требования к общепринятым для всех стран-участниц стандартам. Это касается и средств связи, и ПВО, и стрелковых вооружений. Например, только подведение к одному стандарту в области коммуникаций и противовоздушной обороны составляет 700—900 миллионов долларов ежегодно. Придется потратиться даже на новую форму одежды.
     Серьезные затраты пришлись и на закупку боевых истребителей, которые в Венгрии, Чехии и Польши тоже были советского производства (“МиГи”). Чехия отдала предпочтение европейскому поставщику — консорциуму Gripen, а поляки и венгры остановились на американских “F-16”. Праге сделка с 36 самолетами обошлась в 2 миллиарда долларов. Варшаве, взявшей в аренду 16 бэушных самолетов и купившей 44 новых, пришлось выложить 3,5 миллиарда. Будапешт ограничился 500 миллионами долларов за аренду 24 подержанных истребителей.
     Что же касается самой реформы армий, то ни Венгрия, ни Чехия, ни Польша пока не могут похвастать здесь особыми достижениями. По сути дела, все они остаются постсоветскими армиями — практически весь старший командный состав обучался в советских академиях, и старая закваска еще не выветрилась из их голов. Переход на натовский стандарт в головах военных произойдет гораздо позже, чем перевооружение и пошив новой формы.
    


Партнеры